Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом




В мировой практике социального страхования наиболее многообразным и разновариантным, а в странах с переходной экономикой — проблемным и несовершенным является пенси­онное обеспечение. В странах социалистического лагеря оно до 1990-х гг. базировалось на системе государственного социаль­ного страхования. Пенсионному обеспечению того периода бы­ли присущи:

• слабая связь размера пенсии с трудовым вкладом;

• неперсонифицированный, косвенный и солидарный характер страховых взносов. Они формировались в специализированных фондах и использовались по «котловому» принципу. Большая часть вносилась работодателями, а меньшая — работниками. Пенсии оплачивались поколением трудоспособного населения;

• отсутствие распределения страховых взносов по видам (пенсионное, больничное, по безработице и т.п.);

• единственная степень защиты в старости (государственная пенсия);

• большая зависимость размера пенсии от состояния экономики;

• существенное отставание уровня пенсий от темпов роста заработной платы;

• ощутимый разрыв между размером пенсии у большинства населения и средней заработной платой;

• обособленность органов, аккумулировавших страховые взносы и назначавших пенсии.

Государственная пенсия не соизмерялась с количеством денег, заработанных гражданином за трудовую жизнь. Она за­висела от того, сколько могло дать государство на старость.

В экономически развитых странах политика пенсионного обеспечения ведется в двух направлениях:

• гарантированное обеспечение всеобщей минимальной трудовой пенсии и поддержка малоимущих слоев населения;

• расширение возможностей граждан в обеспечении собственной старости через дополнительное накопительное страхование.

Сочетание государственной гарантии и частной инициативы позволяет поддерживать высокий социальный уровень.

Принцип, которым руководствуются в своей деятельности негосударственные пенсионные фонды, состоит в добровольном отчислении страховых взносов на накопительное пенсионное страхование как самими работниками, так и работодателями. Все страховые взносы перечисляются на персональные страхо­вые счета. Денежные средства инвестируются в надежные объекты, прибыль от которых зачисляется на эти же персональ­ные счета пропорционально находящимся на них средствам. При достижении пенсионного возраста сумма средств, накоп­ленных на счету клиента, является базой для определения раз­мера дополнительной пенсии.

В Западной Европе 70 % пенсионеров получают негосудар­ственные пенсии. Доля дополнительной пенсии в пенсионном доходе составляет в Италии 15—16 %, во Франции — 35— 40 %, в США — 75 %.

Высокий показатель дополнительной пенсии в США объяс­няется доминированием накопительного принципа в формиро­вании и использовании пенсионных фондов в этой стране.

Другой отличительной особенностью социального обеспече­ния пенсионеров в США является наличие трех степеней соци­альной защиты, поскольку большинство пенсионеров получа­ют пенсии из трех источников:

1) по системе социального страхования;

2) из частных пенсионных фондов, формируемых за счет взносов работодателей;

3) по системе индивидуальных пенсионных счетов.

Эффективность многозвенного уровня защиты обусловлена, во-первых, взносами в систему социального страхования, кото­рые уплачивают почти все предприниматели и наемные работ­ники; во-вторых — взносами работодателей в частные пенсион­ные фонды. Последние имеют отличия в подчиненности, типах пенсионных программ и группируются по трем наиболее вос­требованным пенсионным схемам:

• с фиксированными взносами;

• фиксированными выплатами;

• участием в прибыли.

Каждый из видов пенсий имеет защиту со стороны государ­ства, гарантирующую возврат пенсии по системе социального страхования правительством через Федеральную страховую корпорацию.

Система индивидуальных пенсионных счетов обслуживает­ся, как правило, организациями, специализирующимися на страховании жизни. Уплачивая взносы страховщику или вы­купая с помощью работодателя страховой полис, любой граж­данин США получает право на индивидуальную пенсию.

Деятельность частных пенсионных фондов регламентирова­на законом о страховании пенсионных выплат — «ERISA», включающим два существенных положения.

