Научный стиль. Особенности термина как лексической единицы. Использование элементов научного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основные понятия стилистики. Стилистическое значение и его компоненты. Понятие о функциональном стиле. Устная и письменная форма существования стиля. Стилистика как наука начинает формироваться в начале 18 века. М.В.Ломоносов «Частная риторика» - идея существования различных стилей речи. Стили по Ломоносову: · высокий · средний · подлый Ломоносов заложил фундамент современной лингвостилистики. После Ломоносова уделяли внимание устному языку (19 век – век риторики). Интерес к проблемам стилистики обострился в начале 20 века (Щерба, Винокур, Виноградов). Стилистика – лингвистическая дисциплина, изучающая употребление языка в процессе речевой коммуникации. Сегодня язык находится в состоянии кризиса: · проблема грамотности · засилье иноязычной лексики · проблема делексикации языка Современная стилистика - это лингвистическая дисциплина, которая ставит перд собой ряд проблем, связанных с эффективным использованием языка. Сложность этих проблем определила многоаспектность стилистики, существование нескольких направлений (практической, лексической, фундаментальной, исторической, сопоставительной, стилистики текста и т.д.). Наш интерес связан с практической стилистикой, призванной разработать рекомендации, обеспечивающие эффективное употребление языка в соответствии со спецификой речевой ситуации. Лексическая стилистика Предмет – функционирование слова в речи, динамика словарного состава и его стилистическое расслоение. Слово имеет двустороннюю природу: · внешняя сторона – звуковая (на письме – графическая) · внутренняя сторона – сумма лексического и стилистического значения
Стилистическое значение слова – это дополнительное по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению, описывает экспрессивно-эмоциональные и функциональные свойства слова. Важно: междометия, выражающие эмоциональное состояние, обладают только стилистическим значением! Компоненты стилистического значения: 1) Эмоционально-оценочный компонент. 2) Социально-жанровый компонент, функционально-стилевая окраска. · Высота тона (высокий, нейтральный, низкий) · Принадлежность слова к языку той или иной эпохи (новый; современный; архаичный). · Принадлежность слова к языку определенного класса. · Социально-групповые характеристики слова – способность слова вызывать представление об определенной языковой группе. · Региональная характеристика – отнесенность слова к определенному диалекту. · Окраска, связанная с биологическими признаками носителя языка.
Функциональный стиль – разновидность языка, которая обслуживает определенную сферу деятельности человека. Стиль формируется использованием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Стили формируются исторически и складываются в процессе создания языка. Наличие стилей является показателем развитости языка. Функциональные стили: 1) книжные · научный · литературно-художественный · официально-деловой · публицистический 2) разговорный Устная и письменная формы существования стиля Речь – форма проявления языка как средство общения. Устная речь – звучащая разновидность языкового материала, она рождается спонтанно и воспринимается непосредственно (разговорный стиль) Письменная речь – обработанная и обдуманная фиксация языка с целью последующего воспроизведения (книжные стили). НО!!! Ораторское выступление связано с книжным стилем, но имеет форму устной речи. А письмо (разговорный стиль) имеет форму письменной речи.
Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики. Разговорный стиль – разновидность литературного языка, которая обслуживает повседневное, бытовое существование человека. Разговорный стиль характерен для устной формы литературного языка, однако может встречаться в письменной форме языка в некоторых жанрах, например, в частных письмах, объявлениях, объяснительных записках, записках и т.п. Разговорный стиль проявляется в основном в сфере бытовых отношений, но отдельные его особенности могут наблюдаться и в неофициальном профессиональном общении. Стилю свойственна диалогичность. Экстралингвистические факторы: 1) Непринужденность - дает возможность не контролировать свои эмоции, оценки, большой выбор речевых средств. Шутки и балагур – возможны. 2) Ситуативность - непосредственное участие партнера в процессе коммуникации. 3) Неподготовленность, спонтанность - отсутствие предварительной программы высказываний, стихийно возникающие темы. Отсюда готовые речевые модели. 4) Необратимость 5) Многоканальность - основная роль – слуховой канал восприятия информации. К формированию смысла привлекаются: 1. Тон 2. Темп 3. Тембр. Важная роль визуальному каналу взгляды, мимика, жесты.
Сфера общения определяет содержательные особенности.
