Разделы дисциплины и виды занятий
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ (ОПД.Ф.02)
Специальности – 032200 «Физика», 030100 «Информатика»,
Разработана на основании ГОС ВПО (2000 г. с изменениями 2005 г.)
Д. В. Левченко, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики
Выписка из Государственного образовательного стандарта (ОПД.Ф.02 Педагогика) Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.
Цель и задачи дисциплины Отсутствие государственной идеологии, непредсказуемость изменений в обществе, непоследовательность политики в сфере образования, отход от авторитаризма привели к разрушению устоявшейся системы воспитания. Стремительное изменение условий жизни сделало окончательно бесперспективным привычное определение воспитания как передачу жизненного опыта от старших поколений к младшим. Исследование воспитания как социального явления в разрабатываемой И. Д. Демаковой, В. А. Караковским, Н. Л. Селивановой, Н. М. Борытко, Е. В. Бондаревской, Н. Е. Щурковой теории социализации подрастающего поколения, показывают, что традиционная позиция для современного педагога, по крайней мере, нереальна и многими категорически отвергается.
Закономерный кризис воспитания делает актуальным поиск методологических и теоретических оснований новой научной педагогической парадигмы, которая самым тесным образом будет связана с проблемой воспитания. Современное воспитание – не привитие определённой модели, а организация педагогических условий для саморазвития личности, что предполагает следующие характеристики современного воспитания: · эмоциональность – опора в воспитании на эмоционально-образное восприятие действительности и формирование эмоционального опыта в отличие от рационально-логического в обучении; · диалогичность – формирование собственного опыта ребёнка во взаимодействии, а не передача его; · ситуативность – основным средством педагогической деятельности становится воспитывающая ситуация; · перспективность – направленность воспитания на становление саморазвивающегося мира ребёнка и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации; · технологичность – выверенная логика, построенная не на житейских представлениях, а на закономерностях человеческого восприятия и психического развития. Программа по курсу «Теория и методика воспитания»составлена в соответствии с Государственным стандартом, программой Министерства образования РФ для высших учебных заведений по педагогике и основными документами в области образования. Основная цель курса – формирование у студентов и педагогов профессиональной готовности к педагогической деятельности. Материал курса ориентирован на образование учителя как субъекта деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции.
Задачи: · определить сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; · выявить движущие силы и логика воспитательного процесса; · дать характеристику базовым теориям воспитания и развития личности; · определить закономерности, принципы и направления воспитания; · определить систему форм и методов воспитания; · охарактеризовать функции и основные направления деятельности классного руководителя; · определить сущность воспитательных систем; · определить коллектив как объект и субъект воспитания; · выявить национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший данную дисциплину, должен иметь представление: Знать: · основные категории теории и методики воспитания; · сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; · движущие силы и логику воспитательного процесса; · базовые теории воспитания и развития личности; · закономерности, принципы и направления воспитания; · систему форм и методов воспитания; · функции и основные направления деятельности классного руководителя; · национальное своеобразие воспитания.
Уметь: · использовать идеи целостности педагогической деятельности; положения антропологического подхода в воспитании; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании; главные ориентиры многоуровневого педагогического образования; · применять технологии воспитания в практической деятельности. Владеть: · системой знаний о содержании и структуре воспитательного процесса; · системой знаний о классических и современных концепциях воспитания; · системой знаний о человеке как субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; · системой знаний о психическом развитии ребёнка; факторах, способствующих гармоничному развитию личности; · системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения;
· основами ведения документации классного руководителя, основами планирования воспитательной деятельности педагога-воспитателя. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
4. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий
Содержание разделов дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|