Первое положение устанавливает минимум пенсионных вы­плат и право наемного работника получать пенсию от компании по одной из альтернатив: а) 100 % пенсии после десяти лет службы; б) 25 % пенсии после пяти лет службы, с последу­ющим ростом до 100 % через пятнадцать лет службы; в) 50 % пенсии, когда в сумме возраст и срок службы у работодателя составляют сорок пять лет, с последующим ростом до 100 % че­рез пять лет службы.

Работник, по всем признакам отвечающий условиям одной из альтернатив, оказывается под защитой федеральной гаран­тии даже в случае увольнения. При этом на размере пенсии не отразятся большие затраты, которые компания понесла на его профессиональную подготовку. Он не окажется в проигрыше и в том случае, если, имея по крайней мере пятилетний стаж ра­боты в данной компании, увольняется раньше срока, преду­смотренного контрактом.

Второе положение закона «ERISA» обеспечивает гарантию выплаты пенсии за счет Федеральной страховой корпорации пенсионных выплат, имеющей статус правительственного агент­ства и входящей в государственную систему страхования. Эта организация отвечает по обязательствам обанкротившихся пен­сионных фондов или фондов с недостаточным финансировани­ем, стоимость активов которых меньше, чем сумма имеющихся обязательств. Но для этого работодатели должны делать обяза­тельные фиксированные взносы в Федеральную корпорацию, пропорциональные численности занятых.

Особенностью формирования пенсионных фондов является то, что взносы работодателей, а также доходы пенсионного фон­да в виде процентов, дивидендов и прироста капитала вычита­ются из налогооблагаемой прибыли. Получатели же уплачива­ют налог с пенсий и пособий, и уровень налогообложения зави­сит от величины дохода пенсионера.

♦ В ФРГ своя специфика. Государственное пенсионное обес­печение финансируется за счет обязательных страховых взно­сов работодателей, работающих и федеральных дотаций. Эти взносы предназначены не только для выплаты пенсий по ста­рости, пониженной трудоспособности или потере близких род­ственников (вдовам, вдовцам, сиротам, бывшим супругам умер­ших или пропавших без вести застрахованных лиц), но и для компенсации расходов на восстановление профпригодности, реабилитацию и на воспитание детей.

Предоставление пенсий обусловлено наступлением срока, по истечении которого членам страховой кассы полагается вы­плата денег.

Размер пенсии определяется: а) соотношением индивиду­ального дохода застрахованного и среднего трудового дохода всех работающих по найму; б) временем, в течение которого уплачивались взносы; в) динамикой заработной платы (он еже­годно приводится в соответствие с ней).

Пенсионное страхование является обязательным для всех, кто работает по найму, за вознаграждение, с целью профессио­нального обучения, а кроме того — для лиц, которым засчитывается время по воспитанию детей или проходящих армейскую либо гражданскую службу.

В Германии не подлежат обязательному страхованию лица малозанятые, самостоятельно занятые и относящиеся к другой системе социального обеспечения (в основном по профессио­нальному признаку).

Люди, работающие лишь часть рабочего дня или рабочей не­дели (малозанятые или незначительно занятые), не подлежат обязательному пенсионному страхованию (ОПС), потому что их трудовой доход не обеспечивает им удовлетворительные воз­можности для существования. При незначительной занятости и небольшом доходе размер пенсии оказывается очень низким, и немецкие профессионалы в области социальной защиты счи­тают, что обязательное пенсионное страхование частично заня­тых работников позволило бы им незаслуженно получать более высокую пенсию.

В Германии критерием отнесения работника к группе малозанятых (незначительно или частично занятых) является седь­мая часть среднего заработка.

