Психическое и личностное развитие подростка.
Примерно к 11 годам у детей появляются новые возрастные потребности в формировании целостной идентичности образа своего «Я», самостоятельности и независимости. Социальная ситуация психического и личностного развития включает различные переживания. С одной стороны, в это время интенсивно идет физиологическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увеличение массы тела ребенка и т.п.), проходит гормональная перестройка, происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности, обеспокоенности внешним видом. В тоже время биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности. Этому же способствует изменение в познавательной сфере и развитие самосознания. С другой стороны, очень часто ближайшее окружение, в первую очередь родители и учителя, существенным образом не признают возрастных потребностей подростков и не меняют своего отношения к ним, то есть относятся к подростку по-прежнему, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет характер социальной ситуации развития. Подростковый возраст часто называют трудным и кризисным. Это связано с обострением в этот период противоречий. Важнейшими источниками противоречий являются бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый результат. Усложняют ситуацию и ряд внешних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности, которая уже не является ведущим видом деятельности в психическом развитии; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других взрослых людей тех внутренних процессов, которые переживает подросток. Противоречивость возраста также выражается в том, что, с одной стороны, подросток стремиться к признанию, к позитивному оцениванию его другими людьми. А с другой стороны, часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергая сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной ситуацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают и взрослым.
Ведущим видом деятельности в психическом развитии является межличностное общение со сверстниками. Д.Б. Эльконин считает, что ведущим видом деятельности у подростков является интимно-личностное общение. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению. Психические новообразования. По мнению Л.С. Выготского, центральным новообразования является чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому). Т.В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется: - в подражании внешним проявлениям взрослого; - в стремлении сформировать качества взрослого; - в сотрудничестве с взрослыми, которым доверяют. Важным новообразованием является самостоятельность подростка, стремление быть независимым от взрослых, самому принимать решения по всем вопросам взаимодействия с другими людьми. Самооценка в системе межличностных отношений и общения является одним из новообразований личностного развития подростка.
Кроме этого, психическими новообразованиями является развитие абстрактного мышления (логическое мышление (Ж. Пиаже)). Следовательно, возникает комбинаторика мышления – способность при решении любых задач видеть не одно решение, а несколько путей решения. На этом периоде возникает и рефлексия собственных мыслей как психическое новообразование возраста. Сензитивной сферой развития подростка является сфера отношений со сверстниками и развитие самосознания. Подростковый возраст – важнейший жизненный этап в развитии самосознания. Способность к обобщениям позволяет подростку вырабатывать свою систему эталонов оценки себя, окружающих людей, происходящих событий. При благоприятном развитии у него постепенно происходит переориентация с внешних оценок на внутренние и формируется более адекватная самооценка. При неблагоприятном развитии у подростка наблюдается противоречивая и неадекватная самооценка, часто порождающая либо замкнутость, депрессию, либо агрессивное поведение. 6. Особенности психического и личностного развития в юношеском возрасте. В современной психологии развития существует различные подходы к возрастным границам и особенностям психического и личностного развития в юношеском возрасте. В биогенетических теориях для определения нижней границы юношеского возраста берется, в основном показатели физиологического созревания человека, его полового развития. Обычно нижней границе юношеского возраста приписывают 18 лет, когда человек по основным показателям созревания приближается к развитию взрослого человека. Вот на этом основании до сих пор в поликлиниках существуют понятие подросткового кабинета, в котором обслуживаются молодые люди до 18 лет, и их считают, как бы подростками. Верхняя граница юношеского возраста определяется в таком подходе от вступления в брак и начала осуществления репродуктивной функции. Это, как правило, с 23-25 лет у человека начинается взрослая жизнь. В социогенетических теориях верхняя и нижняя определяется уровнем социализации личности, показателями развития отношений молодого человека в социуме. За основу берутся такие показатели как осознание себя, как личности, возникновение ответственности за себя и свое поведение, определенный уровень развития «Я-образа», степень освоения механизмов социализации. В соответствии с таким подходом юношеский возраст начинается с 16 лет и завершается к 27-28 годам.
