Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Правовое регулирование лоббизма




Организация лоббизма и социальная эффективность. Правовое регулирование как инструмент регламентации лоббизма. Цели регулирования. Обеспечение гласности и открытости политико-административных процессов. Ограничение непропорционального влияния на политический процесс. Расширение круга активных участников выработки и осуществления политико - административных решений. Пресечение неконвенциональных методов влияния на политический процесс. Создание механизмов политико – административного и общественного контроля над процессом взаимодействия органов государственной власти и групп интересов в ходе выработки и реализации государственной политики.

Типы систем правового регулирования. Процессуальный характер регулирования: англосаксонская модель и континентально-европейская. Содержательный аспект регулирования: либо обязательная регистрация лоббистов с предоставлением им относительно свободных и разных условий по взаимодействию с органами государственной власти (англосаксонская, плюралистическая.); либо учреждение специальных консультационных институтов для взаимодействия органов ГВ с представителями партикулярных интересов (континентально – европейская, корпоративистская).

Типы систем правового регулирования. Системы, основное внимание в которых сосредоточено на регулировании связей законодателей с деловыми кругами, профсоюзами и непосредственно с различными лобби. Системы, направленные в 1-ю очередь на обеспечение открытости политического процесса в защиту гласности. Т.е. права граждан знать в чью пользу осуществляется лоббирование. Системы регистрационного типа (внимание: знать кто, сколько, почем). Системы, главной целью которых является пресечение отдельных видов лоббистской деятельности. Системы, целью которых является пресечение отдельных видов лоббистской деятельности (например, «гонорар за успех»), ограничение ценности подарков и пр.

Условия для достижения эффективности систем регламентации: направленность системы на достижение предписанных ей целей (т.е. не препятствовать); обеспечение соответствия степени влияния действительному социально – экономическому статусу; учитывать их вероятные изменения; контроль.

Саморегулирование. Этические кодексы. Союзы и объединения лоббистов.

Основные понятия и термины: правовое регулирование лоббизма, англосаксонская и континентально-европейская модель, саморегулирование, этический кодекс, прямые и косвенные способы регулирования лоббизма.

Вопросы для самопроверки:

  1. Как и с какой целью осуществляется правовое регулирование лоббизма?
  2. Дайте характеристику типам систем правового регулирования.
  3. Какие факторы определяют результативность работы по регулированию?
  4. Приведите примеры косвенных способов регулирования лоббизма.
  5. Назовите меры, вводящие лоббизм в цивилизованное русло.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература:

1. Бережной, И.В. Группы интересов и качество экономических институтов / И.В. Бережной, В.В. Вольчик. // TERRA ECONOMICUS. 2007.- Т. 5.- № 2. -С. 57-66.

 

2. Бережной, И.В.Корпоративный лоббизм: Теория и практика./ И.В. Бережной, В.В. Вольчик. М.: Издат. Дом Междунар. Ун-ва в Москве, 2005 – 345 с..

3. Васильева, С. В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов / С.В. Васильева // Право. Журнал ВШЭ. 2009. № 2. - С.72–80.

4. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой. - М.: ИНЭК, 2010. - 310с.

5. Любимов А.П. История лоббизма в России./ А.П. Любимов. - М.: Фонд "Либеральная миссия, 2005. - 208 с.

6. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие./ А.В. Павроз.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 – 316 с.

7. Пчелинцев С.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности: канадские подходы / С.В. Пчелинцев // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. – С. 64 – 82.

8. Союзы: кооперация и конфронтация. Лобби союзов и объединений. // www.grmany.org.ru//library/intr-nationes/interessenverbaende/index.

9. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006.- 273с.

10. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм и консолидация неодемократии// http://www.polit.ru/docs/475735.html

Дополнительная литература

1. Голикова, В. Анализ моделей взаимодействия крупных и средних российских компаний с местными и региональными органами власти и негосударственными предпринимательскими объединениями WP1/2007/06 / В. Голикова, А. Яковлев. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 76 с.

2. Долгопятова, Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06./ Т.Г. Долгопятова. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 48 с.

3. Курбатова, М.В. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) / М.В. Курбатова, С.Н. Левин // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 1. - С. 27-50.

4. Рац, М.В. Бюрократия в контексте перемен: политики, управленцы, чиновники / М.В. Рац // Полития.-2010. № 3.-С. 40-53.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.

Роль групп интересов в публичном управлении (2 часа)

Основные вопросы

1.Группы интересов как социально-политический институт. Сущность групп интересов. Группы мотивов и группы интересов. Группы интересов и группы давления. Группы интересов и политические партии.

2. Подходы к типологизации групп интересов.

3. Политическое представительство групп интересов: сущность, модели, современные тенденции. Социальная и партикулярная эффективность деятельности групп интересов.

4. Место и роль групп интересов в системе власти. Проблемы идентификации российских групп интересов.

5. Участие групп интересов в деятельности органов публичной власти. Формы и методы.

Основная литература:

1. Бережной, И.В. Группы интересов и качество экономических институтов / И.В. Бережной, В.В. Вольчик. // TERRA ECONOMICUS. 2007.- Т. 5.- № 2. -С. 57-66.

2. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой. - М.: ИНЭК, 2010. - 310с.

3. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие./ А.В. Павроз.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 – 316 с.

4. Союзы: кооперация и конфронтация. Лобби союзов и объединений. // www.grmany.org.ru//library/intr-nationes/interessenverbaende/index.

Дополнительная литература

1. Голикова, В. Анализ моделей взаимодействия крупных и средних российских компаний с местными и региональными органами власти и негосударственными предпринимательскими объединениями WP1/2007/06 / В. Голикова, А. Яковлев. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 76 с.

2. Долгопятова, Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06./ Т.Г. Долгопятова. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 48 с.

Семинар 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...