Тема 4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы
Цель занятий: студенты получат представление о рынке труда, его структуре м механизме функционирования. Задачи: В ходе занятий студенты: 1) раскрывают содержание понятия «рынок труда»; 2) получают представление о структуре рынка труда; 3) получают о различных видах рынков труда; 4) получают знания о механизме взаимодействия спроса и предложения на рынке труда; 5) выявляют особенности современного российского рынка труда.. Основные понятия и персоналии: Культура, субкультура, контркультура, ценность, норма, обычай, традиция, язык, деятельность, этноцентризм, культурный релятивизм, аномия. А. Маршалл, Дж. Кейнс, Т. Веблен, У. Ростоу, М. Фридмен и другие..
Вопросы: 1. Дайте определение понятия «рынок труда». В чем принципиальное отличие рынка труда от рынков других ресурсов? 2. Что относится к компонентам рынка труда? 3. В чем заключается различие взглядов современных российских ученых на сущность рынка труда? 4. Как «работает» механизм рынка труда? 5. Что такое сегментация рынка труда и какова роль отдельных сегментов в механизме рынка? 6. Какие виды рынков труда вы знаете? Дайте характеристику основных национальных моделей рынка труда. 7. В чем специфика первичного и вторичного рынков труда? 8. Что такое конъюнктура рынка труда и каковы формы ее проявления? 9. Какие негативные факторы препятствуют эффективному функционированию российского рынка труда в настоящее время? 10. Чем характеризуется российская модель рынка труда? Прогнозируемый результат: В результате освоения содержания занятия студенты: 1) знают основные элементы рынка труда; 2) знают механизм действия рынка труда; 3) имеют представление о рыночной инфраструктуре и ее элементах;
4) понимают сущность рынка труда; 5) умеют выявить специфику российской модели рынка труда. Литература Основная: 1. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009. 2. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М., 2011. 2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. – М., 2010. 3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007. Дополнительная: 7. Жулина Е.Г. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2010. 8. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004. 9. Экономика и социология труда: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2010.
Тема 5. Государственное регулирование рынка труда и занятости Цель занятий: студенты получат представление об основных принципах и стратегиях государственного регулирования рынка труда и занятости. Задачи: В ходе занятий студенты: 1) раскрывают содержание понятия «политика занятости»; 2) анализируют основные цели политики занятости; 3) раскрывают роль государства на рынке труда; 4) анализируют специфику активной и пассивной политики занятости; 5) научатся характеризовать подходы к регулированию рынка труда; 76) выявляют меры государственной поддержки занятости в современном российском обществе. Основные понятия и персоналии: Государственная политика занятости, активная политика занятости, пассивная политика занятости. опросы: 1. В чем заключается роль государства на рынке труда? 2. Выявить и охарактеризовать основные направления государственной политики занятости на рынке труда. 3. Охарактеризовать политику занятости в РФ. 4. В чем состоит принципиальное отличие между активной и пассивной политикой занятости на рынке труда?
5. Дайте характеристику основных инструментов государственного воздействия на рынок труда. 6. Место государственной службы занятости в регулировании рынка труда. 7. В чем состоит предназначение государственных служб занятости населения, помимо содействия в и трудоустройстве? 8. Какова роль негосударственных структур содействия занятости на рынке труда? 9. Какова роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения? 10. В чем специфика системы управления занятостью в регионе? Каковы способы создания новых рабочих мест? Прогнозируемый результат: В результате освоения содержания занятия студенты: 1) знают специфику системы управления занятостью; 2) умеют выявить предназначение государственных служб занятости; 3) имеют представление о негосударственных структурах содействия занятости населения на рынке труда; 4) имеют представление о стратегии занятости, реализуемой в современной России; 5) знают роль и значение оплачиваемых общественных работ в материальной и моральной поддержке высвобождаемых работников. Литература Основная: 1.Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009. 2.Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М., 2008. 3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.
Дополнительная: 4. Алиев И.М., Горелов Н.А, Ильина Л.О. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2011. 5. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004. 6. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М., 2011. 7. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М., 2008.
Тема 6. Взаимосвязь трудовых организаций и служб занятости Цель занятий: студенты изучат назначение государственной службы занятости и обязательства предприятий в области обеспечения занятости, в том числе программы обеспечения занятости. Задачи: В ходе занятий студенты: 1) раскрывают роль предприятий в регулировании ситуации на региональном рынке труда; 2) получают знания о механизме развития самозанятости населения;
3) анализируют программы обеспечения занятости и снижения уровня скрытой безработицы; 4) выявляют специфику мер, направленных на переориентацию предложения рабочей силы. Основные понятия и персоналии: Государственная служба занятости населения, негосударственные коммерческие организации содействия занятости населения. Вопросы: 1. Государственная служба занятости и кадровые агентства г. Екатеринбурга. 2. Рынок труда и рынок образовательных услуг в Свердловской области. 3. Каким образом осуществляется взаимодействие работодателей и службы занятости? 4. Охарактеризуйте общую программу занятости населения. Перечислите основные критерии типовой программы занятости населения. 5. Порядок оказания финансовой помощи работодателям в организации рабочих мест и трудоустройства граждан. Прогнозируемый результат: В результате освоения содержания занятия студенты: 1) знают порядок оказания финансовой помощи работодателям в организации рабочих мест; 2) имеют представление о деятельности кадровых агентств г. Екатеринбурга; 3) понимают механизм стимулирования организации рабочих мест. Литература Основная: 1. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009. 2. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М., 2008. 3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007. Дополнительная: 4.Алиев И.М., Горелов Н.А, Ильина Л.О. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2011. 5. Жулина Е.Г. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2010. 6. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004.
Тема 7. Сокращение рабочей силы: социальная защита и трудоустройство высвобождаемых работников Задачи: В ходе занятий студенты: 1) раскрывают содержание понятия «высвобождение персонала»; 2) получают представление об особенностях процесса высвобождения персонала; 4) получают знания о мероприятиях по защите высвобождаемых работников;
5) раскрывают содержание понятия «сокращение числа занятых»; 6) выявляют причины высвобождения работников. Основные понятия и персоналии: Высвобождение персонала, увольнение работников, сокращение занятых. Вопросы: 1. Что такое высвобождение персонала? Назовите виды увольнения персонала. 2. Перечислите главные основания увольнения работников. 3. Чем отличается высвобождение рабочей силы от увольнения? 4. Каковы обязательства работодателя в процессе высвобождения рабочей силы? Опишите систему мероприятий по работе с сотрудниками, увольняемыми по инициативе администрации. 5. Какие вопросы работодатели должны согласовывать со службой занятости? 6. Нарушению, каких функций труда потенциально угрожает высвобождение работников из организации? Прогнозируемый результат: В результате освоения содержания занятия студенты: 1) знают основные подходы к проблеме сокращения числа занятых, используемых в мировой практике; 2) имеют представление о политике и мероприятиях по защите высвобождаемых работников; 3) знают содержание понятий «высвобождение», «увольнение», «сокращение»; 4) умеют выявить причины высвобождения работников. Литература Основная: 1.Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. пособие. – М., 2008. 2.Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009. 3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2011. Дополнительная: 4.Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007. 5. Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. – М., 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|