На наш взгляд, возрастные границы и особенности психического и личностного развития необходимо оценивать с позиций психологического подхода. За основу определения возраста каждого человека необходимо учитывать появление возрастных потребностей, которые создают «социальную ситуацию психического развития» (Л.С. Выготский). Такой подход в целом не противоречит возрастной периодизации в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), периодизации развития интеллекта (Ж.Пиаже), психосексуального развития (З.Фрейд), эпигенетического подхода (Э.Эриксон) и других взглядов на периодизацию. На наш взгляд интересен подход Ю.Н. Карандашева. В психологическом подходе границы юношеского возраста определяются психологическим возрастом, который характеризуется социальной ситуацией развития, с типичными для каждого возраста переживаниями. Под «социальной ситуацией психического развития» понимается «…совокупность внутренних и внешних условий развития определяющих систему отношений ребенка к самому себе, другим людям и окружающему миру. Единицей социальной ситуации развития являются переживания» (Л.С. Выготский). Фактически каждый человек воспринимает, осознает и переживает себя и свое развитие, свои отношения с людьми, осознает и переживает явления окружающего мира. Содержание, глубина, направленность и другие характеристики переживаний человека и определяют его психологический возраст. Исходя из содержания изложенных научных положений, нижняя граница юношеского возраста определяется следующей возрастной потребностью и социальной ситуацией развития. К концу подросткового возраста, как правило, формируются наряду с другими свойствами психические новообразования: временная перспектива и рефлексия собственных мыслей. Они, на наш взгляд, наиболее способствуют появлению возрастной потребности самореализоваться, но в будущем. Следовательно, и появляются переживания своего будущего. Для более полного удовлетворения возрастной потребности существуют виды деятельности, которые в возрастной психологии называют «ведущим видом деятельности в психическом развитии» (А.Н. Леонтьев). «Ведущий вид деятельности в психическом развитии – это такой вид, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет и развивает психические новообразования возраста, формирует сензитивную сферу психики, и внутри которого зарождается новый вид деятельности, ведущий для следующего возрастного периода» (А.Н. Леонтьев). Так в данном возрасте ведущим является учебно-профессиональная деятельность (Д.Б. Эльконин). Психическим новообразованиями являются мечты, идеалы. В социальном плане появляются профессиональные интересы, развивается «Я-образ», в котором закладывается элементарное «Я-профессиональное». Возраст, появляются описанные выше возрастные потребности, социальная ситуация развития, возрастные и личностные новообразования считаем ранней юностью и начало его для большинства юношей и девушек в 14 лет.
Удовлетворение возрастных потребностей, проявление психических возрастных новообразований, а также потребности, вызываемые физиологическим созреванием, способствуют возникновению той же возрастной потребности в юношеском возрасте – потребности самореализоваться, но в другом направлении. У юношей это потребность реализоваться как мужчина, а у девушек – как женщина. Следовательно, доминирующими переживаниями в социальной ситуации психического и личностного развития в этом возрасте являются отношения с лицами противоположного пола в первую очередь и в целом взаимоотношения со сверстниками. Конечно, если следовать логике Д.Б. Эльконина, то ведущим видам деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение. Главное в интимно-личностном общении не следовать биологическим инстинктам, а конструктивно осознавать и переживать все отношения, тогда наиболее полно проявляются такие возрастные психические и личностные новообразования, как любовь, закладываются основы материнского и отцовского чувства, ответственность за других людей, романтизм в отношениях, формируются мечты и идеалы, связанные с будущим в семье. Конструктивно изменяется «Я-образ», в нем появляются компоненты «Я-будущая мать», «Я-будущий отец» и др. Для большинства юношей и девушек все описанное начинает проявляться с 17 лет, следовательно, с этого возраста ранняя юность завершается и начинается следующий возрастной период – юношеский.
Для большинства молодых людей уже к 21 году потребности юношеского возраста удовлетворяются, и появляется та же возрастная потребность в самореализации, но в другом направлении. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни: достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и благополучии. Следовательно, переживания, составляющие социальную ситуацию психического и личностного развития, связаны с будущими успехами в жизни. На наш взгляд, для этого возраста ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная творческая деятельность. Результаты наших исследований показывают, что очень важно для личности данного возраста иметь постоянную работу по избранной профессии и не маловажным является наличие в деятельности творчества и свободы. Если в поздней юности, которая начинается с 21 года и завершается к 27-28 годам, нет возможности для удовлетворения возрастной потребности в самореализации в профессиональной творческой деятельности, то молодые люди компенсируют это в случайных заработках, иногда и эффективно в материальном плане, но у них появляется симптоматика безработного человека. Предложенная нами характеристика возрастных границ и особенностей психического и личностного развития в ранней юности, юности и поздней юности не претендует на оригинальность, а соответствует реалиям развития человека. Предложенная нами возрастная периодизация не противоречит существующим теориям, а в некоторой степени дополняет и расширяет понимание общих и возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|