Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики




Движущей силой глобализации является стремление госу­дарств к либерализации торговли, рынков капитала, укрепле­нию международного характера производства и стратегии рас­пределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов. Глобализация пред­ставляет процесс, в рамках которого между структурами нацио­нального производства и финансов устанавливается взаимоза­висимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение тру­да, при котором создание национальных богатств все более за­висит от экономических субъектов других стран.

Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих.

В современных условиях среди основных форм международ­ных экономических отношений можно выделить следующие:

• внешняя и мировая торговля;

• денежно-кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков;

• миграция и вывоз капитала;

• международные интеграционные процессы;

• международная миграция трудовых ресурсов;

• научно-техническое и производственное сотрудничество;

• создание сети транснациональных корпораций и финансово-кредитных институтов;

• межгосударственное регулирование международных экономических отношений (торговых, финансово-кредитных, валютных и т.п.).

Тенденции к глобализации мировой экономики восприни­маются и оцениваются по-разному. Среди новых возможнос­тей — расширение взаимозависимости и интеграции в полити­ческой и экономической сферах, углубление взаимодействия международных и транснациональных структур как основы для масштабного мирового сотрудничества. К очевидным по­ложительным сторонам можно отнести усиление экономи­ческого взаимодействия государств, создание условий для бес­препятственного доступа стран к передовым достижениям че­ловечества в экономической и научно-технической сферах, что способствует равномерности развития различных регионов. В то же время глобализация имеет отрицательные грани: не­равновесность процесса перераспределения богатств, консерва­ция различных уровней обеспечения прав человека. Новые ин­формационные технологии, согласованная либерализация рын­ков товаров, услуг и финансов не только обеспечивают ускоре­ние мировых экономических процессов, но и уменьшают сте­пень свободы экономической деятельности для менее развитых государств.

Процессы глобализации в первую очередь структурно изме­нили финансовые отношения, опосредующие международную торговлю, движение международных финансовых потоков, ре­гулирование международных экономических отношений. Для этой цели созданы специальные финансово-кредитные инсти­туты.

♦ Потоки международной торговли все глубже проникают в экономику различных государств, оказывая существенное влияние на общую экономическую структуру, а также на такие ее элементы, как распределение доходов, занятость, рост про­изводительности. Торговля по-прежнему остается двигателем глобальной интеграции. Для развивающихся стран это особен­но важно по ряду причин.

Во-первых, торговля зачастую является основным средством реализации выгод, создаваемых глобализацией: с открытием доступа к рынкам возрастают возможности для экспорта, через международные механизмы передачи в развивающиеся страны приходят новые технологии; возрастающая конкуренция опти­мизирует распределение ресурсов.

Во-вторых, продолжающееся перемещение производства го­товой продукции из промышленно развитых стран в развиваю­щиеся предоставляет большие возможности для расширения торговли не только товарами, но и услугами, все чаще стано­вящиеся предметом торговли.

В-третьих, торговля тесно связана с другим элементом гло­бализации — международными сетями производства. При этом последовательный процесс производства, традиционно сосредо­точивающийся в одном районе, делится на отдельные, пересе­кающие границу сегменты. Данная тенденция ведет к дальней­шей диверсификации производства с учетом торговых связей.

В-четвертых, рост торговли опирается на правовую основу успешно работающих организаций — Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем его преемника — Всемир­ную торговую организацию (ВТО), которые надежно регулиру­ют торговлю на международном и национальных уровнях. ВТО служит интересам развивающихся стран за счет: а) поддержки торговой реформы; б) предоставления механизма урегулирова­ния споров; в) укрепления доверия к торговой реформе; г) со­действия формированию прозрачных торговых режимов, сни­жающих транзакционные издержки.

Этими выгодами объясняется стремление развивающихся стран войти в ВТО. В 1987 г. 65 из них состояли в ГАТТ, а уже к 2000 г. членами ВТО являлись 110 стран, не входящих в Орга­низацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На них приходится около 20 % мирового импорта. Существен­ным является то, что благодаря политике ВТО обеспечивается все большая открытость торговли. Поддержание темпов роста торговли и расширение возможностей развивающихся стран в плане получения выгод от торговли возможны при условии, что международное сообщество продолжит ее дальнейшую либера­лизацию и проведение институциональных реформ.

