Глава 16. Современные формы финансового оздоровления экономики
Институт банкротства как инструмент Государственного регулирования Национальной экономики Целью любого государства является обеспечение устойчивости господствующей экономической системы — фундамента стабильности общества, его научно-технического прогресса, материального и нравственного благополучия нации. Устойчивость экономической системы государства в значительной мере определяется платежеспособностью всех хозяйствующих субъектов. Именно она создает основу для эффективного функционирования национальной экономики, а кризис платежей, напротив, обусловливает финансовую несостоятельность отдельных предприятий и дестабилизацию экономической системы государства. Для поддержания устойчивости экономической системы на практике реализуется ряд специальных мер, которые можно условно сгруппировать таким образом: 1) меры по восстановлению платежеспособности должников; 2) меры по их выводу из числа действующих предприятий. Процедуры восстановления платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хозяйствования составляют суть института банкротства. Банкротство во всех словарях толкуется как неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. При этом отмечается, что наличие кредиторской задолженности не всегда свидетельствует о банкротстве предприятия-должника, а лишь в том случае, если сумма задолженности превышает стоимость имущества должника. В глубинных причинах банкротства скрывается множество факторов. Их принято делить на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы, ведущие к возникновению кризисного состояния предприятия, можно в свою очередь подвергнуть дальнейшей классификации. Общегосударственные социально-экономические факторы: • рост инфляции; • нестабильность налоговой системы; • нестабильность финансового законодательства государства; • рост безработицы. Рыночные факторы. • снижение емкости внутреннего рынка; • усиление монополизма на рынке; • нестабильность валютного рынка. Прочие внешние факторы: • политическая нестабильность; • стихийные бедствия; • ухудшение криминогенной ситуации. Внутренние факторы, обусловливающие возникновение кризисного состояния, также имеют свою градацию. Управленческие факторы: • высокий уровень коммерческого риска; • недостаточное знание конъюнктуры рынка; • неэффективный финансовый менеджмент; • отсутствие гибкости в управлении. Производственные факторы: • устаревшие и изношенные основные фонды; • низкая производительность труда; • высокие энергозатраты. Прочие внутренние факторы: • низкая конкурентоспособность продукции; • зависимость от ограниченного круга поставщиков и потребителей. Это не полный перечень факторов, а лишь основные из них. Они действуют, как правило, в совокупности, что усиливает эффект негативного воздействия и неизбежно приводит к кризисному состоянию экономики, неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и зачастую — к их банкротству. В иерархии финансовых рисков банкротство является наиболее катастрофическим, влекущим разрушительные последствия прежде всего для экономики должника. В свою очередь неэффективная работа должника генерирует риск для деятельности кредитора, который находится с должником в единой технологической или иной производственной связи. Банкротство содержит в себе разрушающий потенциал и для государства в целом: возникают проблемы с наполнением государственного бюджета, растет безработица, сокращаются рабочие места.
Процедуры банкротства, затрагивающие имущественные права практически всех субъектов хозяйствования — должников, кредиторов и государства, оказываются одним из действенных инструментов влияния на их интересы. Сам факт банкротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В таком качестве банкротство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик. Как инструмент управления экономикой субъектов хозяйствования и государства банкротство имеет давнюю историю. Сам термин итальянского происхождения и в буквальном переводе означает «сломанная скамья». В XV—XVI вв. все обменные операции совершались на скамье, и термин «сломанная скамья» свидетельствовал о нарушении обменных (а значит и хозяйственных) операций или о ликвидации хозяйствующего субъекта как такового. В русском обиходе этот термин появился гораздо позднее, чем в европейских странах, — только к концу XVIII в., когда специальным указом императора Павла I был принят Устав о банкротах. В нем подробно излагалась процедура осуществления банкротства, включавшая отсрочку долга, его переоформление на других лиц и судебное разбирательство. По решению суда имущество банкрота подлежало опечатыванию. Информационное сообщение об этом факте трижды публиковалось в прессе. Опечатанное имущество впоследствии подлежало продаже, с тем чтобы вырученные средства могли пойти на расчеты с кредиторами. Следует особо отметить, что отдельные процедуры банкротства, разработанные в данном Уставе, без существенных изменений дошли до наших дней. Историками и экономистами единодушно признается тот факт, что именно введение банкротства способствовало процветанию Российской империи, эффективному функционированию ее экономики, развитию частного предпринимательства. В период полного огосударствления экономик России, Беларуси, других стран позитивный регулирующий потенциал идеи был утрачен. И только с началом рыночных преобразований возникла настоятельная необходимость в ее возрождении.