Особую группу в пенсионном обеспечении составляют само­стоятельно занятые лица («индивидуалы»). В нее входят фер­меры, врачи, адвокаты, архитекторы, ремесленники, деятели искусства, литераторы и др. Исключение из системы ОПС и предоставление им свободы в выборе формы обеспечения в ста­рости мотивировано спецификой их деятельности, подразу­мевающей личную ответственность за собственную судьбу. Од­нако государство, не рассчитывая, что все эти лица еще в тру­доспособном возрасте позаботятся о предстоящей старости и не желая в связи с этим выделять значительные средства из бюд­жета на социальное обеспечение своих «легкомысленных» граж­дан, предусмотрело ряд мероприятий:

• временное включение «индивидуалов» в систему ОПС с целью минимального обеспечения в старости;

• освобождение от обязательного предъявления документов, подтверждающих достаточность материального обеспечения, гарантированного другими источниками;

• обязательность членства в других системах социальной безопасности, функционирующих по профессиональному признаку.

Помимо разветвленной системы ОПС, охватывающей боль­шинство работающих, а также социальных программ, подчи­няющихся профессиональному признаку, в ФРГ в последние десятилетия весомую роль в социальном обеспечении играют частные работодатели. Дополнительное соцобеспечение посту­пает от предприятий и учреждений общественного сектора, также выступающих в роли работодателя. Все это дополняет на добровольной основе социальную защиту работников, потеряв­ших трудоспособность по старости или болезни, оказываемую системой ОПС.

Финансирование пенсионного обеспечения германскими предприятиями имеет разные формы. Если работодатель самолично выплачивает дополнительные пенсии, то в этом случае осуществляется внутреннее финансирование через образован­ные на эти цели фонды накопления. При подключении незави­симых учреждений социального страхования (пенсионные кас­сы, страховые компании) происходит внешнее финансирова­ние, основой которого служат поступившие взносы или благо­творительные ассигнования. Финансирование может произво­диться и в форме прямого страхования, когда работающий отказывается от части своего оклада или от его повышения в пользу дополнительного пенсионного обеспечения.

♦ Шведская пенсионная система направлена на предостав­ление финансовых гарантий пожилым людям и группам лиц, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе. Для это­го существуют основная (базовая), общая дополнительная и частичная пенсии. Пенсионные суммы исчисляются исходя из так называемой «сокращенной общей (базовой) величины».

Основная (базовая) пенсия выплачивается по достижении пенсионного возраста. В ее состав входят следующие выплаты: пенсия по возрасту, ранняя, сопутствующая ранняя и специ­альная пенсии; дополнительное и пенсионное пособия; надбав­ка по причине увечья; пособие по уходу за ребенком; жилищ­но-коммунальная субсидия.

Пенсию по возрасту в Швеции начинают получать лица, до­жившие до 60—70 лет (в зависимости от конкретных факторов).

Право на полную базовую пенсию по возрасту имеют те, кто как минимум 40 лет постоянно проживал в Швеции (незави­симо от гражданства). Размер пенсии лиц, не соответствую­щих данному условию, снижается за каждую годовую разницу на 1/40.

Раннюю пенсию получают те, кто по истечении 16 прожи­тых лет становятся как минимум наполовину трудоспособны­ми, а также те, кто достиг 60 лет и не в состоянии продолжать выполнять работу, требующую физического или психического напряжения. Если ожидается, что через несколько лет трудо­способность восстановится полностью или частично, то выпла­чивается временная ранняя пенсия.

Сопутствующая ранняя пенсия (сиротская пенсия) назна­чается ребенку до 18 лет в случае смерти одного или обоих роди­телей.

Специальная пенсия сопутствующего характера выплачива­ется лицам (независимо от пола) в возрасте до 65 лет, проживав­шим с пенсионером до момента его смерти. После наступившего события она выплачивается еще в течение 12 месяцев. Специ­альную пенсию получают супруги-пенсионеры, имеющие право на полную базовую пенсию.

Пенсионное пособие в размере 96 % сокращенной общей (ба­зовой) величины получают одинокие люди.

Опыт пенсионного обеспечения стран с рыночной экономи­кой интересен государствам с переходной экономикой, а также всем, кто приступил к реформированию пенсионного обеспе­чения.

Общая, дополнительная и частичные пенсии в отличие от базовой являются доходно-ориентированными, т.е. зависят от полученного в течение трудового стажа дохода.