Таким образом, тенденции развития финансов в сфере меж­дународной торговли определяются возрастанием роли между­народных организаций в определении и регулировании основ­ных финансовых инструментов — таможенных пошлин, нало­гов и цен. Либерализация торговли оказывает сильное влияние на результаты работы предприятий. В результате снижения та­рифов и изменения относительных цен на ресурсы происходит увеличение прибыли и национального дохода.

♦ Международные финансовые потоки становятся мощ­ным фактором, определяющим создание, регулирование и ли­берализацию финансовых рынков, хотя до настоящего времени потоки международного капитала концентрируются в десятке с небольшим развивающихся стран. Финансовые кризисы 1997— 1999 гг. наглядно продемонстрировали растущую взаимозави­симость стран мира.

Глобализация финансовых рынков влияет на экономичес­кое развитие, поскольку финансы играют важную роль в экономическом росте и индустриализации. Воздействие финансовой глобализации на экономический рост происходит двумя спосо­бами: а) за счет повышения глобального предложения капита­ла; б) стимулированием развития национальной финансовой системы. Как следствие во втором случае возрастает эффектив­ность распределения денежных ресурсов, появляются новые фи­нансовые инструменты, улучшается качество банковских услуг.

Быстрое развитие технологий сбора, обработки и распреде­ления информации, открытие внутренних финансовых рын­ков, либерализация операций по счетам движения капитала и рост частных пенсионных сбережений стимулировали финан­совые нововведения и обернулись триллионами долларов меж­дународного мобильного капитала. В то же время консолида­ция глобальной банковской отрасли и конкуренция со стороны небанковских финансовых учреждений (включая хеджинговые и пенсионные фонды) вывели новых игроков на международ­ную финансовую арену. Эти тенденции, усилившись в 1990-е гг., привели к расширению возможностей для инвестирования сбережений и увеличению диапазона источников заемного ка­питала.

В последние два десятилетия финансовые рынки ведущих промышленно развитых стран объединились в глобальную фи­нансовую систему, что позволяет направлять все более крупные суммы капитала помимо собственной экономики в экономику других стран — развивающихся и находящихся на переходном этапе. С конца XX в. суммы прямых чистых инвестиций воз­росли более чем в 12 раз.

Как развивающиеся, так и промышленно развитые страны все больше средств получают с международных рынков ценных бумаг. Транснациональные корпорации регистрируют свои ак­ции на фондовых биржах более чем одной страны и привлекают средства финансовых рынков разных стран.

Активизация международных операций с капиталом в этот период наряду с существенным расширением торговли товара­ми и услугами привела к увеличению оборота валютных бирж в 8 раз. Финансовые инструменты со схожей степенью риска при­носят одинаковую прибыль независимо от места их выпуска, что служит еще одним доказательством роста интеграции наци­ональных рынков капитала. Еще 10—20 лет назад прибыль­ность таких инструментов существенно различалась в разных странах.

Между банками и альтернативными финансовыми институ­тами (хеджинговые и пенсионные фонды, страховые компании, другие учреждения по управлению инвестициями и активами) идет конкурентная борьба за привлечение национальных сбере­жений. Институциональные инвесторы используют ослабле­ние ограничений во многих промышленно развитых странах для международной диверсификации своих портфелей, расши­ряя фонды финансового капитала, потенциально доступного развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

♦ Регулирование денежно-кредитной и валютной полити­ки обусловлено тем, что глобальная финансовая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капи­тала, но и существенные риски, вызванные финансовыми кри­зисами, периодически возникающими в денежно-кредитной сфере.

Ни одна страна с высоким уровнем миграции капитала не защищена от внезапных перемен в настроениях инвесторов и как следствие — изменений в направлении денежных потоков. Порой они оказываются непомерными для сильных финансо­вых систем и катастрофическими — для более слабых. Эконо­мические кризисы, возникающие в результате подобных коле­баний, оборачиваются огромными издержками для стран: паде­нием жизненного уровня, безработицей, банкротством, разру­шением информационного и организационного капитала. На восстановление утраченного требуются годы.