Лингвистические характеристики разговорного стиля: 1) Большая свобода в выборе языковых средств. 2) Активное использование речевых стандартов. 3) Наличие разнообразных структурно-оформленных реплик. 4) Обилие эллиптических конструкций. 5) Выбор лексических единиц конкретного значения и языковых средств субъективной оценки. 6) Индивидуально-авторское творчество. 7) Использование звуковой изобразительности. Лексика разговорного стиля 1) Нейтральная и разговорная 2) Высокая активность лексики и фразеологии с эмоциональной экспрессивной окраской. 3) Ограничение терминологии. 4) Она снижает, нивелирует нюансы значения слова. 5) Слова-губки 6) Наличие длинных синонимических рядов Морфологический уровень. 1. Нет обычного для языка преобладания существительного над глаголом
2. Активность личных местоимений, глаголов первого и второго лица, частиц 3. Почти отсутствуют краткие прилагательные 4. Редко причастия 5. Между разными частями речи ослабевают формально-грамматические связи, падежи. Существительные в разговорной речи 1) Вариативные формы, коньяка – коньяку 2) Усечение основ, мандарин – мандаринов 3) Экспрессивные формы числа, студент нынче вдумчивый (собират) 4) Множественное неодобрительное – меня теперь по милициям затаскают 5) Активность звательных форм: Петь, Вась, Мам. 6) Несклонение первой части у составных имен и составных числительных: Владимир Владимирович. 7) Другое склонение аббревиатур: его заберут служить в ОМОНе 8) Активность счетных форм: 3 кефира Прилагательные: 1) Широкое употребление аналитических форм: самый сильный, более сильный 2) Образование степеней сравнения у относительных прилагательных: Пучинни самый итальянский композитор Местоимения: 1. Возможность использования таких форм, которые в письменной речи не употребляются: Ты у ней сегодня был? Саму то ее ты знаешь? Глаголы: 1. Активность переносных значений времени наклонения: Ну я побежал. – в значение будущего. 2. Активное использование междометных глаголов: бряк-бряк 3. Широкое употребление наречий, вводных слов, междометий, частиц: То, да, так, да, просто, вот Синтаксис 1) Свободные словосочетания - ослабление грамматической связи между словами (теперь давай по твоему зачету) 2) Тавтология 3) Повторы (Вы будете стоять железно, железно-прежелезно) 4) Двойные глаголы 5) Эффект избыточности создают и вводные слова как средство заполнения пауз: Значит, так, вот, ну. 6) Инверсия – перемещение в начало фразы информативного компонента (Детям своим замечания делайте) 7) Активность присоединительных конструкций с помощью слов: да и, а тут, мало того, кстати 8) Активность вопросительных и восклицательных предложений 9) Активность нечленимых (Да, Нет, Алло, Ба)
Помимо своей прямой функции (средства общения) разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе и публицистике она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.
Научный стиль. Особенности термина как лексической единицы. Использование элементов научного стиля в текстах художественной литературы и публицистики. Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий, что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Лексический уровень 1. широкое употребление слов с абстрактным значением (слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение) 2. нейтральная и общенаучная, на фоне которой выделяются термины Общенаучная лексика – слова, предст. аппарат логич. мышления, необходимые, чтобы в пределах высказ-я термины сопрягались между собой, чтобы высказ-е было постр. как предлож-е. Пр: изучается, предположим, вывод, условие.
Термин имеет только 1 значение, формир в виде научн понятия, обознач. дан. термин. Классификация терминов: 1. широкоупотребительные - осн. понятия базового среднего школьного образования. 2. узкоспециальные - в сфере частных, узких наук, в глуб. сферах фундаментальных наук. 3. использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.) 4. лексика научного стиля замкнута, поэтому для нее не характерно использование разговорной, оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики 5. использование лексических единиц с обобщающим значением
Морфологический уровень 1) Именной строй речи 2) Большая часть существительных – отглагольные.
3) По степени абстрактности форма среднего рода кажется наиболее обобщенной. 4) Падежные формы – родительный падеж. При употреблении трех и более слов в Р.п. возникает генетивная цепочка. 5) Единственное число в значении множественного. 6) Глаголы теряют свое лексическое значение и чаще всего выступают как связки. 7) Преобладает настоящее вневременное. 8) Форма краткого прилагательного для обозначения постоянного признака. 9) Безсубъективность повествования – 3 лицо. Важно: в научном стиле нет местоимений первого лица единственного числа!
Синтаксический уровень 1) Преобладают сложные предложения или простые осложненные конструкции. 2) Сложноподчиненные предложения с придаточными: · Причинно-следственные · Изъяснительные · Определительные · Условные 3) Характерны двусоставные конструкции с прямым порядком слов. 4) Составные сказуемые. 5) Левое распространение (правое распространение воспринимается легче) Важно: левое распространение характерно ТОЛЬКО для научного стиля! 6) Односоставные конструкции характерные для научного стиля: · Неопределенно-личные · Безличные 7) Метатекстовые конструкции характерные для научного стиля: · Предложения в тексте, которые предваряют структуру текста либо напоминают об уже пройденном материале. · Вводные слова, указывающие на связь между предложениями и частями текста. Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности, а также ясности, доходчивости изложения.
Подстили Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 1) Научно-деловой и научно-технический подстиль – стандартизованные описания научных и технических достижений. Основа текстов – языковые средства научного стиля, но унификация формы сближает их с произведениями делового стиля. 2) Учебно-научный подстиль – научная информация учебного или методического характера. Промежуточное звено между научным и научно-популярными текстами. 3) Научно-публицистический подстиль - совмещает в себе черты научного и публицистического стилей. Особенности сходны со спецификой научно-популярных работ. 4) Научно-популярный подстиль - публицистические статьи на научные темы, Экстралингвистической основой научно-популярного изложения является научность в сочетании с доступностью. Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|