Методы возрастной психологии и их классификации.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Минск, 2005 Оглавление Тематический план Введение 1. Введение в возрастную психологию 1.1. Предмет и структура возрастной психологии 1.2.Задачи возрастной психологии 1.3.Методологические принципы возрастной психологии 1.4.Методы возрастной психологии и их классификации 2. Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека 2.1. Общие закономерности психического развития человека 2.2. Условия психического развития личности в современных психологических теориях 2.3. Понятие возрастных потребностей человека 2.4. Понятие социальной ситуации психического развития человека 2.5. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии 2.6. Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину 2.7.Проблема возрастной периодизации в современной психологии 3. Детская психология 3.1. Психическое развитие ребенка до года 3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве 3.3. Психическое и личностное развитие дошкольника 4. Психическое и личностное развитие младшего школьника 4.1. Кризис семи лет 4.2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе 4.3. Особенности психического и личностного развития младшего школьника 5. Психическое и личностное развитие подростка 6. Особенности психического и личностного развития в юношеском возрасте 7. Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте 8. Психическое и личностное развитие личности в пожилом и старческом возрасте 8.1 Личность в пожилом возрасте 8.2. Психологическая характеристика старческого возраста 9. Роль знаний возрастной психологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни
Глава 1. Введение в возрастную психологию Предмет и структура возрастной психологии.
Предметом возрастной психологии являются возрастные закономерности психического и личностного развития человека. Фактически возрастная психология изучает особенности психического и личностного развития на возрастных периодах, характерные особенности её перехода от одного возрастного периода к другому (особенности протекания возрастных кризисов). Возрастная психология имеет следующую структуру. Важным разделом дисциплины является · «Ведение в возрастную психологию», в котором описывается предмет возрастной психологи, задачи и методы дисциплины. Второй раздел · «Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека» включает в себя описание общих диалектических законов и закономерностей развития, а также такие важнейшие возрастные закономерности психического и личностного развития человека, как психологический возраст, возрастной кризис, биологические, социальные и психологические условия развития, периодизация развития, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности в психическом развитии и многие другие закономерности. Далее возрастная психология включает в себя такие разделы, как · «Детская психология», · «Психология младшего школьника», · «Психология подростка», · «Психология юношеского возраста», · «Психология зрелого возраста» и · «Психология пожилого и старческого возраста». Все отмеченные разделы изучают закономерности психического и личностного развития на определенных возрастах.
Задачи возрастной психологии. Задачи возрастной психологии, как правила формулируются с позиции критерия содержания предмета. Следовательно, по этому критерию можно сформулировать следующие задачи возрастной психологии: - изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека на основных возрастных этапах онтогенеза;
- характеризовать особенности психического развития человека на каждом возрастном периоде; - описать особенности протекания возрастных кризисов развития; - показать возможности использования возрастных закономерностей человека в практической деятельности и повседневной жизни. Возможно, сформулировать задачи возрастной психологии с позиции критерия «практической деятельности психолога». По данному критерию все частные задачи возрастной психологии можно свести к трем группам задач: 1) Изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека. 2) Исследовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека. 3) Использовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В первую группу можно отнести все частные задачи, в которых необходимо субъективно познать возрастные закономерности известные науке или познать особенности развития конкретного лица определенного возраста. Например, «Изучить особенности проявления психических новообразований в подростковом возрасте». Во вторую группу задач включаются все задачи, которые направлены на открытие новых (не изученных или недостаточно изученных) возрастных закономерностей психического и личностного развития. Например, «Исследовать особенности переживаний лиц юношеского возраста, проживающих в сельской местности». Третья группа включает конкретные задачи по использованию знаний по возрастной психологии в практической деятельности и повседневной жизни. Можно сформулировать задачи и по другим критериям, так, например, по функциональному критерию.
Методологические принципы возрастной психологии. Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои методологические принципы и методы. Методологические принципы возрастной психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность. Универсальными принципами возрастной психологии являются: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.
- Принцип детерминизма гласит о том, что любое психическое явление причинно обусловлено. При этом детерминант существует множество. - Принцип развития утверждает, что любое психическое развитие представляет собой непрерывный процесс. - Принцип историзма утверждает, что психическое развитие обусловлено культурно-историческими условиями, в котором человек развивается. Выделяется два плана исторического принципа: хронологический и этнический. - Принцип системности в развитии гласит о том, что развитие представляет собой сложную систему внутренних и внешних связей движущих сил, условий и протекания развития. Кроме универсальных принципов существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы дополнить принципом единства сознания и деятельности, то возрастная психология будет иметь направление деятельностного подхода.
Методы возрастной психологии и их классификации. Возрастная психология имеет свои методы, которые изучают и описывают предмет и решают задачи науки. Методом в возрастной психологии называют способ сбора фактического материала, его обработки и интерпретации. Все методы принято классифицировать по разным критериям. Так, например, по критерию «продолжительность исследования» все методы можно дифференцировать на «методы одномоментных срезов» и «лонгитюдные методы». Эти методы решают разные задачи, но наиболее чаще в возрастной психологии используются лонгитюдные методы. По критерию «ход исследования» можно выделить «пилотажные методы», «методы сбора фактического материала» и «методы обработки и интерпретации данных исследования» Пилотажные методы позволяют ознакомиться с объектом исследования, уточнить тему и цель исследования, сформулировать гипотезу, отобрать наиболее адекватные методы. К методам сбора фактического материала относятся все методы, которые позволяют собрать достоверные факты в достаточным количестве для репрезентативного исследования. Методы обработки позволяют систематизировать, обобщить, сделать количественный и качественный анализ и сделать выводы. К последним относятся математические (статистические, вероятностные) методы, моделирование и др.
По критерию «задачи практического психолога» все методы делятся на «описательные», «диагностические», «экспериментальные». К описательным методам относятся все виды наблюдения, опросные методы (анкетирование, беседы, опросники, интервью), анализ результатов деятельности. Задача описательных методов – характеризовать, описать развитие психического явления. К диагностическим методам относятся различные тесты, шкалирование, групповые оценки, социометрия, референтометрия и многие другие, в результате которых измеряются показатели психического явления в определенных единицах. Задачей диагностических методов является измерение развития психических явлений для сравнения, а также определения уровней развития. К экспериментальным методам относятся естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, моделирующий эксперимент. Целью экспериментальных методов является изучение психических явлений, установление связей между специально меняющимися условиями развития и его показателями. По процедуре проведения эксперименты различаются: констатирующий и формирующий эксперимент. В констатирующем эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Условно допускается, что группы по своему развитию одинаковые, в контрольной группе исходные условия, в экспериментальной группе специально организованные для эксперимента условия. Сравнительный анализ показателей изучаемых психических явлений в контрольной и экспериментальной группе, позволяют установить связь между разными условиями и показателями психического развития испытуемых. В формирующем эксперименте на первом этапе осуществляют измерения изучаемых явлений в группе с исходными условиями, а затем условия специально изменяются, и на втором этапе снова осуществляется измерение. Затем сравниваются данные измерений, что позволяет установить связь между условиями развития на разных этапах исследования и показателями изучаемых явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|