К оценке факторов риска, связанных с оттоком и притоком международного капитала, в системе денежно-кредитного и валютного регулирования применяются различные подходы, разграничивая методы либерализации применительно: а) к внутренним финансовым учреждениям; б) счетам движения ка­питала.

Хотя оба вида либерализации требуют разных инструментов политики и сопряжены с различными факторами риска, при неправильном управлении и те, и другие могут привести к фи­нансовой нестабильности. События последних десятилетий по­казали, как высоки издержки глобальных банковских кризи­сов. Они затормозили экономический рост ряда государств на долгие годы, к тому же им зачастую сопутствовали валютные кризисы. Либерализация счетов движения капитала влияет на внутреннюю финансовую стабильность, поскольку порт­фельные инвестиции также подвержены колебаниям.

Стабильность банковской системы особенно важна для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, где доля фи­нансовых посреднических операций в банковском секторе вы­ше, чем у промышленно развитых стран.

Поскольку для накопления капитала, роста производитель­ности труда и экономики в целом имеет значение состояние банковского сектора, то в целях снижения риска банковского кризиса требуется введение жесткой системы банковского регу­лирования.

Образцом регулирования банковской деятельности могут служить Базельские соглашения, разработанные Комитетом по регулированию банков, а также обобщенная практика банков­ского надзора Банка международных расчетов — Базельские стандарты.

Совершенствование банковского регулирования, обеспечи­вающее надежность и безопасность банковских систем, особен­но актуально в условиях колебаний международных потоков капитала. Эффективность этого процесса повышается, если он согласуется с национальной стратегией либерализации счетов движения капитала.

Ключевым элементом последовательного подхода к регули­рованию денежно-кредитной и валютной политики является контроль над спросом на краткосрочные займы. Иностранный капитал этого вида в первую очередь покидает страну, дестаби­лизируя экономику и банковскую систему.

Помимо воздействия на краткосрочное иностранное заим­ствование важен выбор валютного режима политики страны в отношении инвалютных депозитов в своей финансовой системе.

♦ Международные учреждения и организации участвуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с пере­ходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций. В условиях глобализации мировой экономики международные финансово-кредитные учреждения не только выполняют функции всемирных кредитных учреж­дений и инвесторов, но и отслеживают экономические показа­тели, координируют работу по оказанию краткосрочной помо­щи в решении проблем ликвидности, смягчая остроту финансо­вого кризиса.

Глобализация международных экономических отношений обусловила появление межрегиональных международных орга­низаций: Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК осно­вана в 1960 г., объединяет 13 стран трех континентов), Органи­зации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР осно­вана в 1961 г., состоит из 24 стран четырех континентов) и др.

Однако главную роль в глобализации международных эко­номических отношений в настоящее время выполняют учреж­дения системы Организации Объединенных Наций (ООН), а именно:

ПРООН — Программа развития Организации Объединен­ных Наций;

ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию, действующая под эгидой Генеральной ассамблеи ООН;

ЮНИДО — Организация ООН по промышленному разви­тию;

ВТО — Всемирная торговая организация, преемница ГАТТ. В состав ВТО входят ТРИПС (Соглашение по торговым аспек­там интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами);

ЕЭК ООН — Европейская экономическая комиссия Органи­зации Объединенных наций;

ЭКОСОС — Экономический и социальный совет ООН;

КНТР — Комиссия по науке и технике в целях развития;

МТЦ — Международный торговый центр;

ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собст­венности.

ООН была создана в 1945 г. Сегодня эта уникальная между­народная организация объединяет 185 суверенных государств, в сферу ее интересов входит их экономическое, социальное и политическое развитие. ООН содействует формированию усло­вий для интенсивного и прогрессивного взаимного сотрудни­чества всех стран и народов.

Особое значение приобретает функциональный аспект ООН, связанный с обеспечением дальнейшей интеграции государств, развитием аналитической и нормативной деятельности, разра­боткой перспективной экономической и социальной политики в мире.

