Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции




Важнейшими чертами международной экономики являют­ся рост взаимозависимости экономик различных стран, разви­тие интеграционных процессов на микро- и макроуровнях, ин­тенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых на­циональных хозяйств к экономике открытого типа.

Экономическая интеграция, мобилизация экономики не только приводят к изменению структуры мирохозяйственных связей, но и вызывают объективную необходимость в сближе­нии финансовых инструментов регулирования экономических процессов. Эффективное функционирование открытой эконо­мики обеспечивается применением идентичного набора госу­дарственных регуляторов. При данном условии гарантируется соблюдение интересов отечественных производителей и ино­странных инвесторов.

Такого сочетания разносторонних внешних и внутренних приоритетов можно добиться как регулированием националь­ного законодательства, так и политикой межгосударственного согласования отдельных вопросов. В современных условиях сближение мировых экономик происходит благодаря расшире­нию торговых и финансовых потоков, через организацию раз­личного рода экономических сообществ в итоге процессов ин­теграции.

Понятие «международная экономическая интеграция» в современной экономической литературе определено как объек­тивный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйствен­ных систем, обладающий потенциалом саморегулирования и саморазвития, основанный на экономическом интересе само­стоятельных хозяйствующих субъектов и международном раз­делении труда.

Сегодня интеграционные объединения носят региональный характер и различаются глубиной происходящих процессов.

В мире насчитывается около 20 международных экономи­ческих объединений интеграционного типа. Ими охвачены ос­новные регионы и все континенты земного шара. На долю стран-членов приходится почти 2/3 ВВП планеты, основная часть международной торговли (около 7 трлн. дол. США) и межстранового движения капиталов (почти 0,6 трлн. дол. США). Некоторые из этих образований включают десятки стран (Аф­риканское экономическое сообщество — 32; Азиатско-Тихо­океанское экономическое сообщество — 26 (после приема в но­ябре 1997 г. Вьетнама, Перу и России); Европейский союз — 15 и т.д. При такой интенсификации внешнеэкономической де­ятельности недостаточно только внутреннего регулирования национального законодательства. Межстрановое движение то­варных и денежных потоков подчиняется организованно при­нятым совместным международным актам и решениям.

Формирование различного вида экономических образова­ний преследует в основном две цели:

1) обеспечение свободного движения товаров и услуг;

2) создание равных условий для конкуренции всех субъектов, действующих в рамках интеграционных объединений.

В связи с этим в мирохозяйственных связях актуальнейшей задачей становится эффективное и масштабное региональное взаимодействие. Для ее решения требуется определенный ин­струментарий.

Все начальные формы интеграционных объединений в ос­новном представляют собой различного рода торговые союзы, поэтому государственное регулирование здесь направлено в первую очередь на таможенные отношения.

Вовлечение в сферу мировой торговли трудовых ресурсов, капиталов, работ и услуг, т.е. нетоварных потоков, обострило вопросы нетарифного регулирования, в частности налоговые. Первоначально они решались выработкой единых подходов к налогообложению экспортируемых и импортируемых доходов и капиталов, но затем появилась необходимость в принятии об­щего механизма межгосударственного регулирования.

Практика межгосударственного регулирования в пределах региональных экономических сообществ подтверждает, что чем выше ступень интеграции и теснее народнохозяйственные связи, тем значительнее степень межгосударственного влияния и обширнее инструментарий общегосударственного регулиро­вания. Для обслуживания механизма межгосударственного ре­гулирования создаются органы, не только отвечающие за коор­динацию, но и контролирующие этот процесс. Причем статус переходит от национальных к межнациональным, а затем и к наднациональным органам.

Таким образом, о проведении последовательной общей нало­говой политики можно говорить при организации интеграцион­ных объединений более высокой ступени, а именно экономи­ческих союзов и экономических сообществ. В то же время да­же начальные формы интеграционных объединений требуют упорядочения налоговых вопросов.

Воздействие государства на экономические процессы через налоговые инструменты осуществляется путем реализации на­учно обоснованной налоговой политики.

В современных условиях задачами налоговой политики го­сударства являются: учет действующих экономических пара­метров развития общества и конкретной экономической ситуа­ции в стране; обеспечение рыночных и социальных реформ и поддержание макроэкономической стабильности; обеспечение государства финансовыми ресурсами и их мобилизация; опре­деление возможных резервов роста; создание условий для регу­лирования экономики страны в отраслевом, региональном и межотраслевом разрезе; соответствие общей экономической по­литике страны как на национальном, так и на межгосудар­ственном уровне.

Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все направления эконо­мического роста.

В условиях расширения международных хозяйственных связей национальная налоговая политика перестает быть толь­ко комплексом мер по внутреннему регулированию. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов существен­но усиливает значение налогов в распределительных отношени­ях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономи­ческую деятельность. В связи с этим национальная налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении на региональном и общегосударственном уровнях и использовании в рамках экономического простран­ства государства.

Обеспечение экономического роста и стабильности невоз­можно без реализации эффективной внешнеэкономической по­литики, поэтому национальная налоговая политика должна предусматривать ряд соответствующих мер.

Вступая в различного рода экономические группировки, го­сударство берет на себя обязательства по поддержанию и осу­ществлению межгосударственной экономической политики, со­ответствующей целям создания и жизнеспособности образуе­мых экономических союзов. Подписывая договор о вступлении в интеграционное объединение, государство тем самым при­нимает условие частичной утраты экономического суверените­та и (как следствие) суверенной экономической политики, но одновременно приобретает право на выработку совместной меж­государственной экономической политики и обязанность по ее обеспечению для достижения совместного экономического рос­та и благосостояния.

