Информационные потоки в логистике
Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. В логистике выделяют следующие виды информационных потоков: - в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный; - в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний; - в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: - опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; - одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; - вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Информационный поток характеризуется следующими показателями: - источник возникновения; - направление движения потока; - скорость передачи и приема; - интенсивность потока и др. Управлять информационным потоком можно следующим образом: - изменяя направление потока; - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; - ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: - количеством обрабатываемых или передаваемых документов; - суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах. Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, так же сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.
Понятие материального запаса Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материало проводящей цепи сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию. Материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
- замороженные финансовые средства; - расходы на содержание специально оборудованных помещении; - оплата труда специального персонала; - постоянный риск порчи, хищения. Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят: - потери от простоя производства; - потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса; - потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др. Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли. Складирование в логистике Логистика складирования – управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства. Объектом логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, обработки и упаковки. Склад – это сооружение, состоящее из некоторого числа взаимосвязанных элементов, выполняющее ряд функций связанных с накоплением, переработкой и распределением товаров и грузов между потребителями. Потоки товаров на складе разделяют на три вида:1. Входящий поток подразумевает все товары и грузы попадающие на склад из вне. Входящие грузы обуславливают необходимость в разгрузке, проверки количества и качества привезенного товара, проверки и обработке сопроводительной документации и т.д. 2. Исходящий поток – это все материалы и грузы покидающие склад. Исходящий поток предполагает выполнения ряда операций: погрузка транспорта, подготовку сопроводительных и грузовых документов, предварительную упаковку груза, его комплектацию и т.д. 3. Внутренний поток – это перемещение товарно-материальных ценностей внутри склада, предполагает необходимость перемещения, сортировку, обработку груза, оформления складских документов и т.д. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.
Функции логистики складирования: 1. Контроль над поставками. Учет и контроль поступающих и отправленных со склада товаров, позволяет обеспечить ритмичность обработки грузов, сократить время хранения и повысить оборот склада. От эффективности выполнения данной функции зависит эффективное управление запасами. 2. Разгрузка и приемка товаров. Включает разгрузку товара, обработку и проверку сопроводительной документации, проверка количества и качества поступившего товара. Перемещение товаров внутри склада.3. Складирование и хранение товаров. Представляет собой процесс размещения и укладки товаров на хранение. При осуществлении данного процесса должны наиболее рационально использоваться объем склада и его площадь, учитываться особенности хранения определенных видов товара.4. Комплектация и отгрузка товаров. Данный процесс предполагает подготовку товаров к транспортировке в соответствии с заказами клиентов. При этом осуществляется получение заказов, отбор товаров по наименованиям, формирование оптимальных партий для отгрузки, оформление сопроводительных документов и погрузку товаров в транспортные средства. Выбор оптимального варианта системы складирования производится после экономической оценки каждого из них. Критериями оценки могут быть: эффективность использования складской площади и объема; показатель общих затрат на 1 единицу товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту и др. Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания. Основные принципы логистического сервиса:1. максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий; 2. неразрывная связь сервиса с маркетингом; 3. гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка. Задачи логистического сервиса: 1) консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий, позволяющее сделать правильный выбор; 2) подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники; 3) передача необходимой технической документации, позволяющей соответствующим специалистам должным образом выполнять обслуживающие функции;4) предпродажная подготовка изделия во избежание отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю; 5) доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути; 6) приведение изделия в рабочее состояние и демонстрация потребителю его в действии; 7) обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течении всего срока нахождения его у потребителя; 8) оперативная поставка запасных частей.
Этапы формирования системы логистического сервиса: 1. Сегментация потребительского рынка, т.е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления. 2. Определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг. 3. Ранжирование (упорядочение) услуг, входящих в составленный перечень, по значимости для покупателей, сосредоточение внимания на наиболее значимых услугах. 4. Определение стандартов услуг для отдельных сегментов рынка. 5. Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании. 6. Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|