Участвуя в исследовании проблем, связанных с влиянием глобализации экономики на регулирование мировых финансо­вых отношений, ООН содействует стабилизации финансового развития экономик различных стран, установлению рацио­нальных и прогрессивных внешнеэкономических отношений, совершенствованию структуры мировой экономики.

При этом важную роль играет разработка положений и про­цедур международных соглашений по предоставлению финан­сово-экономических преференций развивающимся странам, ли­берализации внешнеэкономических связей и их расширению. Так, под эгидой ООН промышленно развитые страны должны: разрабатывать и совершенствовать программы недискриминационных тарифных преференций для развивающихся стран; избегать мер, отрицательно влияющих на развитие их нацио­нальных экономик; искать дифференцированные подходы к каждому государству, чтобы максимально удовлетворять их нужды в международной экономической сфере.

Системному продвижению международной торговли способ­ствует влияние ООН на процессы, содействующие свободному выбору каждым государством форм внешнеэкономических от­ношений с учетом развития многосторонних соглашений, отве­чающих международным обязательствам и потребностям меж­государственного экономического сотрудничества.

Исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием мировой экономики, изучение роли и влияния гло­бализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов, а также практические шаги национальных эконо­мик по достижению стабильного финансового развития осуще­ствляются при содействии учреждений ООН на конкретных на­правлениях деятельности.

Так, целями ПРООН, как важнейшего финансирующего ор­гана ООН, являются создание условий для устойчивости про­цессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие раз­вивающимся странам в накоплении реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН вклю­чают финансирование приоритетных направлений экономичес­кого развития. В настоящее время ПРООН осуществляет финан­сирование бюджетных стратегий развития более чем 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населе­ния; участвует в привлечении дополнительных финансовых средств и их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие бюджетные организации, для фор­мирования специальных фондов развития стран.

ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной ассамблеи ООН в об­ласти торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель его деятельности — содействие развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией международных экономических отношений и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе. Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, ор­ганизует обсуждение соответствующих вопросов на межправи­тельственном уровне, проводит деятельность в сфере техничес­кого сотрудничества и др.

Основным программным направлением данной организации являются глобализация и стратегия в области экономического развития, в связи с чем исследуются:

• тенденции мировой экономики и их влияние на процесс развития;

• макроэкономическая политика в контексте взаимозависимости основных макроэкономических тенденций;

• конкретные проблемы развития и успешный опыт их решения, который может быть использован странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;

• вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностями, с точки зрения оказания помощи отдельным странам в регулировании долговых отношений.

Кроме того, в функции ЮНКТАД входят предоставление ин­формации по вопросам торговли и развития, а также расшире­ние банка данных.

ЮНИДО содействует промышленному развитию и сотруд­ничеству на глобальном, региональном и национальном уров­нях, а также в разрезе секторов промышленности. В своей дея­тельности ЮНИДО руководствуется специальной программой, составленной с учетом бюджетов стран-участниц. Фонд про­мышленного развития, формируемый ЮНИДО за счет добро­вольных взносов и финансовых поступлений, используется для финансирования технической помощи отдельным странам в це­лях промышленного развития.

ВТО — одна из крупнейших международных экономичес­ких организаций, устанавливающая принципы, правовые нор­мы, а также правила ведения и государственного регулирова­ния взаимной торговли стран-участниц.

Основной целью ВТО является либерализация внешней тор­говли, позволяющая путем повсеместного снижения таможен­ных тарифов существенно повысить доходы в этой сфере миро­вой экономики.

Вазовыми принципами деятельности ВТО являются:

• обеспечение режима наибольшего благоприятствования внешнеторговым операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин и сборов, а также уравнивание прав продавцов импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов и правил торговли;

• предоставление участникам соглашения всех прав, преимуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам и другим аспектам;

• использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;

• снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;

• предоставление преференций в торговле с развивающимися странами;

• разрешение торговых споров посредством переговоров, взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

ЕЭК ООН является межнациональным форумом, на кото­ром достигаются взаимная договоренность и согласие в процес­сах формирования общих направлений деятельности стран, ре­ализации их совместной политики.

