Организация торговой деятельности
ООО «Гарант» занимает общую площадь 150 кв. м., из них торговый зал- 47 кв. м., административно-бытовые помещения 33кв.м., помещение Интернет-магазина-12 кв.м, помещения для приёмки и хранения товаров- 58 кв. м. Основные формы продажи в магазине ООО «Гарант»- продажи товаров по образцам и через Интернет-магазин. Продажа товаров по образцам- это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам. и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям- самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Товары полностью собраны, их можно осмотреть и увидеть в действии. Продавцы- консультанты оказывают профессиональную помощь в выборе необходимой техники. У каждого образца имеется свой ценник, который содержит следующую информацию: -Наименование товара -Страна изготовителя -Цена -Марка товара -Артикул -Сведения об основных технических характеристиках -Дата поступления товара в продажу Все претензии покупателя по качеству доставленного товара или отказ от его приемки оформляется в письменном виде. При этом покупатель обязан предъявить товарный (кассовый) чек и технический паспорт или заменяющий его документ. Основной формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже постоянно. Ассортиментный перечень ООО» Гарант» включает в себя следующие группы товаров: компьютерная техника, её комплектующие, системы безопасности, мини АТС, телефоны и прочее.
Разновидности товаров в пределах одной товарной группы образуют развернутый внутригрупповой ассортимент. Компьютерная техника включает в себя следующие группы товаров: -компьютеры - сканеры - принтеры - мониторы Комплектующие: -драйверы -сетевые адаптеры - модемы -мультимедиа -программное обеспечение. Системы безопасности включают в себя: - системы объективной и периметров охраны малой, средней и большой ёмкости, - средства оповещения связи - системы охранного и технологического телевидения - автоматика для ворот, шлагбаумы, парковки, ограждения, турникеты. Персонал Понятие персонала торгового предприятия характеризуется его составом. Рассмотрим персонал торгового предприятия ООО «Гарант». По функциональному составу всех работников магазина можно разделись на три группы: 1. административно-управленческий персонал Сюда относятся работники, выполняющие функции управления: генеральный директор, администратор, бухгалтер, товаровед. 2. торгово- оперативный персонал В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: продавцы-консультанты, кассиры, контролёры торгового зала. 3. вспомогательный персонал. К нему относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров. занятые хранением товаров. Философия и внутренняя культура организации. В условиях рынка организационная культура предприятия ориентирована на потребителя, т. е высшей ценностью организации являются требования покупателя.
Анализ системы показателей по труду и заработной плате на торговом предприятии ООО «Гарант» Анализ системы показателей по руду и заработной платы целесообразно начать с анализа численности персонала во взаимосвязи в анализом производительности труда, которая характеризует эффективность использования трудовых ресурсов.
Произведем анализ состава, структуры и движения численности персонала ООО «Гарант» и рассчитаем показатели, характеризующие движение трудовых ресурсов. Исходные данные для анализа численности персонала предоставлены в приложении
Таблица 2.4 Анализ структуры и численности работников Персонал Предприятия |
Количество работников, чел |
Отклонение | |||||||||||||
Год |
Год | отчетный | отчетный | ||||||||||||
кол-во чел. | удельный вес,% | Кол-во, чел | Удельный вес, % | Период прошлого | Период в % к прошлому | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
Административно-управленческий | 4 | 18,8 | 4 | 19,05 | - | 100 | |||||||||
Торгово-оперативный | 13 | 59,09 | 11 | 52,38 | -2 | 84,61 | |||||||||
Вспомогательный | 5 | 22,73 | 6 | 28,57 | 1 | 120 | |||||||||
В целом по магазину | 22 | 100 | 21 | 100 | -1 | 95,45 |
В анализируемом периоде на основании таблице 2.4 фактическая численность работающих снизилась на 1 человека (на 4,55%).
В том числе:
- численность торгово- оперативного персонала снизилась на 2 человека
- численность вспомогательного персонала увеличилась на 1 человека
Изменилась структура работающих- уменьшилась доля торгово-оперативного персонала на 15,39%, в то же время увеличилась доля вспомогательного на 20%.
Анализ движения трудовых ресурсов магазина выполним в форме таблицы.
Таблица 2.5 Анализ движения рудовых ресурсов ООО «Гарант»
Показатели | 2008 год | 2009 год | Отклонение отчетного периода от прошлого |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среднесписочная численность, чел. | 22 | 21 | -1 |
Принято, чел. | 1 | 4 | 3 |
Уволено, чел. в т.ч. по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины | 33 | 44 | 11 |
Коэффициенты: - общего оборота, % | 18,18 | 38,09 | 19,91 |
- оборота рабочей силы по приему, % | 4,54 | 19,05 | 14,51 |
-оборота рабочей силы по увольнению, % | 13,64 | 19,05 | 5,41 |
-коэффициент текучести, % | 13,64 | 19,05 | 5,41 |
-коэффициент стабильности кадров, % | 86,36 | 80,95 | -5,41 |
Коэффициент общего оборота рабочей силы увеличился на 19,91% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Это может быть следствием:
-изменений условий труда
- ухудшением социальной сферы и микроклимата на предприятии
Коэффициент стабильности кадров уменьшился на 5,41 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что является отрицательным моментом.
|
|
В целях снижения коэффициента оборота рабочей силы по увольнению необходимо обратить внимание на организацию труда в магазине, на условия труда и оплаты работников.
