Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

I.Общая характеристика дисциплины……………………….……..…..2

1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………….2

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата……………….2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………………………….3

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)………………………...…….5

5.Образовательные технологии…………………………………………………....6

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………7

III. СОДЕРЖАНИЕСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………18

IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..……………….35

V.СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ….36

1.Примерные варианты контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольных работ…………………………………………………........36

2.Примерная тематика эссе……………………………………………………...44

3. Примерные образцы тестовых заданий………………………….…………..45

4.Примерные темы рефератов. Методические указания………………………47

5.Примерные темы докладов…………………………………………………….51

6.Примерные варианты кейс-заданий…………………………………………..52

7.Примерные вопросы для подготовки к экзамену……………………………57

VI.ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………….60

VII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………...62

VIII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………….66

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовка бакалавров по направлению «Управление персоналом» в условиях формирования рыночных отношений России невозможна без обучения теоретическим знаниям и практическим действиям по управлению организацией с учетом реальности рынка труда, ситуации в области занятости.

Программа дисциплины предназначена студентов направления 080400.62-«Управление персоналом».

Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080400.62 «Управление персоналом».

Цели освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины «Управление трудовыми ресурсами» является изучение сущности структуры трудовых ресурсов и источников их пополнения.

Задачами выступают:

- изучение механизма воспроизводства совокупной рабочей силы общества и естественной основы формирования трудовых ресурсов;

- получение представления о миграции населения и навыков оценки ее влияния на формирование и использование трудовых ресурсов;

- анализ механизма распределения, перераспределения, обмена и использования трудовых ресурсов;

- освоение методов анализа и приобретение навыков исследования рынка труда;

- изучение применяемых методов управления трудовыми ресурсами.

 

 

Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Управление трудовыми ресурсами» относится к обязательным дисциплинам по выбору блока профессиональных дисциплин. Дисциплина «Управление трудовыми ресурсами» является составной частью системы подготовки специалистов в области управления персоналом и базируется на совокупности таких дисциплин, как «Экономика и социология труда», «Основы Управления персоналом», «Управление персоналом организации». В свою очередь, она выступает методологической основой для изучения таких дисциплин как «Экономика персонала», «Рынок труда».

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

 

общекультурные:

- знает основы современной философии и концепций управления персоналом, сущность и задачи, закономерности, принципы и методы управления персоналом и умеет применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу (ОК-22).

профессиональные:

- знает содержание основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержание основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-28);

- владеет навыками ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, профсоюзами и трудовым коллективом (ПК-39);

- способен провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-64).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

 

- сущность и содержание понятия «трудовые ресурсы», их количественные и качественные характеристики;

- компоненты трудового потенциала общества, организации, работника;

- основные научные подходы к пониманию процессов, сопровождающих формирование современного рынка труда и сферы занятости населения;

- механизм функционирования рынка труда;

- механизм государственного регулирования в области управления трудовыми ресурсами;

- основной перечень нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность по управлению трудовыми ресурсами.

 

Уметь:

 

- анализировать количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;

- пользоваться категориальным аппаратом;

- осуществлять количественный и качественный анализ собранной информации;

- применять методы формирования эффективной политики занятости на предприятии;

- разрабатывать политику в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов и в социально-трудовой сфере;

- прогнозировать допустимый уровень безработицы.

 

Владеть:

- методами анализа и практическими навыками исследования рынка труда;

- навыками разработки и реализации мероприятий по обеспечению социальных и трудовых гарантий работников предприятия;

- технологиями взаимоотношений субъектов занятости в процессе найма, использования и высвобождения рабочей силы, а также взаимодействия работодателя с инспекциями по труду и органами содействия занятости;

- навыками по обеспечению занятости в организациях, рациональному использованию трудовых ресурсов;

- экономической культурой, самостоятельным мышлением и осознанием причастности к социальным и экономическим процессам;

- современными приемами критического анализа идей, ситуаций или проблем.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

 

Общая трудоемкость дисциплины «Управление трудовыми ресурсами» составляет 5 зачетных единиц (180 часов)

№ п/п Наименование разделов и тем курса Всего часов (акад.) Аудиторная работа (в акад. час.) Самостоятельная работа (в акад. часах)  
Лекции Семинары
  Предмет, категориальный аппарат, содержание курса        
  Трудовые ресурсы, их формирование и использование        
  Занятость населения        
  Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня        
  Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня        
  Государственное регулирование рынка труда и занятости        
  Взаимосвязь трудовых организаций и служб занятости        
  Сокращение рабочей силы: социальная защита и трудоустройство высвобождаемых работников        
  Социальные гарантии и компенсации        
  Международный опыт регулирования занятости        
  ВСЕГО:        

 

Образовательные технологии

 

В преподавании используются технологии и методы активного обучения: проблемное обучение (лекции-дискуссии); работа в малых группах (групповые дискуссии, круглые столы); консультации в режиме активного взаимодействия, эссе, кейс-технологии (метод конкретных ситуаций).

