Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный стиль. Особенности термина как лексической единицы. Использование элементов научного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.




Основные понятия стилистики. Стилистическое значение и его компоненты. Понятие о функциональном стиле. Устная и письменная форма существования стиля.

Стилистика как наука начинает формироваться в начале 18 века.

М.В.Ломоносов «Частная риторика» - идея существования различных стилей речи.

Стили по Ломоносову:

· высокий

· средний

· подлый

Ломоносов заложил фундамент современной лингвостилистики.

После Ломоносова уделяли внимание устному языку (19 век – век риторики).

Интерес к проблемам стилистики обострился в начале 20 века (Щерба, Винокур, Виноградов).

Стилистика – лингвистическая дисциплина, изучающая употребление языка в процессе речевой коммуникации.

Сегодня язык находится в состоянии кризиса:

· проблема грамотности

· засилье иноязычной лексики

· проблема делексикации языка

Современная стилистика - это лингвистическая дисциплина, которая ставит перд собой ряд проблем, связанных с эффективным использованием языка. Сложность этих проблем определила многоаспектность стилистики, существование нескольких направлений (практической, лексической, фундаментальной, исторической, сопоставительной, стилистики текста и т.д.). Наш интерес связан с практической стилистикой, призванной разработать рекомендации, обеспечивающие эффективное употребление языка в соответствии со спецификой речевой ситуации.

Лексическая стилистика

Предмет – функционирование слова в речи, динамика словарного состава и его стилистическое расслоение.

Слово имеет двустороннюю природу:

· внешняя сторона – звуковая (на письме – графическая)

· внутренняя сторона – сумма лексического и стилистического значения

Стилистическое значение слова – это дополнительное по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению, описывает экспрессивно-эмоциональные и функциональные свойства слова.

Важно: междометия, выражающие эмоциональное состояние, обладают только стилистическим значением!

Компоненты стилистического значения:

1) Эмоционально-оценочный компонент.

2) Социально-жанровый компонент, функционально-стилевая окраска.

· Высота тона (высокий, нейтральный, низкий)

· Принадлежность слова к языку той или иной эпохи (новый; современный; архаичный).

· Принадлежность слова к языку определенного класса.

· Социально-групповые характеристики слова – способность слова вызывать представление об определенной языковой группе.

· Региональная характеристика – отнесенность слова к определенному диалекту.

· Окраска, связанная с биологическими признаками носителя языка.

 

Функциональный стиль – разновидность языка, которая обслуживает определенную сферу деятельности человека. Стиль формируется использованием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Стили формируются исторически и складываются в процессе создания языка. Наличие стилей является показателем развитости языка.

Функциональные стили:

1) книжные

· научный

· литературно-художественный

· официально-деловой

· публицистический

2) разговорный

Устная и письменная формы существования стиля

Речь – форма проявления языка как средство общения.

Устная речь – звучащая разновидность языкового материала, она рождается спонтанно и воспринимается непосредственно (разговорный стиль)

Письменная речь – обработанная и обдуманная фиксация языка с целью последующего воспроизведения (книжные стили).

НО!!! Ораторское выступление связано с книжным стилем, но имеет форму устной речи. А письмо (разговорный стиль) имеет форму письменной речи.

 

Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.

Разговорный стиль – разновидность литературного языка, которая обслуживает повседневное, бытовое существование человека. Разговорный стиль характерен для устной формы литературного языка, однако может встречаться в письменной форме языка в некоторых жанрах, например, в частных письмах, объявлениях, объяснительных записках, записках и т.п. Разговорный стиль проявляется в основном в сфере бытовых отношений, но отдельные его особенности могут наблюдаться и в неофициальном профессиональном общении. Стилю свойственна диалогичность.

Экстралингвистические факторы:

1) Непринужденность - дает возможность не контролировать свои эмоции, оценки, большой выбор речевых средств. Шутки и балагур – возможны.

2) Ситуативность - непосредственное участие партнера в процессе коммуникации.

3) Неподготовленность, спонтанность - отсутствие предварительной программы высказываний, стихийно возникающие темы. Отсюда готовые речевые модели.

4) Необратимость

5) Многоканальность - основная роль – слуховой канал восприятия информации. К формированию смысла привлекаются: 1. Тон 2. Темп 3. Тембр. Важная роль визуальному каналу взгляды, мимика, жесты.

 

Сфера общения определяет содержательные особенности.

 

Лингвистические характеристики разговорного стиля:

1) Большая свобода в выборе языковых средств.

2) Активное использование речевых стандартов.

3) Наличие разнообразных структурно-оформленных реплик.

4) Обилие эллиптических конструкций.

5) Выбор лексических единиц конкретного значения и языковых средств субъективной оценки.

6) Индивидуально-авторское творчество.

7) Использование звуковой изобразительности.

Лексика разговорного стиля

1) Нейтральная и разговорная

2) Высокая активность лексики и фразеологии с эмоциональной экспрессивной окраской.

3) Ограничение терминологии.

4) Она снижает, нивелирует нюансы значения слова.

5) Слова-губки

6) Наличие длинных синонимических рядов

Морфологический уровень.

