Тема 1. Группы интересов и процессы формирования государственной политики.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Лоббизм в исполнительных структурах власти» по направлению подготовки 080500.68. Менеджмент (квалификация (степень) магистр менеджмента) Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»
Санкт-Петербург
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «30» августа 2011 г., протокол № 1.
Одобрено учебно-методическим советом СЗИ АНХ и ГС
Рабочая программа подготовлена: кандидатом социологических наук, доцентом Т. В.Шауловой.
Рецензент:
Кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗАГС Кавеев К.А.,
Программа дисциплины по выбору «Лоббизм в исполнительных структурах власти» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, список рекомендованной литературы) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по направлению подготовки 080500.68 «Менеджмент» магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Цели и задачи дисциплины................................................................................................. 4 2. Учебно-тематические планы.............................................................................................. 6 3. Программа дисциплины...................................................................................................... 7
4. Список рекомендуемой литературы................................................................................. 12 5. Планы семинарских занятий.............................................................................................. 14 6. Вопросы к зачету.................................................................................................................. 21
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели изучения дисциплины «Лоббизм в исполнительных структурах власти» раскрыть потенциал института лоббизма, его демократическую природу, а также пути к цивилизованному лоббизму. Для достижения данной цели в рамках дисциплины предполагается решить следующие задачи: - дать студентам знание о различных теоретических концепциях публичной политики, их реальном воплощении в конкретной исторической практике различных стран; - показать возможности политического анализа в определении субъектов публичной политики, места и роли государственных и негосударственных акторов в процессе принятия политико-управленческих решений; в оценке их политического статуса; особенностях и специфике систем партийного и функционального представительства интересов групп интересов; -.передать студентам знания о лоббизме как институте политической системы, как одном из способов влияния групп интересов на процесс принятия политико-управленческих решений, как о деловом инструментарии; механизме и технологиях лоббизма, субъектах и адресатах лоббистской деятельности; способах правового регулирования лоббизма; институционализации и формализации лоббизма. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основы групповой теории политики; теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержания лоббизма как института, как процесса; его основные отличительные черты от других форм деятельности групп интересов в системе публичного управления по отстаиванию интересов (PR,GR и др.); особенности и специфику, преимущества и недостатки систем партийного и функционального представительства групп интересов в системе политико-административного управления; особенности плюралистической и корпоративистской моделей представительства, их достоинства и недостатки, страновую специфику; преимущества сетевой модели;
- основные подходы к определению лоббизма; преимущества и недостатки лоббизма; факторы, влияющие на повышение эффективности лоббизма; механизм, технологии и формы лоббизма; формы и методы правового регулирования лоббизма (англосаксонскую и континентально-европейскую), специфику и формы саморегулирования; основные нормативно-правовые документы косвенно регулирующие лоббистскую деятельность в РФ. Уметь различать роли в процессе лоббирования (субъект, заказчик, адресат и пр.); классифицировать лоббизм (в зависимости от ветви власти, отстаиваемого интереса; характера интереса, адресата лоббизма); находить в российской действительности аналоги зарубежных форм и способов влияния групп интересов (групп давления) на процесс принятия политико-административных решений для оценки действительной и прогнозирования будущей роли российских групп интересов в системе публичного управления. Иметь навыки (приобрести опыт) проведения сравнительного исследования деятельности политических акторов, форм влияния, технологий деятельности, преимуществ косвенного и прямого регулирования лоббизма на примере анализа влияния групп интересов в разных странах. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОББИЗМ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ ВЛАСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение В последние десятилетия лоббирование приобретает все возрастающее значение для современного политико-административного процесса, что проявляется в постоянно увеличивающемся количестве государственных решений, принятых при активном участии лоббистских структур, число которых также растет внушительными темпами. К факторам, оказывающим непосредственное влияние на усиление позиций лоббистских структур в процессе принятия государственных решений, можно отнести расширение функций государства, увеличение его расходов, а соответственно, и ресурсов, которые можно получить в результате успешно проведенной лоббистской кампании. Во-вторых, возрастание роли лоббизма в политической системе общества неразрывно связано и с ее демократизацией: открытость власти для структур гражданского общества, в том числе групп интересов, позволяет последним влиять на деятельность исполнительных и представительных органов власти, получать информацию о распределении ресурсов, принимать участие в обсуждении и принятии решений и пр. Учитывая практический опыт, следует признать несомненные достоинства такого механизма представительства интересов. Впрочем, с другой стороны, деятельность лоббистских структур обоснованно критикуется, прежде всего, за то, что она усиливает общественное неравенство, так как ориентирована на выражение частных интересов тех социальных групп, которые обладают привилегированным доступом к различным видам ресурсам.