Таблица 2.7 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и затрат на их содержание
№ п/п |
Показатели |
Год |
Год |
Отклонение | |
т.р | % | ||||
1. | Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. руб | 58370 | 72500 | 14130 | 124,21 |
2. | Численность работников, чел. | 22 | 21 | -1 | 95,45 |
3. | Затраты на содержание трудовых ресурсов | 3160,6 | 2844 | -316,6 | 89 |
3.1 | в том числе расходы на оплату труда в % товарообороту | 3000 2,72 | 3030 2,21 | -250,8 -0,51 | 90 |
3.2 | Отчисления на социальные нужды | 656,2 | 590,4 | -65,8 | |
4. | Выработка в расчете на одного работника | 3452,4 | 1555 | 146,1 | |
5. | РТО на 1 рубль затрат на содержание трудовых ресурсов | 29,2 | 35,9 | 6,7 | 123 |
6. | Средняя заработная плата на одного работника, тыс. руб. | 91,7 | 108,9 | 17,2 | 118,76 |
На предприятии это соотношение выдерживается. Данное соотношение позволило предприятию обеспечить прирост выработки в расчете на 1-го работника пи одновременном увеличению средней заработной платы. Опережающие темпы роста РТО по сравнению с ФЗП обусловили снижение её уровня с 2,72 до 2,21%, или на 0,51%.
Рассчитанный коэффициент материальной заинтересованности показывает, что на каждый 1% прироста заработной платы приходится 1,23% прироста выработки. Такое соотношение оптимальное для предприятия. Коэффициент материальной заинтересованности был рассчитан следующим образом:
Км.з=(Тв-100)/(Тзп-100) (2.5)
Где, Тв- темп прироста выработки на одного человека;
Тзп- темп прироста среднегодовой ЗП.
Анализ существующих проблем на предприятии ОО»Гарант».
Несмотря на положительные экономические показатели хозяйственной деятельности данное предприятие имеет ряд проблем.
К проблемам, связанным с внешней средой предприятия, можно отнести следующие:
- на рынке Санкт-Петербурга действует множество мелких, средних, крупных фирм, торгующих компьютерной техникой, тем самым предприятие ОО «Гарант» имеет огромное количество потенциальных конкурентов.
|
|
- покупатели компьютерной техники имеют возможность широкого выбора цены и качества в магазинах города;
-поставщики недостаточно чётко реагируют на нововведения, обусловленные научно-техническим прогрессом, а также требованиями к потребительским свойствам товаров и услуг;
-нехватка квалифицированного торгового персонала. нанятые работники требуют обучения по специализации.
К проблемам внутренней среды предприятия относятся:
- текучесть торгово-оперативного персонала. Эта проблема ещё более усугубилась в 2009 году- по собственному желанию, а также в связи с нарушением трудовой дисциплины были уволены 4 работника. Причиной увольнения могли стать следующие недостатки:
- на предприятии не проводилось должным образом организованного собеседования, работники не проходили необходимой проверки для оценки их профессиональных и психологических качеств.
- вновь поступившие работники проходили обучение непосредственно на рабочем месте под контролем продавца- консультанта, имеющего стаж работы на данной должности. Такой подход имеет ряд недостатков: снижение производительности труда (продавец отвлекается от своей непосредственной работы, выполняет функции, не входящие к его обязанности, что мешает трудовому процессу и не несёт ему дополнительного дохода. Недостаточная развитая систем адаптации персонал.
- все продавцы- консультанты имеют равные оклады, одинаковое штатное расписание, что подразумевает отсутствие деления работников на разряды.На предприятии нет должности старшего продавца, что не предусматривает для продавца- консультанта карьерного роста.
- система стимулирования персонала требует доработки. Она не затрагивает интересы как каждого конкретного работника, так и всего коллектива.
На основе второй главы можно сделать следующие выводы:
С открытием в 2005 году электронного отдела на предприятии ООО «Гарант» увеличился РТО, прибыль, экономическая эффективность предприятии, эффективность торгового потенциала и финансовой деятельности, снизился уровень издержек обращения. С ростом потенциала отдела ожидается дальнейший рост прибыли предприятия, положительные тенденции в развитии хозяйственной деятельности, всех показателей предприятия.
Несмотря на большое число потенциальных конкурентов, ООО «Гарант» эффективно работает на рынке высоких технологий.
Имеющая на предприятии проблема, связанная с текучестью торгово-оперативного персонала, должна быть разрешена благодаря правильной кадровой политике, а именно с применением разработанных стратегий в отборе и расстановке, оценке его деятельности, повышении квалификации, продвижении по службе, и обязательно, материальном и нематериальном стимулировании труда работников.
|
|
|
|