 


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  № п/п   Раздел, тема дисциплины Содержание темы в дидактических единицах
     
1. Тема 1. Предмет, категориальный аппарат, содержание курса Объект и предмет изучения. Категориальный аппарат исследования. Структура учебного курса и его связь с другими учебными дисциплинами. Место и роль учебного курса в системе подготовки специалистов по управлению персоналом. Актуальность и значимость курса в условиях формирования рыночных отношений.
2. Тема 2. Трудовые ресурсы, их формирование и использование Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория. Основные понятия: трудовые ресурсы, рабочая сила, трудовой потенциал. Основные категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов: трудоспособное население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, экономически неактивное население. Количественные характеристики трудовых ресурсов. Абсолютные и относительные показатели численности, состава и естественного движения трудовых ресурсов.- Качественные характеристики трудовых ресурсов: показатели образовательного уровня, профессионально - квалификационной структуры. Формирование трудовых ресурсов. Факторы, влияющие на трудовые ресурсы. Взаимосвязь численности, демографических характеристик населения страны с составом трудовых ресурсов. Использование трудовых ресурсов, показатели использования трудовых ресурсов. Демографические и социально-экономические факторы, влияющие на использование трудовых ресурсов. Региональные особенности использования трудовых ресурсов. Распределение трудовых ресурсов по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования; по видам деятельности, отраслям, профессиональным группам, режимам работы; социально-экономическим особенностям. Трудовой потенциал общества, организации, работника. Показатели трудового потенциала. Компоненты трудового потенциала работника: общая и профессиональная трудоспособность, креативность, организованность, профессионализм, ресурсы рабочего времени.
3. Тема 3. Занятость населения Социально-экономическая сущность занятости. Концепция занятости в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Основные принципы занятости: исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду; ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. Формы и виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. Взаимосвязь потенциальной и фактической занятости. Проблемы, связанные с недозанятостью. Статусы и характеристики занятости: пропорции распределения трудовых ресурсов по характеру их участия в общественно полезной деятельности; уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве; структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства. Занятость как элемент социально-экономической политики. Социально-демографические группы всфере занятости: мужчины, женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, лица пенсионного возраста; их характеристики по характеру занятости, экономической и социальной ролям, степени мобильности. Трудовая миграция населения: сущность, причины, функции. Закономерности миграции, ее динамика в современных условиях. Виды миграции: постоянная (безвозвратная), цикличная, маятниковая, эпизодическая; внешняя и внутренняя; самостоятельная и организованная. Вынужденная и нелегальная миграция. Основные показатели миграции рабочей силы. Миграционная политика: зарубежный и российский опыт.
4. Тема 4. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня Основные положения теории безработицы в рыночной экономике. Особенности и причины безработицы в России. Типы безработицы, их классификация. Естественная безработица: фрикционная, институциональная, добровольная. Вынужденная безработица: структурная, циклическая, технологическая, экономическая, региональная. Безработица различных социально-демографических групп: молодежная, женская, маргинальная. Открытая и скрытая безработица. Формы скрытой безработицы. Продолжительность безработицы. Методы оценки и показатели безработицы. Естественная норма безработицы. Прогнозирование допустимого уровня безработицы в период становления рыночной экономики. Социально-экономические издержки безработицы. Закон Оукена.  
5. Тема 5. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы Понятие рынка труда. «Занятость», «рынок труда» и «безработица». Факторы формирования рынка труда. Прогнозирование рынка труда. Механизм действия рынка труда, его характеристики: конъюнктура, конкуренция, инфраструктура, резервы рабочей силы. Макроэкономические факторы механизма рынка труда. Теоретические модели рынка: классическая, кейнсианская, монетаристская. Модели национальных рынков труда. Структура рынка труда: совокупный и текущий рынки труда. Основные составные элементы текущего рынка: открытый и скрытый рынки труда, их официальные и неофициальные части. Внешний и внутренний рынки труда. Классификация рынков труда от степени развитости рыночных отношений: фрагментарный (частичный), регулируемый, организованный и нерегулируемый (теневой) рынки труда. Структуризация рынков труда по региональному, демографическому и профессиональному признакам; ее влияние на дифференциацию политики на рынке труда. Сегментация и гибкость на рынке труда. Предложение на рынке труда: трудовая активность населения, предложение труда различных социально-демографических групп. Спрос на рабочую силу. Факторы, влияющие на динамику спроса на рабочую силу: жесткость кредитно-денежной системы, сокращение объемов производства, инвестиционная активность, структурные изменения в производстве, приватизация и акционирование, текучесть кадров, развитие малого бизнеса, налоговая политика. Политика на рынках труда, ориентированная на рост занятости и снижение уровня безработицы. Критерий эффективности политики на рынках труда. Показатели конкурентоспособности на рынке труда: удовлетворенность работников трудовой организацией, укомплектованность кадрами, средняя заработная плата, качество трудовых ресурсов, наличие льгот, местоположение организации.