В-третьих, политическая практика современных государств показывает, что не только органы государственной власти выступают в роли адресатов лоббистской деятельности, но и сами являются субъектами лоббизма. Результатом не только теоретического, но и практического интереса к этому феномену является огромное количество работ, которые посвящены исследованиям проблемы лоббизма в современном мире. Тем не менее, вопрос, что такое лоббизм, несмотря на свою краткость, представляет собой краеугольный камень в понимании всей темы. На сегодняшний день наиболее разработанной является характеристика институционального аспекта лоббизма, поскольку на протяжение многих десятилетий в зарубежной научной литературе тема лоббизма оставалась одной из наиболее актуальных и всесторонне разработанных, чему во многом способствовала богатая эмпирическая база для исследований в этой области. Все разработки в отечественной политической науке до 1990-х годов подразумевали рассмотрение исключительно американского или западно-европейского опыта. Следствием такого подхода стало зачастую неверное представление многих граждан и политиков о назначении, характере и сути этого феномена. Между тем, лоббизм обеспечивает представительство интересов разнообразных социальных, экономических и политических групп. С середины 90-х годов XX века начали появляться работы, посвященные анализу практики лоббирования в России, наделяющие его либо широким (организационный подход), либо узким (юридический подход) содержанием. С проблематикой лоббизма непосредственно связаны исследования деятельности групп давления, а также взаимоотношений государства и бизнеса и другие аспекты (проблемы информационного лоббизма, теневых и не теневых практик принятия политических решений и пр.). И практически все исследователи отечественного лоббизма единодушны в том, что лоббизм, как коммуникационный канал взаимодействия основных субъектов российской политической системы, существенным образом отличается от всех остальных существующих механизмов реализации интересов, которые осуществляются в ходе принятия органами государственной власти и управления решений. Основной отличительной особенностью лоббизма является формирование и донесение информации непосредственно от заинтересованных групп до органов государственной власти и управления, результатом чего должно быть решение, удовлетворяющее их интересам. Это определяет степень необходимости развития данного механизма с целью создания наиболее действенной системы принятия решений.
Все вышеперечисленное, с одной стороны, актуализирует, а, с другой, обусловливает выбор тематики для дисциплины специализации «государственная служба» – «Лоббизм в исполнительных структурах власти». Материалы дисциплины «Лоббизм в исполнительных структурах власти» распределены между отдельными темами следующим образом. Тема 1. Группы интересов и процессы формирования государственной политики. Две традиции в исследовании роли групп интересов в политико-административном процессе. Родоначальники: Платон, А. Бентли. Этапы исследования групп интересов: начало ХХ века – конец 40-х гг. ХХ века; конец 40-х гг. – конец 60-х гг.; 1970 – 1990-е гг. А. Бентли «Процесс правления. Изучение общественного давления» (1908). Давление – простейшее отношение в политике. Концептуальный продукт периода - групповая теория политики. 2-й период: Д. Трумен «Правительственный процесс» (1951). Введение понятия «группа интересов». Использование системного подхода для анализа политической системы (Алмонд, Истон). Трумен: в основе каждой групп лежит совместный интерес, осознанный или не осознанный. Политический процесс как борьба групп за власть над распределением ресурсов. Стабильность политической системы как результат членства индивидов одновременно в разных группах. 3-й период: с одной стороны, разработка макрополитических подходов, внимание к регулирующей функции государства, влияние европейского корпоративизма; с другой, утверждение микроподходов, внимание к внутригрупповому анализу в рамках концепции рационального выбора (М. Олсон и др.). Итог периода – сравнительное изучение групп давления. Подходы к типологизации групп интересов (Ж. Блондель; Г. Алмонд и Б. Пауэлл; М. Дюверже; Г. Джордан и У. Малоуни; Структура групп интересов в обществе. Условия организации общественных интересов. Группы интересов и группы давления. Группа давления как наиболее активная часть групп интересов. Семья групп интересов. Группы интересов и политические партии: сходства и различия. Преимущества групп интересов по сравнению с политическими партиями. Системы представительства: электорально – партийная и функциональная. Роль каждой из систем в разработке государственной политики. Функции групп интересов: артикуляция, агрегирование, информирование, формирование и рекрутирование политических элит, посредническая. Методы и формы давления групп интересов: лоббизм; мобилизация членов и сторонников; кампании по обработке общественного мнения; теневые неформальные блоки и соглашения; организация политических торгов; разыгрывание политических микрокризисов. Каналы влияния. Источники влияния заинтересованных групп. Адресаты групп давления. Статус групп интересов. Политические ресурсы групп. Основные понятия и термины: группа давления, группа интересов, давление, интерес, артикуляция, агрегирование, формы давления, адресаты групп давления. Вопросы для самопроверки:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|