Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 3. Организация деятельности классного руководителя




Цель: познакомиться с должностными обязанностями классного руководителя; проанализировать основные документы (план воспитательной работы, дневник наблюдений, пакет школьных методик и т.д.)

Вопросы для обсуждения:

1. Классный руководитель как центральная фигура воспитательного процесса. Назначение и функции классного руководителя в современной школе.

2. Планирование классным руководителем воспитательной работы. "Копилка классного руководителя", "Пакет школьных методик" в арсенале педагога-воспитателя.

3. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы.

Методические указания:

При подготовке к данному семинарско-практическому занятию студентам необходимо посетить учебно-воспитательное учреждение, познакомиться с должностными обязанностями, основной документацией классного руководителя, побывать на внеклассном мероприятии и оценить воспитательную работу классного руководителя по плану:

1. уровень подготовки плана воспитательной работы;

2. наличие классного уголка;

3. стиль взаимоотношений педагога и воспитанников;

4. наличие «методической копилки» классного руководителя;

5. отслеживание результатов воспитательной деятельности

6. проанализировать предложенные варианты планирования воспитательной работы в школе

В.Т. Кабуш

Тематические программы Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
«Я и общество»        
«Я и природа»        
«Я и моя школа»        
«Я и моя семья»        
«Я и моё «я»        

 

 

О.С. Газман

Целевая программа Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
«Учение»        
«Общение»        
«Досуг»        
«Образ жизни»        
«Здоровье»        

 

В.А. Караковский

 

  Общечеловеческая ценность   Ноябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Земля        
Отечество        
Семья        
Труд        
Знания        
Культура        
Мир        
Человек        

 

Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова

 

  Вид деятельности Декабрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Познавательная        
Ценностно-ориентировочная        
Трудовая        
Художественно-творческая        
Физкультурно-оздоровительная        
Коммуникативная        
Игровая        

 

Результаты работы группы будут оцениваться по таблице:

  Список студентов   Индивидуальная работа   Групповая работа   Участие в дискуссии   Общая сумма Баллов

 

Рекомендуемая литература

8. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологий. Ростов н/Д., 2000.

9. Кульневич С.В., Лакодекина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию.М., - Ростов н/Д.,2000.

10. Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.

11. Настальная книга классного руководителя/ Сост.Л.Д.Гуткина. М.,2000.

12. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.М.. 2000.

13. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А.до Я.М., 2001.

 

Семинар 4. Организация и проведения КТД

Цель: рассмотреть теоретические основы методики коллективной творческой деятельности; проанализировать роль личностно ориентированного подхода и игровой инструментовки в организации КТД

 

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические основы и методика коллективной творческой деятельности (Иванов И.П.).

2. Личностно ориентированный подход в современной методике КТД (Поляков С.Д.).

3. Игровая инструментовка деятельности детей в процессе организации КТД (практические примеры, рекомендации).

Методические указания:

Данное практическое занятие имеет обобщающий характер. Студенты ещё раз отрабатывают проведение мероприятия в форме КТД, что было предложено в самом начале.

Целесообразно организовать презентацию новых форм воспитательной работы, в рамках обозначенной темы представить последние разработки учёных и педагогов-практиков, работающих по данной методике.

Результаты работы группы будут оцениваться по таблице:

  Список студентов   Индивидуальная работа   Групповая работа   Участие в дискуссии   Общая сумма Баллов

Рекомендуемая литература

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989.

2. Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, у.М. Смекалова. Псков, 2000.

3. Планирование воспитательной работы в классе/ Под ред. Е.Н.Степанова М.. 2000.

4. Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.. 2001.

5. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы, Забавы, Викторины, Путешествия. Советы. Игры. М., 2001.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.М.. 2001.

 

 

Перечень тем для рефератов и докладов

1. Взаимодействие ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе.

2. Взаимосвязь культур народов.

3. Воспитание в процессе обучения.

4. Воспитание нравственности (трудолюбия, толерантности, патриотизма) детей на традициях народной педагогики.

5. Воспитательная работа со школьниками на основе технологии коллективного творческого дела.

6. Воспитательная роль различных форм устного народного творчества (по выбору).

7. Диалог культур: взгляд на общечеловеческие ценности школьника.

8. Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания.

9. Идея множественности культур.

10. Консерватизм и новаторство в воспитательном процессе.

11. Культура как диалог.

12. Личность современного педагога (воспитателя) в свете прогрессивных идей теории и практики воспитания.

13. Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий.

14. Методическое творчество в работе учителей-новаторов.

15. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.

16. Организация и методика воспитания с учётом современных реалий детства.

17. Патриотическое воспитание детей и подростков народными традициями христиан, мусульман и др.

18. Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал.

19. Педагогическая позиция воспитателя в детской (молодёжной) субкультуре.

20. Принципы воспитания детей на народных традициях.

21. Реализация принципов воспитания в подходе к разным категориям детей.

22. Религиозная обрядность и нравственное воспитание.

23. Роль национальных обычаев и традиций в формировании и воспитании культуры межнационального общения.

24. Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России (сравнительный анализ).

25. Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе.

26. Сущность и особенности воспитания гражданственности старшеклассников (подростков, младших школьников) на современном этапе развития общества.

27. Сущность и особенности народных традиций воспитания детей.

28. Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе.

29. Тенденции развития воспитания в современной школе: позитивное и негативное.

30. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания.

31. Философские основы воспитания и их учёт в конкретной воспитательной практики.

Вопросы к экзамену

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Специфика и характерные особенности воспитания.

2. Цели и задачи воспитания. Вклад отечественных и западных педагогов в науку о воспитании.

3. Изменение человека в процессе развития. Социальные и биологические факторы в развитии человека. Важный фактор формирования личности – собственная преобразующая деятельность человека.

4. Особенности воспитания в разные возрастные периоды в развитии человека. Общественное и индивидуальное в развитии ребёнка.

5. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Характерные особенности воспитательного процесса.

6. Закономерности и принципы воспитания.

7. Диагностика в воспитании.

8. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

9. Современные технологии воспитания.

10. Основные средства воспитания (общение, учение, игра, труд).

11. Концепция системного построения процесса воспитания (Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л.).

12. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова).

13. Концепция воспитания ребёнка как человека культуры (Бондаревская Е. В.).

14. Концепция самовоспитания школьника (Селевко Г. К.).

15. Особенности современной социокультурной среды воспитания.

16. Основы семейного воспитания. Семья как фактор воспитания.

17. Воспитательная работа с родителями учащихся.

18. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Методика создания и развития ученического коллектива (А. С. Макаренко).

19. Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и её организация.

20. Содержание воспитания как педагогическая проблема.

21. Особенности воспитывающей деятельности: сущность, содержание, методика.

22. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Школьный педагог и школьник в воспитательном процессе.

23. Классный руководитель как центральная фигура воспитательного процесса. Назначение и функции классного руководителя в современной школе. Должностные обязанности классного руководителя.

24. Планирование классным руководителем воспитательной работы. "Копилка классного руководителя", "Пакет школьных методик" в арсенале педагога-воспитателя.

25. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы.

26. Теоретические основы и методика коллективной творческой деятельности (Иванов И.П.).

27. Личностно ориентированный подход в современной методике КТД (Поляков С.Д.).

Игровая инструментовка деятельности детей в процессе организации КТД.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...