6. Тема 6. Государственное регулирование рынка труда и занятости Управление занятостью на уровне государства. Законодательные акты о занятости населения. Основные понятия, принятые в законодательстве РФ: «занятость», «занятые», «безработные», «подходящая работа». Основные методы регулирования рынка труда. Выбор стратегии регулирования. Институциональная поддержка политики на рынке труда. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Проблемы занятости, решаемые на разных уровнях управления: макро - уровне, региональном и местном уровнях. Пассивная и активная политика занятости. Меры пассивной политики: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т. п. Активная политика: помощь в трудоустройстве, профориентации, профподготовке, переобучении, самозанятости и др. Активизация роли государства в сфере занятости: субсидирование занятости на перспективных предприятиях с целью сохранения у них трудового потенциала; организация упреждающей занятости на неперспективных предприятиях, подлежащих ликвидации; поощрение занятости в сфере малого и среднего частного предпринимательства; организация оплачиваемых общественных работ; стимулирование режимов добровольной занятости на условиях неполного рабочего дня; регулирование миграционных процессов. Регулирование социально обоснованных видов «незанятости»: обучения, ухода за престарелыми, инвалидами, малолетними и несовершеннолетними детьми, пребывания на пенсии. Программы содействия занятости населения. Государственная служба занятости. Положение о службах занятости. Структура органов управления занятостью. Порядок и методы организации работы. Финансовые рычаги воздействия на занятость населения: налоговый механизм, кредитная политика, финансовые штрафы, государственные субсидии.
7. Тема 7. Взаимосвязь трудовых организаций и служб занятости Обязательства предприятий в области обеспечения занятости. Координация деятельности служб управления предприятием с государственной службой занятости. Роль предприятия в регулировании ситуации на региональном рынке труда. Программы обеспечения занятости и снижения уровня скрытой безработицы. Меры, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых общественных работ, создание специальных рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью. Меры, направленные на переориентацию предложения рабочей силы в соответствии с изменившимися экономическими условиями: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости, регулирование продолжительности рабочего времени. Порядок оказания финансовой помощи работодателям в организации рабочих мест, трудоустройства граждан. Стимулирование организации рабочих мест через механизмы налогообложения предприятий.  
8. Тема 8. Сокращение рабочей силы: социальная защита и трудоустройство высвобождаемых работников Понятие высвобождения работников (сокращения числа занятых). Основные критерии массового высвобождения работников, уровень безработицы и сроки приостановки высвобождения. Информация о массовом высвобождении. Разработка механизма определения судьбы работников несостоятельных, неплатежеспособных предприятий. Стратегии, используемые работодателями при решении проблем недопущения или сокращения высвобождения. Меры, направленные на уменьшение численности и обеспечение занятости увольняемых работников.
9. Тема 9. Социальные изменения и процессы Гарантии социальной и материальной поддержки гражданам, потерявшим работу. Компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций. Условия, размеры, сроки выплаты пособий по безработице. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам состажем работы, дающий право на пенсию по возрасту. Приостановка и прекращение выплаты пособий по безработице. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Материальная помощь и добровольное социальное страхование на случай потери работы.
10. Тема 10. Социальные гарантии и компенсации Проблемы занятости и безработицы за рубежом. Динамика, уровень и факторы безработицы. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, формирующих рыночные стратегии. Национальная специфика управления занятостью: государственные программы занятости, службы занятости, модели занятости. Общие черты программ занятости ОЭСР: программы по субсидированию найма на постоянную работу в частном секторе; программы по поддержке предприятий, создаваемыми < самими безработными; программы непосредственного создания рабочих мест в государственном или коммерческом секторе. Проблемы молодежной занятости. Контрактные системы обучения и профессиональной подготовки: контракты об адаптации к рабочему месту, о квалификации, о производственном ученичестве, контракты «занятость -солидарность»; программы, обеспечивающие профессиональную стажировку и обучение.
     
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...