Теоретические и эмпирические методы научного познания
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и т.п. Однако все перечисленные виды фектофиксирующей деятельности планируются, конструируются теорией, концептуально осмысливаются и постулируются. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента, чувственное познание ему подчинено, объект отражается со стороны универсальных внутренних связей и закономерностей, происходит постижение его сущности, законов функционирования и развития. Важнейшая задача теоретического познания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Рассматриваемые уровни научного познания различаются методами исследования. Научные методы эмпирического уровня познания: - наблюдение – целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (наблюдается не сам объект, а эффект его взаимодействия с другими объектами, благодаря применению приборов);
- описание – закрепляет и передает наблюдение с помощью определенных знаковых систем, оно может быть двух видов: качественным и количественным; - измерение – одна величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за единицу (эталон); - эксперимент – предполагает изменение объекта, воспроизведение его в искусственных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях. Научные методы теоретического уровня познания: - формализация – отображение содержательного знания в формализованном языке; - аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, аксиомы, из которых выводятся чисто логическим путем все остальные утверждения данной теории. Для этого формулируются соответствующие правила вывода; - гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах; - восхождение от абстрактного к конкретному – познание восходит от чувственно-конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к мысленно-конкретному в теории; - исторический метод – изучение реальной истории предмета, логический метод, раскрывает объективную логику, которая воспроизводит в снятом виде основные черты (закономерности) исторической эволюции объекта. Оба эти метода могут применяться только в их единстве и взаимообусловливании; - анализ – мысленное разделение изучаемого объекта на составные части и их исследование; и синтез – их мысленное воссоединение на основе проведенного анализа в целое; - индукция – движение мысли от единичного к общему, и дедукция, представляющая собой обратный процесс (от знания общего к знанию единичного);
- аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между разными предметами с дальнейшим «переносом» определенных свойств, обнаруженных у одного предмета, на другой; - абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений объекта с одновременным выделением интересующих ученого его свойств; - идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности; - моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, представляющей собой определенный, хотя и упрощенный аналог оригинала; моделирование может быть предметное, знаковое (математическое) и компьютерное. Выделенные уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Формы научного познания фиксируют структурную организацию знания. К числу основных относятся следующие: - проблема – форма знания о незнании. Данный процесс включает в себя два момента: постановку и решение; - гипотеза форма вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией; - теория – целостная развивающаяся система истинного знания, отображающая закономерные связи определенной области действительности. Функциями теории являются: синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему; объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения, развития и т.п.: методологическая – на основе теории формируются методы, способы и приемы исследования; предсказательная – на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов, свойств, связей между явлениями (научное предвидение); практическая – теория является руководством для соответствующей формы практической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|