Характеристика сознательно-практического метода обучения ИЯ.
(Беляев) Сознат. – т.к. обуч-е языку должно нач. с осознания яз. факторов. Практ. – т.к. практика – это разл. упр-я (прежде всего устно-реч.) играющие доминир. роль. Принципы: 1. Комм., 2. Учет особ-стей род.я., 3. обуч-е в яз.среде. Осн. положения: 1. Мышл-е на и.я. отлично от мышл-я на род., поэтому, обучая и.я., надо обучать инояз. м-ю, т.е. научить по-др. мыслить. (учит. разл-я в стр-ре я-в, а тж. несовпадение понятий на разн. я-х); 2. Акт. творч. (продуктивное) владение мат-лом достигается тогда, когда мат-л непосредственно объед. с мышлением. 3. Задача преподавателя – не «переключить» мышление с 1 яз. на 2, а научить мыслить иначе, иначе отражать объект. дейст-ть. 4. Обучать можно только с пом. практики в инояз. речи, как можно реже исп-ть род. я. 5. Для раскрытия знач-я слов пользоваться пространными разъяснениями (напр., to go – находиться в движении); 6. Я. – явл-е, речь – индивид-на, творч. деят-ть. С психол. т.зр. подлинная речь – явл-е вторичное, основ -ние не столько на знаниях, ск. на навыках; 7. Речь не сводится к навыкам, т.к. это всегда творч. деят-ть. Реч. творчество осущ. на основе чувства я., к. приобрет. практикой. теорет. яз. знания сами по себе не приводят к образов-ю у уч-хся чувства я., а лишь способ-ют его образованию. Беляев выделяет 3 аспекта сознат-ти: 1) в усвоении яз. знаний, 2) в процессе овладения языком, 3) в овладении им. Б. счит., что нельзя сводить сознат-сть к сравнению с род. я., а это сравн-е – к переводу, однако это неизбежно. Критика: üмышление на и.я. отл. от мышл-я на род.я., üпреувел. роль практики, üнедооценка роли знаний, üискл-ние сознания из процесса офорил-я речи, речь чел. не столь уж уникальна и довольно часто воспроиз. шаблонные фразы. Коммуникативное обучение ИЯ.
Сущность: процесс обуч-я моделирует процесс общения. Основывается на коммуникативной лингвистике. Широкое распространение КМ в наст. время - это объективная необходимость, т. к. он адекватен соврем-й цели обуч-я ИЯ, аименно - обучению общения. Цель-приобщение личности к духовным ценностям других народов. В иноязычной культуре Пассов выд. 4 аспекта: 1. познавательный: изучаем лимы много?(овлад. культурой страны изучаемого языка, бытом, традициями). ИЯ - неотъемлемый компонент культуры, её аккумулятор, носитель и выразитель. 2. развивающий: разв. речевые способности к научной, эмоц.-оценочной деятельности, выраж-ю чувств, эмоций, разл. видов оценки. 3. воспитательный: предполагает воспитание сопричастности к чужой культуре 4. учебный: охватывает все виды РД; умение выр-ть реч. функции, говорить выр-но в норм-м темпе, умение передать содержание увиденного, прочитанного - Г; П - обуч-е лексическим, грамматич-м навыкам, графике и орфографии, умениевыписать необходимое из прочитанного, написать бытовое, деловое письмо, фиксир-ть осн. мысли; ЧТ - навыки лексич-е, грам-е, техники чтения, умение читать быстро, разв. умение догадаться, ум-е понять осн. идею, ум-е пользоваться справочной литературой, привлекать всё, что связано с текстом; Ауд. – объекты: граммат. навыки, объём памяти, фонематический слух, выбор главной информации. Положения: 1.язык используется всегда с учетом сит-ии общ-ия, т.е. нет высказывания вне контекста; 2.единицей комм-ии явл-ся речевые акты, просьба, приказ; 3.порождению реч.акта всегда предшествует формирование речевого намерения, кот всегда форм-ся с учетом особенностей партнера по общ-ию, цели общения. места и времени; 4.овладение языком как ср-ом общ-ия предполагает форм-ие у уч-ся комм-ой компетенции. Психологическое обоснование комм-ого метода: в отечественной методике используется личностно-деятельностный подход, кот. предп-ет, что отбор уч. матер, характер и форма самих заданий максимально учитывает потребности, интересы, индивидуально-псих. особенности уч-ка как личности. КМ базируется на принципах (Пассов): 1.речемыслительной активности 2.функциональности (все усвоенные ед-цы должны усваиваться исходя из их функции) 3.ституативности,4.индивидуализации,5.новизныСр-ва обучения инояз.общ-ию: Пассов выделяет упражнения: УРУ, РУ, они позволяют создавать условия обучения, кот. адекватны условиям реч. общ-ия, т.к. осн-ся на след. принципах: 1.наличие комм. задачи, 2.параллельное усвоение формы и фун-ии, 3.аналогия в обр-ии и усвоении форм. К числу вспомогательных ср-в обуч. отн-ся разд. матер., с использованием разных видов опор: функц.-смысл. табл.. логико-синтакс. табл., логико-семантич. табл., логико-синтакс. схемы высказывания. Приемы работы по КМ: 1.игры (головоломки. ролевые игры), проблемные задачи и ситуации 2.интервью, симуляции, дебаты.
Компьютерное обучение ИЯ. ПК- универс. средство обуч-я, т.к. объед. в себе возм-сти ТВ, видео, книги, магнитофона. Это эффективный способ повышения мотивации и индивидуализации учения. Также играет большую роль в формировании психофизических качеств и развитии личности. ПК – универсальная игрушка, предлагает ребенку обучающие и развивающие игры, служащие для усвоения и закрепления материала (развитие навыков чтения, аудирования, письма, изучение нового материала, закрепление, повторение). Игровая компьютерная игра, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя. Преимущества: -обеспечивает различные формы и виды работы (индивидуальные, парные, групповые) -разнообр. представление уч. мат-ла (графика, звук, фото, иллюстрации, видеофильмы) -облегчает контроль (звуковые сигналы, сообщения сообщают о наличии ошибки) и обеспечивает гибкость управления учебным процессом (не только фиксирует ошибку, но определяет ее характер, что позволяет вовремя устранить причину ее появления) -интенсивный режим (высокая скорость ввода информации) -повышение мотивации, эмоциональный подъем, снятие напряжения -поощрение (музыкальные фрагменты, мультипликация)
-позволяет устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, т.к. существует возможность довести задание до конца, использование различных опор и помощи ПК, возможность делать задание несколько раз -гибкое использование различных учебных тем; -возможность варьирования количеством заданий, временем -источник информации (словари, книги, журналы, энциклопедии) -средство распространения и обмена информацией (сеть, е-мейл) -средство наглядности, опоры (карты, графики) -возможность моделировать различные ситуации и среды -представление и работа с аутентичным материалом (Internet), с другими национальностями (телемост, Chat) -дисциплина (дети не отвлекаются, задания появляются в определенном темпе) -конкуренция (у кого больше баллов) -наглядно и объективно представлен результат действий -равноправный доступ к образованию (дети-инвалиды, временно нетрудоспособные) -индивидуализация обучения. Недостатки: -запутанность программ, их недостаточно высокий уровень -слишком быстрое развитие вычислительной техники, даже постоянное обновление программ и техники будет отставать + дорогостоящее оборудование -занимательность может стать превалирующим фактором и заслонит учебные цели -составлением учебных программ занимаются не учителя, а программисты, что влияет на их качество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|