♦ В Польше и Венгрии в конце истекшего столетия были установлены жесткие нормы инвестирования средств, аккумулированных в частных страховых фондах. Учредителями таких фондов являются банки, крупные предприятия, профсоюзы и иностранные компании.

С конца 1998 г. началась разработка концептуальных основ реформы системы пенсионного обеспечения в Болгарии. Их суть аналогична венгерскому и польскому вариантам и сводится к формированию трехуровневого пенсионного обеспечения.

♦ В Российской Федерации пенсионное обеспечение осуществляется на основе обязательного пенсионного страхования, взносы по которому аккумулируются в Пенсионном фонде, и добровольного страхования, в соответствии с которым формируются негосударственные пенсионные фонды. Пенсионная реформа в России должна выработать концепцию инвестирования средств, сосредоточенных в пенсионных фондах по накопительной схеме.

♦ Реформирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь базируется на концепции, адекватной рыночной экономике (утверждена Советом Министров Республики Беларусь в 1997 г.). Она состоит из трех компонентов: солидарного (первая составляющая), обязательного накопительного (вторая составляющая) и добровольного накопительного. Необходимость реформы обусловлена незначительным уровнем размера пенсии, который в состоянии обеспечить система государственного социального страхования в транзитивной экономике.

Совершенствование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь ориентировано на персональный характер социально­го страхования. Оно направлено на усиление взаимосвязи пен­сий и пособий с результатами труда, достижение полной досто­верности сведений о стаже и заработках граждан, создание предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов, по­вышение заинтересованности в их уплате, упрощение и ускоре­ние процедуры назначения пенсий и пособий в республике. Все мероприятия регламентированы Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», который вступил в силу 01.01.2003 г.

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взно­сов необходим индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют своих работников в ФСЗН и открывают на каж­дого индивидуальный лицевой счет (ИЛС), номер которого со­ответствует номеру гражданского паспорта и закрепляется за гражданином пожизненно. Он может работать в нескольких местах, но каждый из работодателей обязан позаботиться, что­бы информация о его доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы накапливалась на одном ИЛС. Такой порядок избавляет граждан от необходимости собирать сведения за весь трудоспособный период, облегчает начисление пенсий. Кроме того, работнику невыгодно скрывать заработки. Все это обеспечивает рост поступлений в ФСЗН. Реформа пенси­онного обеспечения отвечает интересам работников, работода­телей и ФСЗН.

В республике сохраняется солидарный характер социаль­ной защиты, основанной на распределительном принципе. Од­новременно новый порядок учета усиливает зависимость разме­ра назначаемой пенсии от вклада каждого работающего на про­тяжении его трудового стажа.

Появление накопительной компоненты в системе пенсион­ного обеспечения снимает ограничения с максимального разме­ра пенсий. Он обусловлен количеством средств, откладываемых будущими пенсионерами. В новых условиях прекращается фи­нансирование льгот, ранее предоставлявшихся определенным категориям граждан за счет других членов общества. Профес­сиональные льготы должны оплачиваться соответствующими профессиональными пенсионными фондами, формируемыми в основном из средств работодателей. Это должно послужить по­буждающим мотивом к обновлению производства, внедрению новых технологий, оздоровить условия труда, поскольку вред­ное производство — одна из причин назначения досрочных пенсий.

Создание накопительной системы позволит значительно уве­личить столь необходимый для государства объем инвестици­онных ресурсов. Подсчитано, что при обязательном отчислении в накопительную государственную систему 1 % фонда заработ­ной платы сумма взносов в течение первых лет превысит 100 млн. дол. США, а в течение десятилетий — 1 млрд. дол.

Гарантией сохранения и эффективного использования нако­пительных пенсионных средств должны служить: совершенная система государственного управления, регулирования и контроля за формированием и использованием этих средств; вы­пуск различных государственных ценных бумаг, ориентированных под пенсионные накопления; совершенное законода­тельство по инвестированию пенсионных средств и стимулиро­ванию работодателей и граждан к осуществлению пенсионных сбережений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...