Процесс экономической перестройки народного хозяйства весьма сложен. В переходной экономике неизбежно возникают кризисные ситуации, и ряд белорусских предприятий оказались неплатежеспособными. По данным официальной статистики, число убыточных предприятий в Республике Беларусь к 2000 г. составляло в промышленности 40—50 %, в сельском хозяйстве — 60—70 %. Объемы просроченной кредиторской и дебиторской задолженности таких предприятий постоянно возрастали. Абсолютное большинство субъектов хозяйствования превратились в хронических должников, переживавших катастрофический спад производства с реальной угрозой его полной остановки из-за отсутствия воспроизводственных ресурсов. Возможности улучшения их состояния посредством инструментов стратегического и тактического менеджмента были исчерпаны. Такие предприятия стали обузой для национальной экономики. Ситуация потребовала их реорганизации и решительного вмешательства государства в этот процесс посредством введения национальной системы банкротства. Только официально установленные процедуры банкротства могли способствовать санированию (оздоровлению) неэффективно функционирующих предприятий или ликвидации, выводу из числа действующих тех из них, платежеспособность которых не подлежала восстановлению (что также содержит в себе эффект экономической санации). Обязательными элементами системы банкротства в Республике Беларусь (как и в любом другом государстве) являются: • законодательная база банкротства; • судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству; • институт специалистов по реализации процедуры банкротства — антикризисных и временных управляющих и т.п.; • органы государственного управления по делам о банкротстве. В Республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономj ческой несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. и Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопроса экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. Названные документы четко обозначили основные термин сопровождающие процедуру банкротства в Беларуси, и отразили особенности ее реализации и применения в реалиях национальной экономики.
Специализированную судебную систему, непосредственно осуществляющую судебное производство по делам о банкротстве, в Республике Беларусь образует совокупность хозяйственных судов, действующих в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства в Республике Беларусь, включает антикризисных и временных управляющих, их помощников, советников и консультантов. В Беларуси создана эффективная система подготовки и аттестации данных специалистов. Подбор антикризисных и временных управляющих находится под контролем государства. Представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих с недостаточной квалификацией, препятствующей выполнению их функции, а также кандидатур, способных нанести вред должнику, кредиторам и интересам государства, влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое — в размере от 50 до 500 базовых величин. Органом государственного управления по делам о банкротстве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Среди государственных органов, представляющих в делах о банкротстве интересы государства-кредитора, — налоговая служба, местные исполнительные и распорядительные органы государственной власти. Департамент по санации и банкротству выполняет следующие функции: • в пределах своей компетенции проводит государственную политику по предупреждению банкротства, а также обеспечивает условия для реализации процедур банкротства; • организует систему подготовки управляющих; • устанавливает профессионально-квалификационные требования к управляющим; • проводит аттестацию физических лиц — кандидатов в управляющие; • проводит в пределах своей компетенции аккредитацию (признание полномочий): а) юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам банкротства и улучшения финансового состояния должников; б) организаций на осуществление подготовки управляющих или проведение психофизиологического тестирования кандидатов в управляющие; • обеспечивает осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника.
Белорусская система банкротства формировалась с учетом прогрессивных положений французской и английской моделей, хорошо зарекомендовавших себя в области регулирования финансовой несостоятельности предприятий. Следует отметить, что они являются продуктами концептуальных идей банкротства — соответственно продебиторской и прокредиторской. Например, французская система регулирования несостоятельности базируется на защите интересов должников. Ее целями являются сохранение действующего предприятия и рабочих мест, а также удовлетворение требований кредиторов в обозримые сроки (максимально — 10 лет). При таком подходе допускается продажа имущества должника, но только: а) как целостного технологического комплекса, а не разрозненных активов; б) при условии продолжения его использования по прямому назначению. Английская модель регулирования несостоятельности является откровенно прокредиторской. Согласно ей имущество должника в самые короткие сроки подлежит реализации, с тем чтобы на вырученные средства произвести расчет с кредиторами. Но при этом продажа имущества содержит механизмы отчуждения всего предприятия с целью сохранения его технологической целостности и рабочих мест. Следует отметить, что выбор модели банкротства во многом зависит от состояния экономики страны. В настоящее время система банкротства Беларуси основывается на стремлении удовлетворить интересы кредиторов посредством преимущественно не ликвидационных, а реорганизационных и оздоровительных процедур в отношении должника. Это соответствует целям, стоящим перед национальной экономикой. Мировой практикой выработана система признаков кризисного состояния предприятия. Это необходимо для своевременного принятия решения о применении соответствующих мер в отношении неэффективно функционирующего должника. Основными признаками являются следующие: • наличие у субъекта хозяйствования просроченной задолженности перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами государства, банками и прочими кредиторами, которое в короткие сроки оборачивается его неплатежеспособностью; • неспособность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счет оборотных активов, вынуждающая привлечь в эту сферу долгосрочные финансовые вложения, основные средства, внеоборотные активы. Это приводит к снижению производственного потенциала, сокращению объема продаж; • превышение общей суммы финансовых обязательств предприятия над стоимостью его активов, предопределяющее невозможность расчетов с кредиторами даже при реализации всего имущества; • дефицит