Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Воспитание как педагогическое явление




Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Специфика и характерные особенности воспитания. Цели и задачи воспитания. Вклад отечественных и западных педагогов в науку о воспитании.

Тема 2. Человек как предмет воспитания

Изменение человека в процессе развития. Социальные и биологические факторы в развитии человека. Важный фактор формирования личности – собственная преобразующая деятельность человека. Особенности воспитания в разные возрастные периоды в развитии человека. Общественное и индивидуальное в развитии ребёнка.

 

Тема 3. Теоретические основы воспитания

Движущие силы и логика воспитательного процесса. Характерные особенности воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Диагностика в воспитании.

Тема 4. Методы осуществления воспитательного процесса

Методы воспитания. Классификация методов воспитания. Современные технологии воспитания. Основные средства воспитания (общение, учение, игра, труд).

Тема 5. Современные концепции воспитания.

Концепция системного построения процесса воспитания (Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л.).

Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова). Концепция воспитания ребёнка как человека культуры (Бондаревская Е. В.). Концепция самовоспитания школьника (Селевко Г. К.).

Тема 6. Воспитывающая среда и её развитие

Особенности современной социокультурной среды воспитания. Основы семейного воспитания. Семья как фактор воспитания. Воспитательная работа с родителями учащихся. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Методика создания и развития ученического коллектива (А. С. Макаренко). Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и её организация.

Тема 7. Содержание воспитания в современной школе

Содержание воспитания как педагогическая проблема. Особенности воспитывающей деятельности: сущность, содержание, методика. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Школьный педагог и школьник в воспитательном процессе.

Тема 8. Организация деятельности классного руководителя

Классный руководитель как центральная фигура воспитательного процесса. Назначение и функции классного руководителя в современной школе. Должностные обязанности классного руководителя. Планирование классным руководителем воспитательной работы. "Копилка классного руководителя", "Пакет школьных методик" в арсенале педагога-воспитателя. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы.

Тема 9. Организация и проведение КТД

Теоретические основы и методика коллективной творческой деятельности (Иванов И.П.). Личностно ориентированный подход в современной методике КТД (Поляков С.Д.). Игровая инструментовка деятельности детей в процессе организации КТД.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.М., 2000.

2. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячилетий.М.,2000.

3. Новый век: горизонты воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе)/ Отв. Ред.Л.В.Курнешева. М..2000.

4. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 2001.

5. Кульневич С.В., Лакодекина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию.М., - Ростов н/Д.,2000.

6. Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.

7. Настольная книга классного руководителя/ Сост.Л.Д.Гуткина. М.,2000.

8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.М.. 2000.

9. Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.. 2001.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.

2. Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. Ростов н/Д.,1993

3. Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем.М.,1995.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. Гл.2,6.

5. Воспитание через среду // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А.Караковского и др.М., 1999.Ч.1.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989.

7. Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, у.М. Смекалова. Псков, 2000.

8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.М., 2000.

9. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологий. Ростов н/Д., 2000.

10. Кульневич С.В., Лакодекина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию.М., - Ростов н/Д.,2000.

11. Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.

12. Настольная книга классного руководителя/ Сост.Л.Д.Гуткина. М.,2000.

13. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

14. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячилетий.М.,2000.

15. Новый век: горизонты воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе)/ Отв. Ред.Л.В.Курнешева. М..2000.

16. Планирование воспитательной работы в классе/ Под ред. Е.Н.Степанова М.. 2000.

17. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 2001.

18. Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.. 2001.

19. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А.до Я.М., 2001.

20. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.М.. 2000.

21. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы, Забавы, Викторины, Путешествия. Советы. Игры. М., 2001.

22. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.М.. 2001.

23. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.М.,2000.

24. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000.

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования: требования к обязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки специалистов по специальности 032200 - «Физика».- М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования: требования к обязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки специалистов по специальности 030100 - «Информатика».- М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания дисциплины необходимы:

· Аудитория, оборудованная доской и экраном.

· Технические средства обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер или ноутбук.

· Аудио-видеоаппаратура.

 

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...