Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы обучения иностранным языкам




Методика как теория обучения ИЯ. Предмет методики. Методические понятия. Методы исследования.

Методика как термин может быть использован в различных значениях: 1)совокупность приемов и их последовательность, 2)техника обучения.

Е.И.Пассов: «М. – это система знаний о закономерностях процесса обучения ИЯ и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации.».

Предмет – не конкретный процесс обучения, а абстрактный, это накопленные об объекте знания, многочисленные теории, моделирующие процесс обучения ИЯ, закономерности процесса обучения ИЯ.

ОБЩАЯ методика – определяет законы, принципы, цели, содержание обучения ИЯ в целом, без учета особенностей какого-либо языка.

ЧАСТНАЯ методика – исследует процессы обучения конкретному языку с учетом его особенностей.

Понятия:

Метод – система функционально взаимообусловленных методических принципов, направленных на достижение строго определенной цели.

Методический принцип – основное исходное положение, которое обуславливает стратегию обучения ИЯ. Методический принцип – центральное понятие методики.

Общеметодические:

-принцип наглядности, -активности, -доступности, -сознательности, -прочности, -индивидуального подхода,

-научности, -связи теории и практики, -воспитывающего обучения.

Частнометодические:

-коммуникативной направленности; -опоры на родной язык, - дифференцированного и интигрированного об.

(-ситуативности, -функциональности, -индивидуализации, -новизны, -взаимосвязи обучения всем видам речевой деятельности)

Методический прием – основная единица методического воздействия. Это элементарный методический поступок для решения конкретной задачи преподавателем на определенном этапе практического занятия.

Способ – действие, рассчитанное на использование психологических приемов. Это группа приемов, направленных на решение более сложных задач.

Средства обучения – орудия процесса обучения; УМК:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ(способы получения практического материала и теоретических знаний об объекте.)
Основные (общие) Вспомогательные
1)критич. анализ лит. источников 2)эксперимент, 3)обобщение опыта преп-я учителей, 4) опытное об-е. 5)научно фиксир. наблюдение, 6)пробное об-е 1)наблюдение,
2)анкетирование,
3)беседа,
4)тестирование,
6) статистическая обработка получ. данных, 7) метод компетентных судей.

3.Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам.

Цель – общее направление в обучении, концептуальная задача. Цели определяются социальным заказом общества.

Содержание обучения – то, чему следует обучать, то, с чем должен работать школьник для достижения поставленной цели. Содержание обучения находит отражение в программах, учебно-методических пособиях, планах.

Существует несколько подходов к целеполаганию:

Сущ. неск. подходов к целеполаганию:

I. ТРАДИЦИОННЫЙ (отеч. методика, СССР). И.Рахманов, А.А.Миролюбов.)

Цели:

--- практическая

ü общеобразовательная

ü воспитательная

ü развивающая

В содержании обучения эти методисты выделяют

--- лингвистический компонент (языковой м-л)

--- психологический (навыки и умения, обеспеч. использование языкового м-ла в целях общения)

--- методический (рациональные приемы учебно-познавательной деятельности).

II. ПО ДОКУМЕНТАМ СОВЕТА ЕВРОПЫ.

Цель: формирование коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Субкомпетенции:

лингвистическая компетенция – овладение яз. знаниями и соответствующими им навыками.

социолингвистическая – способность использовать яз. ед-цы в соответствии с ситуацией общения и партнером.

социо-культурная – способность к ведению диалога культур. знание соц. контекста, в котором функционирует язык.

дискуссивная – способность достигать связности и способность воспринимать связн. текст.

стратегическая – способность ч-ка использовать разл. верб. и неверб. стратегии, чтобы компенсировать пробелы в коммуникации (при нехватке яз. ср-в).

социальная – способность и желание воздействовать с др. коммуникантами, толерантность.

III. МЕТОДИЧ. ШКОЛА Е.И.ПАССОВА

Цель иноязычного образования: человек моральный, т.е. образование ч-ка как индивидуальности, р-е его дух. сил, способностей, возвышение потребностей, воспитание морально ответственным и социальным ч-ком.

Содержание иноязычного образования – иноязычная культура – часть общей культуры человечества, кот. уч-к м. овладеть в процессе иноязычного и коммуникативного образования в познавательной, воспитательной, развивающей и учебной целях.

Познават: знание о системе языка.

Развивающ: развитие видов памяти и способности к общению.

Нравств/воспитат:

Учебная: умение говорить, читать, аудировать, писать, т.е. видов РД.

IV. ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД. (Гальскова)

Цель: формирование поликультурной, многоязычной личности, способной использовать ИЯ в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации.

Содержание: то, чему следует обучать детей и то, с чем д. работать для достиж-я конкр. цели учитель. Содержание обучения определено программой и д. находить отражение в УМК. УМК – языковой м-л:

---речевой м-л (речевые образцы)

---навыки и умения, основанные на знаниях, кот. мы д. сформировать.

Знания – теор сторона усвоения языка – система восприятий, представлений и понятий, кот. формируются в сознании уч-ка в проц. овладения ИЯ; сумма правил; знание системы языка.

Беляев выделил первичные и вторичные умения. На основе знаний мы д. сформировать первичные умения – д-я, совершаемые ч-ком впервые с осознанием способа его выполнения.

Средства обучения бывают:

1)обязательными (основными) 2)вспомогательными 3)ориентированными на ученика 4)ориентированными на учителя 5)техническими 6)нетехническими.

 

Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения ИЯ.

Дидактические основы обучения иностранным языкам

Методика обучения иностранным языкам как частная педагогическая наука. Цели и задачи обучения иностранному языку в школе, вузе и их отражение в характере использования общедидактичсеких принципов в процессе обучения данному предмету. Частнометодические принципы и положения обучения иностранным языкам.

Основные категории: цели, условия, содержание, средства, методы, система обучения- в дидактике и методике преподавания иностранных языков.

Психологические основы обучения иностранным языкам

Психологическая характеристика видов речевой деятельности: продуктивных- говорения и письма, рецептивных- аудирования и чтения; их взаимосвязь и взаимодействие в учебном процессе в естественной коммуникации. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи. Фонетические, лексические, лексико-грамматические навыки как автоматизированные компоненты речевых умений во всех видах речевой деятельности, их психофизиологическая и лингвистическая характеристика; технические навыки чтения и письма. Языковые навыки. Интерференция и перенос навыков при обучении иностранным языкам. Психолингвистичесая характеристика речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Этапы овладения навыками и умениями. Место и роль знаний в этом процессе. Роль и место родного языка в овладении и владении иностранным языком.

Психолингвистическая характеристика разных видов памяти. Психологическая проблема мотивации в усвоении иностранного языка и овладении разным видам речевой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...