собственных оборотных средств, который ограничивает деловые возможности предприятия и увеличивает иск непогашения долгов; • хроническая убыточность предприятия, лишающая его сточников расширенного воспроизводства; • низкое качество дебиторской задолженности, а именно наличие в ее составе больших объемов просроченной задолженности. Это приводит к замедлению оборачиваемости активов, недостатку финансовых ресурсов для приобретения материалов, выплаты заработной платы; • нарушение ритмичности работы предприятия, продолжительные остановки производства, оборачивающиеся неравномерным выпуском продукции, увеличением объемов незавершенного производства, нарушением хозяйственных договоров, епроизводительными расходами (выплата штрафов). На основании этих признаков можно сделать вывод о неплатежеспособности предприятия, мотивированно определить стадию этого состояния — «экономическая несостоятельность» или «банкротство» — и выбрать меры адекватного воздействия на должника: восстановить его платежеспособность или вывести из числа действующих предприятий. Под неплатежеспособностью должника понимается его неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику. Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника. Банкротство — это устойчивая неплатежеспособность, признанная решением хозяйственного суда, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника. При этом необходимо различать следующие виды банкротства: • реальное банкротство, характеризующее полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде финансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастрофических потерь своего капитала; • фиктивное банкротство, означающее заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от их всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.; • преднамеренное банкротство, предполагающее преднамеренное, умышленное создание руководителем предприятия ли его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интересах или интересах групп лиц. Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным мероприятиям или классическим послесудебным процедурам банкротства, среди которых — защитный период, конкурсное производство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение. ¨ Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника. Данные меры направлены на улучшение финансового состояния должника, создание условий для его стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. Они соответствуют законодательству и предполагают: • изменение структуры и состава органов управления должника; • взыскание дебиторской задолженности; • выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников; • привлечение инвестиций, в том числе иностранных; • содействие достижению соглашения должника с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности; • реструктуризацию задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы; • ходатайство об изменении сроков уплаты налогов, сборов пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем их отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита; • предоставление должнику кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи; • иные меры, не противоречащие законодательству о банкротстве. Кроме этого в период досудебного оздоровления должника Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать ему отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) в целях обеспечения условий для стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В пределах мер по предупреждению банкротства должник может рассчитывать на финансовую помощь учредителей, кредиторов и государства. Условия ее предоставления за счет республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов определяются Законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, а за счет местных бюджетов и средств местных внебюджетных фондов — актами местных исполнительных и распорядительных органов. Для организации мер по досудебному оздоровлению должника при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности и банкротства предприятий-должников. Эти же комиссии констатируют неэффективность досудебного оздоровления должника и принимают решение о начале судебного этапа процедур банкротства, о подаче соответствующего заявления в хозяйственный суд. Правом на подачу заявления в хозяйственный суд обладают: • должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то органы — связи с неисполнением должником денежных обязательств; • должник, прокурор, орган государственного управления о делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы — при неисполнении должником обязательств по уплате обязательных платежей. Необоснованное непринятие своевременных мер по досудебному оздоровлению должника, не соответствующее действительности мотивирование отказа в принятии таких мер, а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 50 до 500 базовых величин. ¨ Защитный период — это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок не более трех месяцев. Временный управляющий вправе: • предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением установленных правил; • заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; • подавать в хозяйственный суд ходатайства об отстранении от должности руководителя должника; • производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника; • подвергать экспертизе финансово-хозяйственную деятельность должника и проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, экспертов и специалистов. Должник обязан предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся своей деятельности, если иное не предусмотрено законодательством об охране государственных секретов. Временный управляющий обязан: • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите; • истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах; • устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований; • проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника; • оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; • убедиться в отсутствии признаков ложного, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору. Ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 50 до 500 базовых величин. Введение защитного периода не является основанием для безусловного отстранения руководителя должника от исполнения его функций. Однако совершение им всех сделок и исполнение платежных обязательств в этот период возможно только с письменного согласия временного управляющего. Должник в процессе защитного периода не вправе принимать следующие решения: • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации предприятия; • создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить их финансовое состояние; • создании филиалов и представительств; • выплате дивидендов; • выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг; • выходе из состава участников должника — юридического лица; • участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц. С момента введения защитного периода хозяйственным судом исключительно в рамках процесса о банкротстве может быть наложен арест на имущество должника и (или) установлены иные ограничения на распоряжение им. По окончании защитного периода временный управляющий должен представить в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. На их основании хозяйственный суд принимает решение об открытии конкурсного производства или заключении мирового соглашения между должником и кредитором. ¨ Конкурсное производство — это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника. В результате открытия конкурсного производства управление делами и имуществом, полномочия руководителя должника и иных органов управления возлагаются на временного управляющего. Органы управления должника в течение трех дней со дня назначения временного управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника — юридического лица. Приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженности должника. Сведения о финансовом состоянии должника на период проведения конкурсного производства не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Информация об открытии конкурсного производства в отношении должника публикуется в средствах массовой информации в целях извещения всех кредиторов и заинтересованных лиц. Завершая процедуру конкурсного производства, хозяйственный суд принимает: а) решение о банкротстве с санацией должника; б) решение о банкротстве с ликвидацией должника; в) определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства составляет 16 месяцев, а при проведении санации — 22 месяца. Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на 12 месяцев. При этом для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры: • ликвидация дебиторской задолженности; • предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве; • перепрофилирование производства; • закрытие нерентабельных производств; • продажа части имущества должника; • предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций. План санации должен содержать наиболее эффективные меры по восстановлению платежеспособности должника. Это может быть продажа предприятия, если она позволяет достигнуть целей санации и не противоречит государственным или общественным интересам. Решение о продаже предприятия принимается после проведения экспертизы, назначенной хозяйственным судом, установившей финансовое состояние должника и возможные последствия от продажи предприятия. Отчет управляющего по итогам санации рассматривается на собрании кредиторов и не позднее пяти дней после проведения собрания поступает в хозяйственный суд. К отчету должны быть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов (если таковые имеются), голосовавших против решения собрания или не принимавших участия в голосовании. На основании этих документов хозяйственный суд выносит определение: а) об утверждении отчета управляющего по итогам санации; б) отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации; в) продлении срока санации; г) утверждении мирового соглашения. При восстановлении платежеспособности должника, подтвержденной хозяйственным судом, временному (антикризисному) управляющему по решению хозяйственного суда может быть выплачена премия в размере до 100 базовых величин за счет средств должника, находившегося в процедуре санации. Лицо, выполнявшее обязанности временного управляющего, включается в соответствующий кадровый реестр государственных должностей. Если реализация мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных в плане санации, привела к восстановлению платежеспособности должника, то дело о банкротстве прекращается. Ликвидационное производство — процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, предполагающая его ликвидацию посредством продажи его имущества с целью освобождения от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Следует еще раз отметить, что законодательство Республики Беларусь о банкротстве отдает предпочтение не ликвидационным, а оздоровительным процедурам. Процедура банкротства с ликвидацией должника производится лишь в крайних случаях, когда достоверно обоснована невозможность или нецелесообразность досудебного оздоровления предприятия или его санации. Для начала ликвидационного производства обязательно наличие трех оснований: 1) кредитор должен располагать достоверными, документально подтвержденными сведениями о неплатежеспособности должника, имеющей (или приобретающей) устойчивый характер. Подача заявления кредитора с недостоверными, документально не подтвержденными сведениями о неплатежеспособности влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере 50 базовых величин, на юридическое — 500 базовых величин; 2) кредитор должен предъявить хозяйственному суду доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных ему требований; 3) задолженность перед кредитором должна составлять 100 и более базовых величин. Если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией или имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, то размер задолженности должен быть равен 2500 и более базовых величин. Заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматривается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня его поступления. При отсутствии одного из указанных оснований оно возвращается кредитору. Решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства подлежит немедленному исполнению. Для практической реализации этой процедуры назначается временный управляющий. В производстве по делу о банкротстве он выступает от имени должника, выполняя следующие основные задачи: • обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц; • урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; • максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности; • содействие производству по делу о банкротстве; • осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника и освобождение его от долгов. Для выполнения задач, связанных с производством по делу о банкротстве, и обеспечения своей деятельности управляющий может привлекать помощника (помощников) в порядке, установленном законодательством, на договорной основе, с оплатой его деятельности из назначенного управляющему вознаграждения. Помощником управляющего не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника. Срок ликвидационного производства не должен превышать одного года, но по решению хозяйственного суда он может быть продлен на 6 месяцев. За счет денежных средств, вырученных в результате реализации имущества должника, производятся все его расчеты. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, в процессе конкурсного производства производятся текущие платежи должника за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, по ходу удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника. Удовлетворение требований кредиторов имеет строгую очередность. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и выплачиваются вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам. В четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Кредиторы, требования которых в процессе ликвидационного производства не были удовлетворены в полном объеме, имеют право обращаться с требованиями к третьим лицам, незаконно получившим имущество должника, в размере непогашенной части долга. Указанное требование может быть предъявлено в течение 10 лет со дня завершения ликвидационного производства в отношении должника. После всех расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства с приложением следующих документов: • подтверждающих продажу имущества должника; • подтверждающих погашение требований кредиторов; • содержащих сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов и (или) нереализованном имуществе должника; • реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований. Имущество должника, оставшееся после полного погашения всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат, передается его собственникам — учредителям должника; если их местонахождение неизвестно — то соответствующей административно-территориальной единице Республики Беларусь. Уполномоченные органы таких административно-территориальных единиц не позднее одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимают на учет (баланс) имущество ликвидированного должника и несут все расходы по его содержанию. Рассмотрев отчет управляющего по итогам ликвидационного производства и признав его обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, которое является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента внесения такой записи полномочия временного управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным и свободным от долгов. ¨ Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов. Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии, после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Оно имеет письменную форму и заключается в условиях: • отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника; • уступки требования должника; • исполнения обязательств должника третьими лицами; • перевода долга; • обмена требований кредиторов на акции; • удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству. От имени предприятия-должника мировое соглашение подписывает временный управляющий, от имени кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов. Управляющий в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать в хозяйственный суд соответствующее заявление, приложив к нему: • текст мирового соглашения; • протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; • список всех конкурсных кредиторов, в котором указываются имя (наименование) каждого кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты, а также сумма задолженности; • документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; • письменные возражения конкурсных кредиторов, не принимавших участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовавших против его заключения. Мировое соглашение вступает в силу со дня утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от выполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. С момента утверждения соглашения руководитель должника или управляющий (временный управляющий) приступает к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с разработанными условиями. Одновременно с утверждением мирового соглашения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Хозяйственный суд может признать мировое соглашение недействительным, если: а) оно содержит условия, дающие преимущества одним кредиторам или ущемляющие права и законные интересы других; б) его выполнение может вновь привести должника к банкротству; в) оно содержит основания, в результате которых предусмотренные по законодательству сделки могут быть признаны недействительными. Недействительность мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. Она не влечет за собой обязанность для кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику все полученное ими в счет погашения задолженности по их требованиям. Кредиторы, по условиям мирового соглашения получившие преимущества за счет ущемления прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить должнику все полученное ими в порядке выполнения мирового соглашения. Сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника в случае недействительности мирового соглашения передается хозяйственным судом для опубликования в средствах массовой информации. Таким образом, в приведенных алгоритмах досудебного оздоровления неплатежеспособных белорусских предприятий и механизмах осуществления послесудебных процедур отчетливо прослеживается роль государства, его регулирующее воздействие на эти сложнейшие процессы. Своим непосредственным участием в процедурах установления экономической несостоятельности и банкротства государство выступает гарантом удовлетворения требований кредиторов и одновременно защиты интересов должников. С принятием в Республике Беларусь Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и вступлением в действие Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» была создана база для регламентации досудебного оздоровления должника, его санации, ликвидации или заключения мирового соглашения между ним и кредиторами. В названных документах проявилась государственная политика в этом вопросе, основанная на предпочтении оздоровительных процедур ликвидационным. Государство создало инфраструктуру института банкротства и разработало эффективные механизмы, приводящие ее в действие. В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур банкротства: ежегодно в республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизационных и оздоровительных процедур. Национальному банку Республики Беларусь вменено в обязанность предоставлять кредиты для досудебного оздоровления, санации неэффективно функционирующих предприятий. Все это позволяет превратить институт банкротства в инструмент укрепления национальной экономики, ее реструктуризации и оздоровления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|