Анализ внешней среды организации
Для того чтобы изучить данное предприятие, необходимо рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду предприятия. К показателям, отражающим внутреннюю среду предприятия, относятся: основные фонды, оборотные средства, земельные ресурсы, трудовые ресурсы, а также организационная структура предприятия. Внешняя среда предприятия состоит из потребителей и поставщиков, конкурентов, каналов реализации продукции, поставщиков сельскохозяйственной техники, а также местных органов власти.
Во внешней среде постоянно протекают динамические процессы изменений: что-то исчезает, что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и какие новые возможности могут для нее открыться. Поэтому при изучении внешней среды менеджеры должны концентрировать свое внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности для их бизнеса таит в себе внешняя среда.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ей ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которое позволило бы ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководитель должен иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и желательных тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.
Анализ внутренней среды
Анализ внутренней среды организации – это, по сути, просто ее «самодиагностика», проводимая самими менеджерами.
Такой анализ должен охватывать все основные направления ее деятельности и проводиться с определенной периодичностью.
Анализ внутренней среды СПК «Киясовский» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ внутренней среды СПК «Киясовский»
Сфера анализа
| Описание
|
В области финансов
1. уровень рентабельности продаж
2. поддержание ликвидности
3. обеспечение прибыли
|
1. рентабельность продаж в целом по хозяйству составила 12,4 % в 2008 году, что хорошим показателем для хозяйства такого типа;
2. значения коэффициентов текущей и срочной ликвидности находятся на хорошем уровне, что говорит о возможности полного погашения организацией текущих и краткосрочных обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности так же находится на благоприятном уровне.
3. за анализируемый период СПК «Киясовский» является прибыльным хозяйством. Продукция животноводства практически полностью является прибыльной, а продукция растениеводства в основном предназначена для собственного потребления.
|
В области производства
1. качество продукции и возможность его улучшении
|
Качество продукции данного хозяйства высокое; организации-потребители предъявляют высокие требования к качеству продукции. Чем выше качество продукции, тем выше закупочная цена.
|
В области поставок
1. возможность закупки необходимого сырья и материалов в нужных количествах
|
1. у хозяйства имеется достаточно возможностей приобретения сырья в нужных количествах; заключаются договора, в которых оговариваются объемы поставок, цены, сроки поставок
|
В области кадров
1. уровень квалификации работников
2. стимулирование и мотивация
3. обучение и продвижение кадров
4. возможность привлечения молодых специалистов
|
1. ведущие специалисты имеют высшее профессиональное образование; рядовые работники имеют среднее специальное образование
2. за получение качественной продукции, повышение выработки работники хозяйства получают определенные доплаты, а по результатам работ за месяц премию (уровень заработной платы напрямую зависит от объема произведенной продукции, ее и качества)
3. раз в 3-5 лет хозяйство проводит повышение квалификации работников с отрывом от производства на базе высших учебных заведений
4. проблема привлечения молодых специалистов актуальна не только в данном хозяйстве, но и на многих других; молодые специалисты, несмотря на многие привилегии, которые им предоставляются, пока неохотно идут в сельское хозяйство
|
В области организации
1. распределение прав и обязанностей
2. делегирование полномочий
|
1. в должностной инструкции прописаны все права и обязанности работников
2. часть полномочий вышестоящих органов передаются нижестоящим
|
Из данных, представленных в таблице 7 можем отметить, что в хозяйстве складывается достаточно благоприятная ситуация: растут объемы производства продукции, приобретаются новая техника, оборудование, производится качественная продукция квалифицированным персоналом.
SWOT-анализ
SWOT- анализ – анализ является простым, но вместе с тем достаточно эффективным инструментом. Он проводится с целью определить и интерпретировать для организации:
- силы (сильные стороны);
- слабости (слабые стороны);
- возможности;
- угрозы
SWOT – анализ обобщает результаты внешней и внутренней среды; дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации; позволяет на основе анализа внешней среды выделить возможности и угрозы для организации.
| Возможности
- доступность кредитных ресурсов;
- развитие технологий;
- использование в производстве местных ресурсов;
- возможность занять лучшую рыночную позицию;
- предоставление льгот со стороны государства
| Угрозы
- высокий уровень конкуренции в отрасли;
- возможность появления новых конкурентов;
- необходимость освоения новых технологий;
- возможный отток клиентов;
- возрастает возможность торга у покупателей и продавцов
|
Сильные стороны
- высокая квалификация персонала;
- возможность получения экономии от роста объема производства;
- приобретение новой техники и технологий;
- потенциал развития;
- высокое качество продукции
|
- приобретение новой техники;
- внедрение новых технологий при помощи высококвалифицированного персонала;
- расширение сбытовой сети;
- использование кредитных ресурсов для рекламных компаний;
- дальнейшее повышение качества продукции за счет новых технологий;
- расширение рыночных позиций
|
- заключение надежных договоров;
- создание входных барьеров на рынок за счет высокого качества продукции, низкой себестоимости;
- улучшение коммуникаций с покупателями путем проведения рекламных акций;
- выявление потребностей постоянных клиентов.
|
Слабые стороны
- еще пока велика доля износа, часть оборудования устарела;
- низкий показатель абсолютной ликвидности;
- слабый контроль издержек в растениеводстве
|
- использование кредитных ресурсов для приобретения нового оборудования;
- эффективное использование мощностей;
- ведение контроля издержек;
- мотивация сотрудников к повышению производительности труда, качества продукции
|
- привлечение инвестиций в оборудование;
- сокращение производственных расходов;
- поиск новых клиентов;
- обеспечение высокого качества продукции для удержания постоянных клиентов
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: