Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Итогам освоения дисциплины.




Формы организации и контроля самостоятельной работы могут быть представлены в виде таблицы:

№ п/п Формы организации Формы контроля
1. Работа с опорным конспектом Составление и проверка конспектов
2. Изучение новых ключевых понятий, работа с новыми терминами Словарный диктант, мини-опрос
3. Подготовка к деловым и ролевым играм Проведение деловых и ролевых игр
4. Письменные домашние контрольные работы Проверка контрольных работ
5. Подготовка докладов, сообщений и рефератов Выступление с докладами и сообщениями. Проверка рефератов
7. Работа с тест-вопросами Проверочное тестирование
8. Реферирование и рецензирование статей в периодической печати (газетах и профессиональных журналах) Написание рецензии на статьи, выступление на семинаре с обзором журнальных статей
9. Чтение и анализ предложенных преподавателем текстов по базовым темам курса Обсуждение текстов на семинаре
10. Творческое осмысление, переработка и оригинальное изложение проблемы Эссе

V. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Примерные варианты контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольных работ

Контрольная работа является формой рубежного контроля знаний по дисциплине и проводится в письменной форме.

Требования к выполнению контрольной работы для студентов очной формы обучения:

- работа выполняется письменно в соответствии с предложенным планом;

- объем одной работы – от 10 до 15 страниц;

- работа должна быть снабжена ссылками и списком использованной литературы (в том числе, на иностранном языке);

- обязательно обращение к литературе, изданной за последние 5-7 лет.

Требования к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения:

- требования прописаны в методических рекомендациях: Требования к выполнению контрольных работ приведены в «Методических рекомендациях по выполнению контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)».

Контрольные работы оцениваются по системе «зачет», «незачет». Студенты получившие незачет, обязательно должны повторно пройти процедуру рубежного контроля, написав аналогичную работу по другой теме.

Для правильного выполнения заданий необходимо выполнить следующие общие требования:

1. Тему контрольной работы необходимо выбрать по соответствующей схеме: номер темы определяется согласно начальной букве фамилии (смотри схему).

2. Перед написанием работы необходимо исследовать соответствующие разделы в учебной литературе, а также изучить дополнительный материал (книги, журнальные статьи, справочники, схемы).

3. Особое внимание следует уделить раскрытию научных терминов и понятий, которые должны получить в работе развернутую расшифровку.

4. Контрольная работа должна иметь введение и заключение: во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, а также обзор литературы, в заключении – формулируются основные выводы.

5. Не допускается сплошная переписка страниц и их фрагментов из учебников и дополнительной литературы, в случае цитирования следует заключать материал в кавычки и указывать источник, делая развернутую ссылку внизу страницы, с указанием автора, названия работы, места и года издания и цитируемой страницы.

6. Не допускается также «скачивание» материалов через Интернет без самостоятельной переработки.

7. В конце работы нужно обязательно привести точный список изученной и использованной литературы.

8. Контрольная работа не должна превышать 24 страниц текста написанного от руки (разборчиво, чтобы текст свободно читался) или 10-15 страниц печатного текста формата А4.

9. Если работа после проверки не зачтена, следует написать новую работу на другую тему с учетом рекомендаций и замечаний.

 

А, И, С, Щ 1, 9, 17
Б, К, Т, Э 2, 10, 18
В, Л, У, Ю 3, 11, 19
Г, М, Ф, Я 4, 12, 20
Д, Н, Х 5, 13, 21
Е, О, Ц 6, 14
Ж, П, Ч 7, 15
З, Р, Ш 8, 16

 

 

Вариант № 1

1. Раскройте сущность понятия «трудовые ресурсы общества». Почему критерий трудоспособного возраста является основным при выделении трудовых ресурсов в составе страны, региона?

2. Сформулируйте цель и охарактеризуйте направления государственного управления трудовыми ресурсами.

3. В чем сущность дискриминации на рынке труда? Какие виды дискриминации на рынке труда вы знаете? Что показывает индекс сегрегации Дункана?

Вариант № 2

1. Определите понятия «экономически активное население» и «экономически неактивное население». В чем состоит их основное различие?

2. Охарактеризуйте формы и методы государственного регулирования, применяемые в области трудовых ресурсов. Объясните действие механизма регулирования, а также меру его влияния на социально-экономические процессы в стране.

3. Какие виды занятости существуют? Каково содержание понятия «эффективная занятость»? Какими показателями она измеряется?

Вариант № 3

1. Что означает понятие «рабочая сила»? Какова его связь с категориями «экономически активное население» и «экономически неактивное население»?

2. В чем состоит сущность нормативного и программно-целевого регулирования? Какие документы составляют правовой базис государственного регулирования? Какие методы регулирования применяются при формировании региональных программ занятости населения?

3. Какова сущность экономических издержек безработицы в законе А. Оукена? Применим ли он к российской экономике?

Вариант № 4

1. Какие характеристики определяют качественные параметры трудовых ресурсов?

2.Запрет на увольнение некоторых категорий работников (женщин-матерей, молодых специалистов, пенсионеров) ограничивает возможности предприятий по гибкому регулированию численности персонала. Вместе с тем применение этих мер отвечает принципам социально ориентированной экономики, в частности, по предоставлению гарантий занятости для граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда. Какое влияние на рынок труда и сферу занятости может оказать проведение жестких мер государственного регулирования? Какие меры способствуют достижению компромисса между целями государства и предпринимательскими целями работодателей?

3. В чем состоят суть и цель государственной политики занятости на рынке труда? Какова связь между социальной, экономической и политикой занятости?

Вариант № 5

1. Охарактеризуйте социальные и экономические факторы, влияющие на численность и качественный состав трудовых ресурсов?

2. Охарактеризуйте цели и основные и основные направления демографической политики Российской Федерации. Какова ее связь с политикой занятости населения?

3. Какие задачи решают негосударственные структуры содействия занятости населения и каковы основные формы их работы?

Вариант № 6

1. Для чего рассчитывается индекс развития человеческого потенциала? Как вы считаете, какие еще факторы необходимо учитывать при его определении? Обоснуйте свое мнение.

2. В чем состоят основные отличия современной образовательной политики в Российской Федерации и какое влияние они способны оказать на сферу занятости населения?

3. В чем суть скрытой безработицы и как можно оценить ее масштабы?

Вариант № 7

1. Что понимается под формированием трудовых ресурсов? Какие факторы влияют на численность и качество рабочей силы?

2. Охарактеризуйте содержание современной миграционной политики в РФ. С какими направлениями социально-экономического развития страны (региона) она связана?

3. Какие факторы накладывают ограничения на присвоение статуса безработного?

Вариант № 8

1. Дайте характеристику естественного движения населения, покажите его роль в процессе воспроизводства трудовых ресурсов?

2. Каковы функции внутренней миграции населения? Охарактеризуйте ее современное состояние.

3. Назовите этапы регистрации безработных и раскройте сущность каждого из них?

Вариант № 9

1. Рынок труда, как категория, представляется системой отношений, возникающих по поводу купли и продажи рабочей силы. О каких отношениях идет речь? Кто в них участвует? Приведите примеры.

2. Охарактеризуйте главные составляющие политики в сфере рынка труда и занятости населения. Какова их связь с направлениями социально-экономического развития РФ?

3. В чем суть работы службы занятости по содействию безработным в открытии собственного дела?

Вариант № 10

1. Объясните, почему рынок труда может рассматриваться как географическое пространство? Как связано такое понимание с другими рыночными категориями: спрос, предложение, конкуренция, конъюнктура рынка?

2. Выделите ключевые проблемы современного рынка труда в России. Какие программные документы создают нормативно-правовую базу для их решения?

3. Что включает в себя система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения?

Вариант № 11

1. В чем заключается социально-экономическая сущность занятости? Какова связь между рынком труда и занятостью?

2. В чем состоит принципиальное отличие между активной и пассивной политикой на рынке труда? Какие меры позволяют придать активный характер региональной политике на рынке труда?

3. Как можно оценить качество трудовых ресурсов, какие показатели могут при этом использоваться?

Вариант № 12

1. Какие формы и виды занятости можно отнести к гибким? В чем их основное отличие от стандартных форм использования наемной рабочей силы?

2. Почему досрочный вывод на пенсию безработных старших возрастов относится к мерам пассивной политики на рынке труда?

3. Как бы вы охарактеризовали современное социально-экономическое содержание процессов управления трудовыми ресурсами?

Вариант № 13

1. Охарактеризуйте предпосылки появления заемной занятости. Может ли эта форма занятости быть полной, продуктивной, эффективной?

2. Современные подходы к регулированию рынка труда и занятости концентрируются на расширении возможностей трудоустройства для всех категорий граждан независимо от их возраста, профессии, социального статуса и т.д. Какие меры для этого предпринимаются и как они связаны с демографической ситуацией в стране?

3. Дайте определение понятия «рабочая сила». Назовите условия, при которых она становится товаром. Раскройте современные представления о рабочей силе.

Вариант № 14

1. Назовите и охарактеризуйте статусы занятости для экономически активного населения.

2. Федеральная миграционная служба осуществляет разработку соответствующей политики и реализацию мер по организации миграционных процессов в РФ. Какое влияние ее деятельность оказывает на рынок труда и сферу занятости населения?

3. Приведите основные компоненты управления трудовыми ресурсами. Какие конкретные задачи приходится решать при управлении трудовыми ресурсами?

Вариант № 15

1. Охарактеризуйте макроэкономические факторы, влияющие на возникновение безработицы.

2. В чем состоит предназначение государственных служб занятости населения, помимо содействия в трудоустройстве?

3. Как Вы представляете равновесие на рынке труда? В чем заключается процесс саморегуляции рынка рабочей силы?

Вариант № 16

1. Нередко причиной долгого поиска работы является отсутствие нужной информации о вакантных рабочих местах, а не их нехватка. Объясните, почему такая безработица называется институциональной? Снизится ли количество застойных безработных, если организовать широкий доступ населения к информации о рынке т руда?

2. Какие направления деятельности служб занятости поддерживают активную политику занятости?

3. Изложите суть экономического содержания предложения рабочей силы. Каким образом можно определить величину совокупного предложения труда?

Вариант № 17

1. Как влияет продолжительность безработицы на состояние трудового потенциала работника?

2. Многие зарубежные государства строго ограничивают возможности получения статуса безработного и, как следствие, пособия по безработице для граждан, оставивших работу по собственному желанию. Какие ограничения в сроках, продолжительности и размерах выплат по безработице предусмотрены российским законодательством?

3. Какие требования предъявляются к трудовым ресурсам?

 

Вариант № 18

1. Влияет ли свойственный конкретному человеку тип поведения на продолжительность безработицы и его активность на рынке труда?

2. Раскройте понятие «государственная система управления трудовыми ресурсами». В чем состоят ее задачи?

3. В чем принципиальное различие методов социальной поддержки безработных, осуществляемых в рамках активной или пассивной политики занятости?

Вариант № 19

1. Говоря об экономических и социальных последствиях безработицы, мы, как правило, имеем в виду развитие негативных процессов в обществе, в жизни человека. Однако для нормального функционирования экономики необходимо определенное количество незанятых в настоящий момент людей. Сформулируйте характеристики эффективного резерва рабочей силы?

2. Какие меры государственной поддержки занятости применяются в социально ориентированных европейских странах?

3. Для изучения миграционных процессов используют систему показателей, отражающих масштабы, интенсивность, результативность и эффективность миграции. Назовите эти показатели.

Вариант № 20

1. Какие факторы наиболее существенно влияют на спрос и предложение на рынке труда?

2. В чем состоят главные проблемы рынка труда США? Какие меры регулирования направляются на их решение?

3. С помощью, каких характеристик устанавливается трудоспособность граждан?

Вариант № 21

1. Объясните взаимосвязь элементов рынка труда. Как «работает» механизм рынка труда?

2. Каково содержание понятия «дискриминация на рынке труда»? Какими показателями она измеряется?

3. Какие гарантии обеспечивает государство безработным гражданам в вопросах социальной защиты?

2. Примерная тематика эссе

1. Особенности политики занятости в странах, находящихся на стадии формирования рыночной структуры.

2. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?

3. Модернизация образования как фактор развития трудовых ресурсов.

4. Проблемы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.

5. Проблемы трудовой мобильности на рынке труда.

6. Человеческий капитал: его формирование, состояние и влияние на процессы происходящие на рынке труда.

7. Региональные аспекты рынка труда и человеческих ресурсов.

8. Трудовой потенциал региона: пути эффективного использования.

9. Управление трудовым потенциалом в условиях переходной экономики.

10. Занятость и политика на рынке труда в странах с переходной экономикой.

11. Политика противодействия безработице.

12. Развитие рынка труда и оценка эффективности обеспечения занятости.

13. Эффективность функционирования российского рынка труда.

14. Система оценки эффективности политики занятости в регионе.

15. Занятость женщин в переходной экономике.

16. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия.

17. Занятость в постиндустриальном мире.

18. Рынок труда и профессиональное образование.

19. Профессионализм управленческих кадров.

20. Управление трудовыми ресурсами в инновационной экономике.

21. Проблемы оценки человеческого капитала на рынке труда.

22. Минимальная и максимальная компетенция и квалификация работников.

 

 

3. Примерные образцы тестовых заданий

Тест № 1.

1. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости:

А) работник, уволенный по собственному желанию и ищущий работу;

Б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня;

В) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) больше не может работать;

Г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти раюоту и поэтому прекратил ее поиски;

Д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;

Е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;

Ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;

З) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.

Классификация статусов: экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа), безработные (Б), экономически неактивное население (Эн), не включаемые в состав трудовых ресурсов (Н).

 

Тест № 2.

 

1. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости:

А) работник, находящийся в очередном отпуске;

Б) работник, уволенный в связи с сокращением штатов и ищущий работу;

В) жена, помогающая мужу на семейном предприятии;

Г) ученик, проходящий профподготовку на производстве и получающий стипендию;

Д) служащий Вооруженных сил;

Е) работник, получивший инвалидность на производстве;

Ж) человек, давно потерявший работу и прекративший поиски новой работы.

Классификация статусов: безработные (Б), экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа), экономически неактивное население (Эн), не входящие в состав трудовых ресурсов (Н).

 

Тест № 3.

 

1. Фрикционная безработица появляется, когда:

А) реальная заработная плата высока;

Б) необходимо время на поиск новой работы;

В) безработные оказываются недостаточно информированными;

Г) происходит сокращение занятых в связи с конверсией оборонных отраслей промышленности.

 

Тест № 4.

 

1. Согласно закону Оукена, двухпроцентное повышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического ВНП от потенциального составляет:

А) 2%

Б) 3 %

В) 4 %

Г) 5%

Д) значительно больше, чем 5 %.

 

 

4. Примерные темы рефератов. Методические указания .

 

1. Миграция в глазах современной молодежи: социальные, экономические, демографические и культурные аспекты.

2. Рынок труда и молодежь: новые виды профессиональной деятельности и их влияние на трансформацию российского рынка труда.

3. Рынок труда в условиях неконкурентной экономики.

4. Востребованность современного образования на рынке труда.

5. Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.

6. Трудосбережение – важнейшая проблема современной России.

7. Пути и способы преодоления дефицита трудоспособного населения в РФ.

8. Демографические факторы и их влияние на процессы формирования и использования трудовых ресурсов.

9. Методы оценки и показатели безработицы.

10.Опыт налаживания взаимосвязей службы управления персоналом УГМК с учебными заведениями.

11.Конкурентоспособность организации на рынке труда и ее показатели.

12.Мобильность рабочей силы как условие развития национального рынка труда.

13.Прогнозирование рынка труда. Баланс трудовых ресурсов.

14.Политика и институты содействия занятости.

15.Специфика системы управления занятостью в регионе.

16.Динамика структуры занятости населения России.

17.Мировой опыт управления трудовыми ресурсами.

18.Тенденции в развитии трудовых ресурсов в современной России.

19.Характеристика системы оценки трудовых ресурсов.

20.Определение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов.

21.Социально-демографический портрет незанятого населения в современной России.

22.Трудовой потенциал современного российского общества.

23.Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие.

24.Количественные характеристики трудовых ресурсов в России.

25.Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу.

26.Миграционная политика в России и за рубежом.

27.Трудовой потенциал: курс на профессиональную компетентность.

28.Трудовые ресурсы: запросы современного рынка труда.

29.Рынок труда и занятости: перспективы развития.

30.Региональный рынок труда: система управления.

31.Опыт подготовки и использования квалифицированной рабочей силы в отечественной экономике.

32.Труд в условиях переходной экономики.

33.Рынок труда в Свердловской области: состояние и перспективы.

34.Политика занятости в России в контексте международного экономического опыта.

35.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.

Реферат – это осмысленное изложение первоисточника или обзор литературы по проблеме. Реферат – не конспект прочитанного, он предполагает выделение главного, наиболее важного с точки зрения автора. Не исключено, что какие-то его мысли утратили актуальность, а то, что он заметил мимоходом, представляется сегодня важным.

Эссе предполагает авторское обозрение проблемы с использованием литературных источников, рассмотрение проблемы и приведение аргументов с опорой на литературу. Эссе – представление авторской позиции, что-то вроде «вольных размышлений» над проблемой, но не настолько, чтобы не придерживаться ссылок на литературу. Здесь уместны: «Я думаю», «Я сомневаюсь» и тому подобные личностные обороты.

Цель написания реферата – научиться работать, приобретая и развивая навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, ориентации в современном многообразии публикаций.

С помощью написания реферата студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он:

- анализирует различные точки зрения, явления, факты и события;

- ведет научно обоснованную полемику;

- обобщает материал;

- лаконично излагает свои мысли;

- учится систематизировать информацию и правильно оформлять работу с составлением плана и библиографии.

Существуют общие правила и требования к подготовке и написанию рефератов, которые необходимо усвоить как можно раньше.

Общая тематика рефератов определяется кафедрой или преподавателем. При этом желательно, чтобы инициатива при выборе уточненного названия темы конкретной работы принадлежала студенту. Не следует брать для работы первую попавшуюся тему, а также такую, которая вам не нравится. Выбрав тему, необходимо утвердить ее у преподавателя, который будет проверять вашу работу и поможет сформулировать примерный план вашей работы.

Структура каждой конкретной работы, количество глав и параграфов зависят от авторского видения проблемы, что называется «формулировка проблемы». Необходимо перед началом работы сформулировать в одном предложении то, о чем вы хотите рассказать в реферате. Реферат без проблемы – просто сокращенный пересказ источников. Формулировка проблемы вытекает из темы реферата и определяет границы исследуемого объекта, процесса, явления.

 

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.

3. Введение. В нем формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, ее актуальность, указываются цели и задачи работы над рефератом (при постановке исследовательской цели возможно использование следующих слов и выражений: выявить, определить, доказать, провести сравнительный анализ и др.), дается характеристика используемой литературы с применением устойчивых выражений: наиболее ценные сведения содержатся …, в работе использованы …, среди них ведущее место занимают …, в книгах … наиболее полно характеризуются, … наиболее полно представлены и т.п.

4. Основная часть состоит из 2-3 глав (параграфов). Каждая глава начинается с новой страницы и, доказательно рассматривая отдельную проблему или одну из ее сторон, является логическим продолжением предыдущей главы; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Каждая глава (параграф) должна заканчиваться выводами.

5. Заключение. В нем подводятся итоги работы над темой, делаются выводы в соответствии с целями, поставленными во введении, предлагаются рекомендации по изучению данной проблемы. Будет неплохо, если студент покажет значение данной темы, свяжет свои выводы с тем, что было бы интересно еще рассмотреть в развитие этой проблемы.

6. Список литературы выполняется в соответствии со стандартами написания библиографических данных в алфавитном порядке.

По итогам работы над рефератом проводится публичное выступление с результатами исследования и защита основных положений.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях.

 

При оценивании работы, проведенной студентом, преподаватель использует следующие критерии:

- соответствие содержания реферата выбранной теме;

- глубину проработки материала;

- правильность и полноту использования источников;

- соответствие оформления реферата стандартам.

Схема работы над рефератом представлен на рис.

 
 

 


Примерные темы докладов

1. Проблемы занятости молодежи.

2. Проблемы занятости и безработицы за рубежом.

3. Зарубежный опыт улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы.

4. Дискриминация на рынке труда и пути ее преодоления.

5. Порядок регистрации и социальная защита безработных.

6. Теория и практика поиска работы: гарантии и риски.

7. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождаемых работников.

8. Качество трудовых ресурсов и «человеческий капитал».

9. Рынок труда в России: его специфика, основные тенденции, характеристики, перспективы.

10. Региональные особенности Свердловской области в использовании трудовых ресурсов.

11. Деформация трудового потенциала работника: причины, экономические и социально-психологические следствия.

12. Особенности подростковой занятости.

13. Миграционная политика в Уральском регионе.

14. Скрытая безработица на Урале.

15. Способы создания новых рабочих мест.

16. Старение квалифицированной рабочей силы как одно из препятствий на пути экономического роста.

17. Вторичная занятость в России.

18. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения.

19. Правовой статус безработного.

20. Молодежь и рынок труда.

21. Рынок труда и человеческие ресурсы: современные тенденции.

22. Особенности конкуренции на российском рынке труда.

23. Рынок труда и трудовая мобильность рабочей силы.

24. Рынок труда в условиях переходной экономики.

25. Трудовой потенциал России.

26. Рынок труда Свердловской области: проблемы формирования и управления.

27. Служба занятости: природа, назначение, функционирование.

28. Безработица в рыночной экономике.

 

6. Примерные варианты кейс-заданий

Кейс1.

Воробьёв работал главным специалистом отдела снабжения одной из строительных организаций, созданной в форме открытого акционерного общества. В связи с сокращением численности штата в организации он был сокращён по п. 2 части 1 ст. 81 ТК РФ. Считая своё увольнение неправомерным, он обратился в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, полагая, что администрация нарушила процедуру увольнения по данному основанию. В частности, ему не была предложена другая работа, хотя в организации имелась вакантная должность главного специалиста отдела закупок.

Ответчик иска не признал, утверждая, что обязательства по трудоустройству уволенных работников принимает на себя государственная служба занятости, а не работодатель.

Существуют ли у администрации предприятия, какие – либо обязательства в сфере трудоустройства работников, увольняемых по сокращению штатов? Если да, то, какие требования предъявляются к предлагаемой работе при увольнении по данному основанию?

 

Кейс 2.

Выпускник юридического колледжа Кошкин обратился в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы. Орган государственной службы занятости в течение 10 дней с момента регистрации Кошкина оказал ему следующие услуги:

1) предложил оплачиваемую работу в качестве продавца газет по договору подряда с торговой организацией;

2) предложил пройти профессиональную переподготовку (обучение основам нотариата) с тем, чтобы трудоустроить его в качестве помощника нотариуса.

Гражданин Кошкин отказался от каждого из предложенных вариантов. Орган государственной службы занятости не зарегистрировал его в качестве безработного спустя 10 дней, мотивируя свои действия тем, что Кошкин как впервые ищущий работу отказался от двух предложений, приравненных к предложениям подходящей работы.

Правомерны ли действия органа занятости? Какие существуют особенности трудоустройства молодёжи?

 

Кейс 3.

Романову, экономисту коммерческого банка, уволенному 1 июня 2007 года в связи с сокращением его должности и обратившемуся 10 июля 2007 года со всеми необходимыми документами в органы государственной службы занятости, было отказано в регистрации его в качестве безработного в целях получения пособия по безработице.

Работники службы занятости мотивировали отказ тем, что Романов не согласился на трудоустройство, в то время как ему было предложено два варианта подходящей работы.

Первоначально 12 июля 2007 года ему была предложена работа в качестве экономиста ОАО «Большевик». Романов от трудоустройства на данную работу отказался на основании того, что размер заработной платы существенно ниже его заработка на предыдущем месте работы (предлагалась оплата 12000 рублей в месяц, в то время как оплата его труда до увольнения из банка составляла 20000 рублей в месяц).

В тот же день ему была предложена работа на основании гражданско-правового договора об оказании услуг по экономическому анализу страховых рисков на месячный срок в страховой компании «Росгосстрах». Романов также отказался от данного предложения, мотивируя отказ тем, что органы государственной службы занятости обязаны трудоустроить обращающихся к ним граждан на постоянное место работы.

Правомерны ли действия государственного органа по вопросам занятости в данном случае? Охарактеризуйте порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости.

 

Кейс 4.

В территориальный орган службы занятости обратился инвалид Миркин, в прошлом монтажник. В результате заболевания, полученного на производстве, Миркиным была утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии. До обращения в орган занятости он не работал уже 3,5 года.

В течение 10 дней с момента регистрации орган занятости предложил Миркину два варианта оплачиваемой работы, не соответствующих его профессии. От обоих вариантов Миркин отказался, в результате чего он был снят с учёта в государственной службе занятости.

Миркин обратился в суд о признании действий службы занятости незаконными, поскольку он считал, что ему обязаны были предложить пройти переподготовку.

Какое решение примет суд? Перечислите особенности трудоустройства инвалидов.

Кейс 5.

Безработная Целовальникова была направлена органом государственной службы занятости на работу в ОАО «Микоян». Непосредственно перед заключением трудового договора необходимо было пройти медицинское освидетельствование.

Органы государственной службы занятости потребовали предоставить результаты медицинского обследования в течение 10 дней. Данное требование было выполнено Целовальниковой. В свою очередь она потребовала возмещения расходов на медицинское освидетельствование от службы занятости. Однако служба занятости отказалась возместить расходы, мотивируя тем, что обязательства государственной службы занятости сводятся к трудоустройству и выплате пособий по безработице. Подобные же расходы служба занятости не должна возмещать.

Правомерно ли решение службы занятости? Если нет, то в каком порядке оно может быть обжаловано? Охарактеризуйте основные направления деятельности органов государственной службы занятости.

 

Кейс 6.

Территориальный орган по вопросам занятости направил запрос в ООО «Энергия» о предоставлении информации, в частности:

1) о ходе создания рабочих мест для инвалидов;

2) об экономических результатах деятельности организации за соответствующий отчётный период, мотивируя данное требование тем, что у службы занятости есть информация, позволяющая прогнозировать возможное банкротство ООО «Энергия» и, соответственно, значительное высвобождение его работников.

ООО «Энергия» направило службе занятости ответ относительно рабочих мест для инвалидов, отказываясь сообщить данные об экономических результатах деятельности организации.

Имеет ли место в данном случае несоблюдение работодателем обязанности в сфере содействия занятости?

 

Кейс 7.

Безработная Иванова обратилась в орган службы занятости для регистрации её в качестве безработной и подыскания подходящей работы. По истечении 10 дней со дня её регистрации в целях поиска подходящей работы орган службы занятости не предоставил Ивановой подходящей работы из-за отсутствия необходимых вакансий на рынке труда.