1. Нет обычного для языка преобладания существительного над глаголом

2. Активность личных местоимений, глаголов первого и второго лица, частиц

3. Почти отсутствуют краткие прилагательные

4. Редко причастия

5. Между разными частями речи ослабевают формально-грамматические связи, падежи.

Существительные в разговорной речи

1) Вариативные формы, коньяка – коньяку

2) Усечение основ, мандарин – мандаринов

3) Экспрессивные формы числа, студент нынче вдумчивый (собират)

4) Множественное неодобрительное – меня теперь по милициям затаскают

5) Активность звательных форм: Петь, Вась, Мам.

6) Несклонение первой части у составных имен и составных числительных: Владимир Владимирович.

7) Другое склонение аббревиатур: его заберут служить в ОМОНе

8) Активность счетных форм: 3 кефира

Прилагательные:

1) Широкое употребление аналитических форм: самый сильный, более сильный

2) Образование степеней сравнения у относительных прилагательных: Пучинни самый итальянский композитор

Местоимения:

1. Возможность использования таких форм, которые в письменной речи не употребляются: Ты у ней сегодня был? Саму то ее ты знаешь?

Глаголы:

1. Активность переносных значений времени наклонения: Ну я побежал. – в значение будущего.

2. Активное использование междометных глаголов: бряк-бряк

3. Широкое употребление наречий, вводных слов, междометий, частиц: То, да, так, да, просто, вот

Синтаксис

1) Свободные словосочетания - ослабление грамматической связи между словами (теперь давай по твоему зачету)

2) Тавтология

3) Повторы (Вы будете стоять железно, железно-прежелезно)

4) Двойные глаголы

5) Эффект избыточности создают и вводные слова как средство заполнения пауз: Значит, так, вот, ну.

6) Инверсия – перемещение в начало фразы информативного компонента (Детям своим замечания делайте)

7) Активность присоединительных конструкций с помощью слов: да и, а тут, мало того, кстати

8) Активность вопросительных и восклицательных предложений

9) Активность нечленимых (Да, Нет, Алло, Ба)

 

Помимо своей прямой функции (средства общения) разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе и публицистике она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

 

Научный стиль. Особенности термина как лексической единицы. Использование элементов научного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.

Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

 

Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий, что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся:

1) предварительное обдумывание высказыва­ния;

2) монологический характер высказывания;

3) строгий отбор языковых средств;

4) тяготение к нормированной речи.

 

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

 

Лексический уровень

1. широкое употребление слов с абстрактным значением (слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение)

2. нейтральная и общенаучная, на фоне которой выделяются термины

Общенаучная лексика – слова, предст. аппарат логич. мышления, необходимые, чтобы в пределах высказ-я термины сопрягались между собой, чтобы высказ-е было постр. как предлож-е. Пр: изучается, предположим, вывод, условие.

 

Термин имеет только 1 значение, формир в виде научн понятия, обознач. дан. термин.

Классификация терминов: 1. широкоупотребительные - осн. понятия базового среднего школьного образования. 2. узкоспециальные - в сфере частных, узких наук, в глуб. сферах фундаментальных наук.

3. использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.)

4. лексика научного стиля замкнута, поэтому для нее не характерно использование разговорной, оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики

5. использование лексических единиц с обобщающим значением

 

Морфологический уровень

1) Именной строй речи

2) Большая часть существительных – отглагольные.

3) По степени абстрактности форма среднего рода кажется наиболее обобщенной.

4) Падежные формы – родительный падеж. При употреблении трех и более слов в Р.п. возникает генетивная цепочка.

5) Единственное число в значении множественного.

6) Глаголы теряют свое лексическое значение и чаще всего выступают как связки.

7) Преобладает настоящее вневременное.

8) Форма краткого прилагательного для обозначения постоянного признака.

9) Безсубъективность повествования – 3 лицо.

Важно: в научном стиле нет местоимений первого лица единственного числа!

 

Синтаксический уровень

1) Преобладают сложные предложения или простые осложненные конструкции.

2) Сложноподчиненные предложения с придаточными:

· Причинно-следственные

· Изъяснительные

· Определительные

· Условные

3) Характерны двусоставные конструкции с прямым порядком слов.

4) Составные сказуемые.

5) Левое распространение (правое распространение воспринимается легче)

Важно: левое распространение характерно ТОЛЬКО для научного стиля!

6) Односоставные конструкции характерные для научного стиля:

· Неопределенно-личные

· Безличные

7) Метатекстовые конструкции характерные для научного стиля:

· Предложения в тексте, которые предваряют структуру текста либо напоминают об уже пройденном материале.

· Вводные слова, указывающие на связь между предложениями и частями текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности, а также ясности, доходчивости изложения.

 

Подстили

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей):

1) Научно-деловой и научно-технический подстиль – стандартизованные описания научных и технических достижений. Основа текстов – языковые средства научного стиля, но унификация формы сближает их с произведениями делового стиля.

2) Учебно-научный подстиль – научная информация учебного или методического характера. Промежуточное звено между научным и научно-популярными текстами.

3) Научно-публицистический подстиль - совмещает в себе черты научного и публицистического стилей. Особенности сходны со спецификой научно-популярных работ.

4) Научно-популярный подстиль - публицистические статьи на научные темы, Экстралингвистической основой научно-популярного изложения является научность в сочетании с доступностью.

Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...