Тема 4. Правовое регулирование лоббизма
Организация лоббизма и социальная эффективность. Правовое регулирование как инструмент регламентации лоббизма. Цели регулирования. Обеспечение гласности и открытости политико-административных процессов. Ограничение непропорционального влияния на политический процесс. Расширение круга активных участников выработки и осуществления политико - административных решений. Пресечение неконвенциональных методов влияния на политический процесс. Создание механизмов политико – административного и общественного контроля над процессом взаимодействия органов государственной власти и групп интересов в ходе выработки и реализации государственной политики. Типы систем правового регулирования. Процессуальный характер регулирования: англосаксонская модель и континентально-европейская. Содержательный аспект регулирования: либо обязательная регистрация лоббистов с предоставлением им относительно свободных и разных условий по взаимодействию с органами государственной власти (англосаксонская, плюралистическая.); либо учреждение специальных консультационных институтов для взаимодействия органов ГВ с представителями партикулярных интересов (континентально – европейская, корпоративистская). Типы систем правового регулирования. Системы, основное внимание в которых сосредоточено на регулировании связей законодателей с деловыми кругами, профсоюзами и непосредственно с различными лобби. Системы, направленные в 1-ю очередь на обеспечение открытости политического процесса в защиту гласности. Т.е. права граждан знать в чью пользу осуществляется лоббирование. Системы регистрационного типа (внимание: знать кто, сколько, почем). Системы, главной целью которых является пресечение отдельных видов лоббистской деятельности. Системы, целью которых является пресечение отдельных видов лоббистской деятельности (например, «гонорар за успех»), ограничение ценности подарков и пр.
Условия для достижения эффективности систем регламентации: направленность системы на достижение предписанных ей целей (т.е. не препятствовать); обеспечение соответствия степени влияния действительному социально – экономическому статусу; учитывать их вероятные изменения; контроль. Саморегулирование. Этические кодексы. Союзы и объединения лоббистов. Основные понятия и термины: правовое регулирование лоббизма, англосаксонская и континентально-европейская модель, саморегулирование, этический кодекс, прямые и косвенные способы регулирования лоббизма. Вопросы для самопроверки:
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Основная литература: 1. Бережной, И.В. Группы интересов и качество экономических институтов / И.В. Бережной, В.В. Вольчик. // TERRA ECONOMICUS. 2007.- Т. 5.- № 2. -С. 57-66.
2. Бережной, И.В.Корпоративный лоббизм: Теория и практика./ И.В. Бережной, В.В. Вольчик. М.: Издат. Дом Междунар. Ун-ва в Москве, 2005 – 345 с.. 3. Васильева, С. В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов / С.В. Васильева // Право. Журнал ВШЭ. 2009. № 2. - С.72–80. 4. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой. - М.: ИНЭК, 2010. - 310с. 5. Любимов А.П. История лоббизма в России./ А.П. Любимов. - М.: Фонд "Либеральная миссия, 2005. - 208 с.
6. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие./ А.В. Павроз.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 – 316 с. 7. Пчелинцев С.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности: канадские подходы / С.В. Пчелинцев // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. – С. 64 – 82. 8. Союзы: кооперация и конфронтация. Лобби союзов и объединений. // www.grmany.org.ru//library/intr-nationes/interessenverbaende/index. 9. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006.- 273с. 10. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм и консолидация неодемократии// http://www.polit.ru/docs/475735.html Дополнительная литература 1. Голикова, В. Анализ моделей взаимодействия крупных и средних российских компаний с местными и региональными органами власти и негосударственными предпринимательскими объединениями WP1/2007/06 / В. Голикова, А. Яковлев. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 76 с. 2. Долгопятова, Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06./ Т.Г. Долгопятова. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 48 с. 3. Курбатова, М.В. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) / М.В. Курбатова, С.Н. Левин // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 1. - С. 27-50. 4. Рац, М.В. Бюрократия в контексте перемен: политики, управленцы, чиновники / М.В. Рац // Полития.-2010. № 3.-С. 40-53.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Роль групп интересов в публичном управлении (2 часа) Основные вопросы 1.Группы интересов как социально-политический институт. Сущность групп интересов. Группы мотивов и группы интересов. Группы интересов и группы давления. Группы интересов и политические партии. 2. Подходы к типологизации групп интересов. 3. Политическое представительство групп интересов: сущность, модели, современные тенденции. Социальная и партикулярная эффективность деятельности групп интересов. 4. Место и роль групп интересов в системе власти. Проблемы идентификации российских групп интересов. 5. Участие групп интересов в деятельности органов публичной власти. Формы и методы.
Основная литература: 1. Бережной, И.В. Группы интересов и качество экономических институтов / И.В. Бережной, В.В. Вольчик. // TERRA ECONOMICUS. 2007.- Т. 5.- № 2. -С. 57-66. 2. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой. - М.: ИНЭК, 2010. - 310с. 3. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие./ А.В. Павроз.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 – 316 с. 4. Союзы: кооперация и конфронтация. Лобби союзов и объединений. // www.grmany.org.ru//library/intr-nationes/interessenverbaende/index. Дополнительная литература 1. Голикова, В. Анализ моделей взаимодействия крупных и средних российских компаний с местными и региональными органами власти и негосударственными предпринимательскими объединениями WP1/2007/06 / В. Голикова, А. Яковлев. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 76 с. 2. Долгопятова, Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06./ Т.Г. Долгопятова. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 48 с. Семинар 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|