Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Во многом протекание возрастного кризиса семи лет определяет уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе. В психологии развития психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как совокупность свойств личности ребенка, позволяющие успешно развиваться в новом виде деятельности для школьника - учебной деятельности. В современной психологии существует несколько подходов. В зарубежной психологии чаще всего говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости». Так, например, А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для усвоения содержания школьной программы свойствами ребенка. В отечественной психологии «готовность к обучению в школе» (Л.И. Божович) рассматривается как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника. Д.Б. Эльконин считал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Обращаясь к отмеченным определениям психологической готовности к обучению в школе и другим известным описаниям (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина и др.), можно обобщенно утверждать, что психологическая готовность к обучению в школе это сложнейший психологический феномен, включающий в себя уровень развития познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, а также ее социально-психологические особенности. Следовательно, структура психологической готовности школьника к обучению включает в себя три основных компонента:
- познавательная готовность (уровень развития познавательных психических процессов); - личностная готовность (осознание ребенком своего физического развития, уровень развития мотивации учения, эмоциональная, волевая, нравственная готовность); - социально-психологическая готовность (способность ребенка общаться, строить и прогнозировать отношения в школьном классе). К сожалению, в отечественной психолого-педагогической практике формирование психологической готовности к обучению в школе сводится к интенсивному натаскиванию, развитию основных познавательных умений и навыков. Фактически дети развиваются не естественно, а будущих школьников просто дрессируют в освоении познавательных навыков и умений по тем же показателям, по которым определяется уровень развития психологической готовности детей к обучению в школе. На наш взгляд, психологическая готовность детей к обучению в школе - это уровень психического и личностного развития ребенка обеспечивающих успешное обучения его в школе. И не следует отнимать у дошкольников радость детства, занимаясь целенаправленным формированием готовности их к обучению, а естественно в ведущем виде деятельности удовлетворять возрастные потребности и этим способствовать их психическому и личностному развитию. Психологическую готовность надо рассматривать как психическое и личностное новообразование возраста, которая может помочь педагогу правильно поступить при отборе детей в школу, а также определить, что может ребенок компенсировать в своем развитии.
4.3. Особенности психического и личностного развития младшего школьника. Начало младшего школьного возраста принято считать с возникновения признаков кризиса семи лет. Основной возрастной потребностью младшего школьника является потребность в новых переживаниях, вызываемых информацией об окружающем мире. Эта возрастная потребность создает новую социальную ситуацию психического развития, характеризующуюся переживаниями ребенка об учебной деятельности, образующую особую «внутреннюю позицию школьника» (Л.И. Божович). Мысли ребенка связаны с предстоящей учебной деятельностью, особым положением школьника со своими учебниками, принадлежностями, школьной формой и т.п. Специфика социальной ситуации психического развития младшего школьника заключается в том, что наблюдается «несовпадение» внутренних и внешних факторов и это создает дополнительное противоречие. Внутренние факторы развития для младшего школьника - это, прежде всего, психологические новообразования, проявившиеся в дошкольном возрасте. Внешние факторы связаны с новыми условиями социальной микросреды: одноклассники, учитель, изменившиеся отношения родителей к ребенку как школьнику и т.п.
Ведущим видом деятельности в психическом развитии школьника в отечественной психологии считается учебная деятельность. По своему содержанию и формам организации она наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника, проявляет психические новообразования возраста, развивает сензитивную сферу психики, и в учебной деятельности зарождается и развивается новый вид деятельности, являющий ведущим для следующего возрастного периода – межличностное общение (по Д.Б. Эльконину – интимно-личностное общение). Учебная деятельность выполняет основные функции развития: познавательную, преобразующую и поисковую и имеет следующую структуру: учебная задача, мотивы, учебные действия и действия самоконтроля, самооценку и результат. Более подробная характеристика дается в педагогической психологии. Психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов и поведения. Рефлексия это процесс самопознания индивидом своих процессов и состояний. Психическое новообразование в младшем школьном возрасте рефлексия – это свойство, позволяющее относительно адекватно оценивать свои успехи в учебной деятельности, свои особенности. Благодаря рефлексии младший школьник выстраивает образ «Я», на основе которого формируется самооценка. Дети, которые учится хорошо, как правило, имеют более высокую самооценку. Важно помнить педагогам, что для счастливой жизни ребенка, для умения преодолевать трудности ему необходимо иметь положительное представление о себе. От этого зависит уверенность в своих силах, уровень притязаний, эффективность любой деятельности.
Внутренний план действия как психическое новообразование младшего школьного возраста представляет собой свойство, характеризующее способность и умения ребенка планировать и выполнять действия про себя. Фактически, внутренний план действия - это внутренняя речь, направленная на усвоение знаний, умений и навыков. Ребенок в учебной деятельности вынужден про себя решать различные познавательные задачи, отыскивать наилучшие пути их решения, выбирать и сопоставлять различные варианты действий, планировать и их порядок и средства реализации. Чем больше шагов своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее может контролировать свои действия, тем лучше у него сформирован внутренний план действий. Произвольность психических процессов и поведения как психическое новообразование возраста представляет собой наличие волевого акта в учебных действиях: умения сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей. Следует отметить, что в этом возрасте мышление ребенка достигает стадии конкретных операций (Ж.Пиаже). Дети начинают активно использовать логические построения. Они способны не только классифицировать предметы, но и различать иерархию различных групп объектов. В этом возрасте ребенок начинает усваивать нормы, существующие в отношениях между людьми, развиваются нравственные эмоции. Сензитивной сферой развития в младшем школьном возрасте является интеллект. При благополучном развитии в младшем школьном возрасте у детей развиваются многочисленные учебные умения и навыки. По Э.Эриксону у детей этого возраста все большее значение приобретает сравнение себя с другими. При условии если ребенок считает себя компетентным и уверенным формируется трудолюбие. При неблагоприятном истечении обстоятельств, особенно при незаслуженном негативном оценивании ученика учителем, формируется заниженная самооценка, неуверенность и в следствии развивается чувство неполноценности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|