Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение финансов и развитие науки о финансах




Наука о финансах — это учение о специфических производ­ственных отношениях, вызванных развитием товарно-денеж­ных отношений и существованием государства.

Финансы присутствуют во всех общественно-экономичес­ких формациях, обусловленных двумя обстоятельствами: а) на­личием государства; б) развитием товарно-денежных отноше­ний. В каждой из формаций финансы имеют свои отличия, касающиеся социальной сущности, роли в общественном про­изводстве, формы финансовых отношений и т.д.

Многие экономисты считают, что финансовые отношения возникли с появлением государства (точнее — с формировани­ем материальной базы государства) и создавались за счет при­нудительных натуральных сборов. Но в эпоху преимуществен­ного изъятия общественного продукта в натуральной форме в обществе не было товарно-денежных отношений, государство не выполняло экономических распределительных функций, т.е. не существовало разграничения ресурсов на государст­венные и ресурсы главы государства. Когда же это произошло и доходы и расходы государства отделились от казны государя, процессы формирования и использования общегосударственно­го денежного фонда были взяты правительством под строгий контроль. Финансы стали выразителями денежных отноше­ний, а решающим источником доходов государства начали вы­ступать налоги и займы.

Исторически возникновение финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением и расширением товар­но-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширени­ем функций государства. Финансы в эпоху свободной конку­ренции приобрели качественно новые по сравнению с предыду щими эпохами закономерности: усилилась необходимость осу­ществления государством экономической функции, связанной с перераспределением ресурсов, направлением их на обеспече­ние наиболее эффективной структуры общественного производ­ства и развитием непроизводственной инфраструктуры.

Эпохе государственно-монополистического капитализма при­сущи все большее обобществление капиталистического про­изводства, ускоренный рост производительных сил. Централи­зованное регулирование государством процесса воспроизвод­ства объективно предполагает значительное расширение сферы перераспределительных отношений, главным образом через го­сударственный бюджет. Это дает возможность осуществлять крупное централизованное финансирование различных меро­приятий. Государство активно использует финансовые рычаги для национализации частных предприятий посредством выпла­ты денежной компенсации бывшим владельцам, путем созда­ния специальных государственно-частных предприятий. Оно превращается в крупнейшего инвестора, готового к внешнеэко­номической экспансии. Налоги выполняют роль одного из рычагов воздействия на цикличный характер производства, а также инструмента снижения последствий кризисных явлений. Государственно-монополистический капитализм характе­ризуется развитием всех звеньев финансов — как государствен­ного бюджета, так и финансов предприятий, страхования, кре­дита и т.д. Финансы становятся основным косвенным рычагом воздействия государства на общественное производство.

В развитых странах растут государственные капитальные вложения в угольную, газовую, нефтяную отрасли, в железно­дорожный транспорт, на поддержку сельского хозяйства, со­здание космической и атомной промышленности. Значительны затраты на финансирование науки, стимулируются экспорт продукции и рост ее конкурентоспособности на мировом рынке.

В расходах государственного бюджета многих стран затраты на регулирование воспроизводственного процесса достигают 20 %. В последние десятилетия повышаются отчисления на ох­рану окружающей среды. С целью решения проблем занятости населения и сокращения безработицы предусматриваются льго­ты предпринимателям, расширяющим производство, а также выдача кредитов и субсидий для капиталовложений.

Экономическая система, сформировавшаяся в СССР после Октябрьской революции, принципиально не изменила характер финансовых отношений, сложившихся в предыдущих общест­венно-экономических формациях. Но ее отличали более высокая централизация финансовых ресурсов в руках государства, жесткая регламентация использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами, изменение форм финансовых от­ношений с государством по платежам в бюджет (плата за фон­ды, трудовые ресурсы, землю и т.д.). А значительное бюджет­ное финансирование хозяйствующих субъектов породило у части из них иждивенчество.

С переходом бывших советских республик к рыночной эко­номике произошли перемены в системе финансовых отноше­ний: во взаимодействиях хозяйствующих субъектов и государ­ства большую роль стали играть налоги; сфера деятельности предпринимательских структур расширилась; по ряду направ­лений резко снизилось государственное финансирование; уве­личился объем прав хозяйствующих субъектов в распоряжении финансовыми ресурсами; развернулся процесс разгосударств­ления и приватизации предприятий государственной формы собственности и на этой основе началось развитие рыночных структур; появилась сеть коммерческих банков; управление кредитными ресурсами стало осуществляться путем установле­ния рыночных курсов и процентных ставок.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: финансы — это исторически сложившаяся экономическая категория, исход­ным условием возникновения которой было товарное про­изводство, опосредованное денежными отношениями.

Финансовой клеточкой и началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере про­изводства и последующее его распределение. Обычный вос­производственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии осуществляться без участия государства, т.е. прибавочный продукт, а не государство (как считают неко­торые исследователи этой проблемы) служит основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

1) товарное производство;

2) опосредование товарного производства денежными отношениями;

3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли.

Именно прибавочный продукт исторически является объ­ектом финансовых отношений.

Объективный характер финансовых отношений с государ­ством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций.

Можно выделить: а) период возникновения финансовых от­ношений вообще; б) момент появления государственных фи­нансов.

Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. (Именно прибавочный про­дукт, или та часть совокупного общественного продукта, ко­торая образует чистый доход общества, используется для рас­ширения производства и создания централизованного фонда денежных средств государства.) Прибавочный продукт являет­ся изначально объектом финансовых отношений без участия го­сударства.

Возникновение государственных финансов следует рас­сматривать как этап перераспределительного процесса с учас­тием уже созданного в общественном производстве прибавочно­го продукта.

Развитие финансовых отношений происходило вместе с раз­витием общества от простых к более сложным. Исходным в этом диалектическом взаимодействии было товарное производ­ство. Но в натуральном хозяйстве ни одна из стадий движения товара не являлась финансовой. Только с возникновением де­нег производство и движение общественного продукта стали опосредоваться денежными отношениями. Прибавочный про­дукт лег в основу как воспроизводственного процесса, так и соз­дания централизованного фонда денежных средств государства.

С появлением государства возникли такие финансовые кате­гории, как налоги. По мере развития государства и товарно-де­нежного хозяйства формировались группы более сложных ка­тегорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кре­дит. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой систе­мы приняли характер перераспределения созданного в сфере производства прибавочного продукта. Они являются производ­ными и зависимыми по отношению к финансам сферы матери­ального производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...