ЕЭК решает следующие задачи:

• содействует экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;

• обеспечивает проведение совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономической и социальной сферами стран;

• готовит конвенции, проводит согласования с целью адаптации норм и стандартов во всех областях экономики;

• помогает развитию экономических и социальных возможностей стран, ставших на путь рыночных и экономических преобразований, способствует их объединению и интеграции в европейскую и глобальную мировую экономику;

• координирует деятельность центральных органов ООН, специализированных учреждений, европейских, правительственных и межправительственных организаций.

В результате поиска эффективных мер для разрешения гло­бальных мировых проблем и стабилизации мировой финансо­вой системы был создан ряд финансово-кредитных институ­тов и учреждений.

Основными целями их деятельности являются:

1) исследование и выработка практических решений в области регулирования международных финансовых потоков и развития мировой экономики;

2) межгосударственное финансовое и валютно-кредитное регулирование;

3) разработка согласованной международной финансовой политики, координация стратегии и тактики функционирования международных финансовых рынков;

4) создание механизмов бесперебойного функционирования финансово-валютных отношений, обеспечение стабилизации валют, предотвращение финансовых кризисов и разработка мер по ликвидации их последствий;

5) содействие экономическому и социальному развитию, структурной перестройке экономики стран, вставших на путь рыночных преобразований, научно-техническому прогрессу.

К наиболее крупным финансово-кредитным учреждениям, оказывающим активное воздействие на мировые финансовые отношения, относятся:

БМР — Банк международных расчетов;

МВФ — Международный валютный фонд;

ВБ — Всемирный банк;

ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития.

Кроме того, действует ряд региональных финансово-кредит­ных организаций.

БМР является старейшей организацией в области междуна­родного валютно-финансового сотрудничества. В сферу его дея­тельности входят: контроль за банковской деятельностью, эко­номическое и валютное сотрудничество в Европе, выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рын­ков и согласования валютной политики государств для наибо­лее эффективного выполнения своих функций центральными банками.

МВФ — межправительственная организация, в функции которой входят регулирование валютно-кредитных отношений и оказание финансовой помощи странам-членам при возникно­вении валютных затруднений в связи с нарушением равновесия платежных балансов. МВФ предоставляет странам-членам кре­дитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансирован­ность временных платежей, не прибегая к ограничительным мерам в области внешней торговли и расчетов; поддерживает устойчивость обменных курсов валют; способствует созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям меж­ду своими членами и устранению валютных ограничений, тор­мозящих рост международной торговли.

ВБ — межправительственная финансово-кредитная органи­зация, основной целью которой является привлечение госу­дарств в мировую систему хозяйствования путем развития ры­ночных отношений. В сферу деятельности Всемирного банка входят: координация движения капитала в мировом масштабе; стабилизация экономики путем предоставления займов, гран­тов и направления технической помощи в инфраструктурные отрасли; устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами за счет стиму­лирования инвестиционных потоков из международных фи­нансовых источников.

ЕБРР представляет собой международную организацию, оказывающую поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в миро­вое хозяйство. Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование частного сектора и ин­фраструктуры, поддерживающей его деятельность, способству­ет переходу к рыночно-ориентированной экономике.

Региональные финансово-кредитные организации: Азиат­ский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР), Группа Африканского банка развития (АфБР), Евро­пейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд раз­вития (ЕФР) и пр. Все они выполняют функции финансово-кре­дитного регулирования, поддержки стабильности региональ­ных финансовых рынков, оказания помощи странам своего ре­гиона по вхождению в мировое экономическое сообщество.

Международные учреждения играют значительную роль в оказании помощи странам, вступившим на путь экономическо­го развития, обеспечении финансовой стабильности и привле­чении инвестиций.

Процессы глобализации меняют характер международных финансовых отношений, усиливают мобильность и интернаци­онализируют финансовые потоки, объединяют мировые финан­совые рынки, вызывают к жизни новые наднациональные ин­ституты управления мировыми хозяйственными процессами, создают предпосылки глобальной финансовой интеграции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...