Добровольность, осознанная необходимость и экономичес­кая готовность к объединению — обязательные принципы эко­номической интеграции.

Выработка согласованной налоговой политики осложняется внутренним сущностным противоречием, заложенным в кате­гории «налог». Аккумулируя в себе полюсные интересы госу­дарства и налогоплательщика при реализации налоговой поли­тики межгосударственного образования, налоги создают допол­нительные противоречия, связанные с возможным несовпаде­нием государственных национальных и межгосударственных общих интересов. Оптимальность налоговой политики эконо­мического союза определяется не только выбором эффективных налоговых инструментов, отвечающих целям интеграционного образования, но и соответствием этих целей реальному эконо­мическому базису, а также интересам всех субъектов складыва­ющихся отношений.

Разнообразие экономических интересов субъектов налоговых отношений не позволяет безоговорочно проецировать нацио­нальные налоговые механизмы на объединенную экономику. Поэтому выработка международного механизма налогообло­жения интеграционного объединения, создание благоприятного для всех участников налогового климата — задача первостепен­ной важности, диктуемая согласованной налоговой политикой.

Согласно теории налогообложения, любой налоговый меха­низм представлен тремя основными взаимосвязанными блоками:

1) налоговым планированием;

2) налоговым регулированием;

3) налоговым администрированием.

Все эти блоки должны присутствовать и в налоговом меха­низме экономического союза. Однако роль каждого из них мо­жет быть неодинаковой на разных этапах, что зависит от целей и задач, решаемых в рамках региональных экономических об­разований, а также от развития научной и методической базы.

Совершенствование и реформирование налоговых систем новых независимых государств — в прошлом советских рес­публик, их адаптация к новым видам деятельности и рыноч­ным институтам происходят достаточно активно. Но в нацио­нальных налоговых законодательствах государств, вступив­ших на путь экономических преобразований и реформ, еще крайне редко применяются научно обоснованные методики на­логового планирования и прогнозирования влияния налогов на экономические процессы.

Совместное налоговое планирование целесообразно исполь­зовать при планировании объема совместного межгосударст­венного бюджета. Такая форма организации общегосударствен­ных финансов пока реализуется только Республикой Беларусь и Российской Федерацией при составлении совместного бюдже­та, который формируется не за счет налоговых поступлений, а на основании вкладов участников объединения и определяется объемом финансирования общих проектов и программ.

Налоговое регулирование в современных условиях являет­ся стержнем межгосударственного налогового механизма и опосредуется как внутренними, так и межгосударственными законодательными актами.

Как свидетельствует опыт международных интеграционных образований, интересы экономического объединения требуют унификации налоговых законодательств его участников. И ес­ли определить гармонизацию как основное направление сов­местной налоговой политики, т.е. ее стратегию, то унифи­кация должна рассматриваться как основной механизм осу­ществления этой цели, а именно — тактика налоговых пре­образований.

Налоговая унификация может представлять собой инстру­мент государственного регулирования внутреннего налогового режима и налогообложения внешнеэкономических операций. С этой точки зрения ее правомочно классифицировать соответственно как внутреннюю (национальную) или внешнюю (межгосударственную) унификацию.

Внутренняя унификация подразумевает универсализацию национальной налоговой системы по следующим основным направлениям:

• упрощение методик исчисления налогов;

• применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;

• приведение к равнозначности (одинаковому экономическому эффекту от применения) налоговых ставок по всем хозяйственным операциям и объектам налогообложения;

• унификация процедуры исполнения налоговых обязательств.

Внешняя унификация направлена в первую очередь на при­ведение действующей налоговой системы государства в соответ­ствие с налоговыми системами стран — торговых партнеров и участников экономических союзов. С этой целью необходимо решать следующие задачи:

• активизировать интеграционные процессы;

• привлекать иностранных инвесторов, в том числе адаптируя правила налогообложения к привычным для них формам;

• заключать международные договоры об избежание двойного налогообложения без ущерба для национальной экономики;

• создавать равные условия функционирования для отечественных товаропроизводителей, в том числе и на чужих рынках.

Упрощение налогообложения не исключает возможность использовать в национальной налоговой системе специфичес­кие формы и методики налогообложения, способные стимули­ровать развитие отдельных приоритетных направлений эконо­мики (инвестиции, высокие технологии, малый бизнес, про­изводство социально значимых товаров, экспорт и т.д.).

В рамках межгосударственных связей унификация затраги­вает в основном перечень основных налогов и ставок и выража­ется в универсализации правовых налоговых отношений (общие подходы в формировании национальных налоговых кодексов).

Достижение общего уровня налогообложения, унификация отдельных инструментов невозможны без организации дей­ственной системы налогового администрирования в рамках интеграционного объединения. Это предполагает создание ор­ганов не только контроля и согласования налоговой политики на меж- и наднациональном уровнях (в зависимости от степени интеграции), но и управления налоговыми потоками в рамках объединения. Кроме того, в их задачу входят анализ и оценка воздействия на объединенную экономику, планирование и про­гнозирование процессов налоговой унификации, построение налоговых отношений с третьими странами и т.д.

Основные цели и задачи согласованной налоговой политики и основной формы ее реализации представлены на рис. 14.1.

Рис. 14.1. Согласованная налоговая политика

Таким образом, налоговое регулирование, проводимое в со­ответствии с согласованной налоговой политикой, имеет обшир­ный спектр действия, распространяясь не только на унифика­цию конкретных видов налогов и базовых элементов налоговой системы. Немаловажную роль в налоговой унификации играют стандартизация бухгалтерского учета и отчетности, создание скоординированной системы налогового контроля, определение общих подходов в сфере международного налогообложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...