С какого момента безработной Ивановой должно быть начислено пособие по безработице?

Кейс 8.

Гражданин Кузнецов, проживающий в г. Санкт – Петербурге, ранее нигде не работавший, был зарегистрирован в качестве безработного органом службы занятости.

В каком размере гражданину Кузнецову должно быть установлено пособие по безработице?

 

Кейс 9.

Безработная Сидорова была направлена органом службы занятости на организованные общественные оплачиваемые работы в детский санаторий «Искра» для работы воспитателем.

Какое нарушение допущено органом службы занятости в данном случае?

 

Кейс 10.

Инвалид II группы Терехов был принят на работу в кондитерский цех укладчиком в счёт квоты. В трудовом договоре, заключённом с Тереховым, содержались следующие условия: администрация устанавливала один выходной день – воскресенье; продолжительность рабочего дня для гражданина Терехова сокращалась на 1 час и составляла 7 часов; отпуск определялся в размере 27 календарных дней из расчёта шестидневной рабочей недели.

Какие нарушения усматриваются в содержании трудового договора, заключённ о го с инвалидом Тереховым?

Кейс 11.

В органе службы занятости хирургу Андрееву (59 лет), уволенному по состоянию здоровья предложили досрочно перейти на пенсию по старости, поскольку у него 36 лет трудового стажа. От данного предложения Андреев отказался и попросил зарегистрировать его в качестве безработного и выплачивать ему пособие по безработице.

Правомерны ли предложение службы занятости и отказ от него Андреева?

 

Кейс 12.

Гражданка Трофимова по конкурсу прошла на должность менеджера по дистрибъюции. После конкурса выяснилось, что у Трофимовой есть дочь в возрасте двух лет. По данному основанию ей было отказано в приёме на работу.

Правомерны ли действия работодателя? К какой ответственности его необходимо привлечь?

 

7. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория.

2. Понятие занятости и управления трудовыми ресурсами.

3. Взаимосвязь понятий трудовые ресурсы, трудовой потенциал, рабочая сила.

4. Основные категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов.

5. Количественные характеристики трудовых ресурсов.

6. Качественные характеристики трудовых ресурсов.

7. Трудоспособность и ее виды.

8. Формирование трудовых ресурсов и их использование. Показатели использования трудовых ресурсов.

9. Факторы, влияющие на использование трудовых ресурсов.

10. Трудовой потенциал организации, общества.

11. Распределение трудовых ресурсов по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования.

12. Социально-экономическая сущность занятости.

13. Основные принципы, формы и виды занятости.

14. Статус в занятости.

15. Социально-демографические группы в сфере занятости.

16. Виды, причины, функции миграции.

17. Основные показатели миграции рабочей силы.

18. Тенденции и закономерности миграции.

19. Миграционная политика и ее виды.

20. Динамика миграции в современных условиях.

21. Особенности миграционной политики в условиях формирования рыночной экономики.

22. Сущность безработицы и ее причины.

23. Типы безработицы, их классификация.

24. Формы скрытой безработицы.

25. Безработица различных социальных групп.

26. Методы оценки безработицы, ее показатели. Естественная норма безработицы.

27. Взаимосвязь понятий «занятость», «рынок труда», «безработица»

28. Теоретические модели рынка труда.

29. Характеристики механизма рынка труда.

30. Внешний и внутренний рынки труда, их соотношение.

31. Модели национальных рынков труда.

32. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости.

33. Основные черты активной и пассивной политики занятости.

34. Цели, функции и задачи государственной службы занятости.

35. Финансовые методы воздействия на занятость населения.

36. Формы взаимосвязи службы управления персоналом с государственными службами занятости.

37. Сокращение числа занятых работников, условия и альтернативы.

38. Гарантии социальной и материальной поддержки граждан, потерявшим работу.

39. Информационная поддержка руководителя как фактор повышения эффективности управления трудовыми ресурсами.

40. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...