Лоббизм: сущность и специфика. Партикулярное и социальное значение лоббизма. Лоббизм в исполнительных структурах власти. Исполнительная власть как субъект и адресат лоббирования. (4 часа)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Основные вопросы: 1. Институционализация лоббизма. Плюральность подходов к определению. Социальный и партикулярный смысл лоббизма. 2. Лоббизм – это норма или патология? Основания лоббизма. Преимущества и недостатки лоббизма. Способы культивирования цивилизованного лоббизма. 3. Модели функционального представительства интересов. Корпоративизм, плюрализм. Сетевая модель. Особенности, преимущества и недостатки. 4. Адресаты лоббистской деятельности. Исполнительная власть как объект и субъект лоббистской деятельности. Потенциал исполнительной власти. 5. Бюрократия и ее роль в процессе принятия политических решений. Экономические теории бюрократии. Пути оптимизации деятельности государственной службы. 6. Формадизация каналов влияния групп интересов на процесс принятия политических решений. 7. Методы и технологии лоббирования групп интересов в исполнительной властью. Основная литература: 1. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой. - М.: ИНЭК, 2010. - 310с. 2. Любимов А.П. История лоббизма в России./ А.П. Любимов. - М.: Фонд "Либеральная миссия, 2005. - 208 с. 3. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении [Текст] / А.В. Оболонский; Гос.ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд.дом ГУ –ВШЭ, 2006.- 262с. 4. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие./ А.В. Павроз.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 – 316 с. 5. Союзы: кооперация и конфронтация. Лобби союзов и объединений. // www.grmany.org.ru//library/intr-nationes/interessenverbaende/index. 6. Шмиттер, Ф. Неокорпоративизм и консолидация неодемократии / Ф. Шмиттер // http://www.polit.ru/docs/475735.html Дополнительная литература 1. Голикова, В. Анализ моделей взаимодействия крупных и средних российских компаний с местными и региональными органами власти и негосударственными предпринимательскими объединениями WP1/2007/06 / В. Голикова, А. Яковлев. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 76 с.
2. Долгопятова, Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06./ Т.Г. Долгопятова. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 48 с. 3. Курбатова, М.В. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) / М.В. Курбатова, С.Н. Левин // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 1. - С. 27-50. 4. Рац, М.В. Бюрократия в контексте перемен: политики, управленцы, чиновники / М.В. Рац // Полития.-2010. № 3.-С. 40-53. Семинар 3. Правовое регулирование лоббистской деятельности. Типы систем правового регулирования.(2 часа) Основные вопросы: 1. Социальная эффективность лоббизма. Организация лоббизма и регулирование лоббизма. 2. Правовое регулирование лоббизма как инструмент регламентации. Цель регламентации. 3. Типы систем правового регулирования. Англосаксонская и континентально – европейские модели. 4. Страновые особенности регулирования лоббистской деятельности (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Ирландия, Япония и др.). Прямые и косвенные способы регулирования. 5. Саморегуляция лоббистской деятельности. Механизмы саморегуляции. Основная литература 1. Васильева, С. В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов / С.В. Васильева // Право. Журнал ВШЭ. 2009. № 2. - С.72–80. 2. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой. - М.: ИНЭК, 2010. - 310с. 3. Любимов А.П. История лоббизма в России./ А.П. Любимов. - М.: Фонд "Либеральная миссия, 2005. - 208 с. 4. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие./ А.В. Павроз.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 – 316 с.
5. Пчелинцев С.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности: канадские подходы / С.В. Пчелинцев // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. – С. 64 – 82. 6. Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006.- 273с.
Дополнительная литература 1. Долгопятова, Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06./ Т.Г. Долгопятова. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 48 с. 2. Рац, М.В. Бюрократия в контексте перемен: политики, управленцы, чиновники / М.В. Рац // Полития.-2010. № 3.-С. 40-53.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1.Группы интересов как социально-политический институт. Сущность групп интересов. 2. Группы интересов и политические партии. Сходства и различия. 3. Подходы к типологизации групп интересов. 4. Политическое представительство групп интересов: сущность, модели, современные тенденции. 5. Социальная и партикулярная эффективность деятельности групп интересов. 6. Место и роль групп интересов в системе власти. Проблемы идентификации российских групп интересов. 7. Участие групп интересов в деятельности органов публичной власти. Формы и методы. 8. Институционализация лоббизма. Плюральность подходов к определению. 9. Основания лоббизма. Преимущества и недостатки лоббизма.. 10. Лоббизм и PR. Лоббизм и GR. 11.Лоббизм как канал обратной связи. 12. Лоббизм как 3-я палата парламента или 5-я ветвь власти. 13. Условия эффективность лоббизма. 14. Технологии и методы лоббистской деятельности. 15. Страновые особенности лоббизма (США, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция). 16. Модели функционального представительства интересов. Корпоративизм, плюрализм. 17. Сетевая модель. Особенности, преимущества и недостатки. 18. Адресаты лоббистской деятельности. 19. Исполнительная власть как объект и субъект лоббистской деятельности. Потенциал исполнительной власти. 20. Бюрократия и ее роль в процессе принятия политических решений. 21. Экономические теории бюрократии.
22. Пути оптимизации деятельности государственной службы. 23. Технологии лоббирования групп интересов и исполнительной властью. 24. Социальная эффективность лоббизма. 25. Организация лоббизма и регулирование лоббизма. 26. Правовое регулирование лоббизма как инструмент регламентации. Цель регламентации. 27. Типы систем правового регулирования. Англосаксонская и континентально – европейские модели. 28. Страновые особенности регулирования лоббистской деятельности (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Ирландия, Япония и др.). 29. Прямые и косвенные способы регулирования. 30. Саморегуляция лоббистской деятельности. Формы и механизм саморегуляции 9. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ. Тема 1. 1. Группы интересов осуществляют функцию представительства в форме: 1. артикуляции интересов; 2. в форме агрегирования интересов. 2. При какой форме территориального устройства государства увеличиваются возможности у групп давления отстаивать свои интересы: 1. при унитарной; 2. при федеративной. Чем это обусловлено? Обоснуйте ответ. 3. Какие сферы и направления давления характерны для России: 1. Когда группа давления и ее адресат находятся «внутри» государства; 2. Давление бюрократических группировок на коммерческие и общественные организации; 3. давление со стороны коммерческих и общественных группировок на государство. 4. Процесс формирования лоббизма (или стадии лоббизма) с позиций различных типов интересов может выглядеть следующим образом: 1. формирование конкретного интереса: определение цели; 2. организационное оформление субъекта лоббистской деятельности; 3. организация лоббистского давления (определение форм, методов, способов); 4. выявление адресатов давления – объектов лоббистской деятельности; 5. результат лоббистской деятельности – решение, действие (бездействие); 6. последствия от принятия (непринятия) и исполнения решения 5. В современном обществе выделяют следующие качественно отличные системы политического представительства: 1. плюралистического представительства; 2. партийного представительства; 3. функционального представительства; 4. электорального представительства.
6. Плюралистическая модель представительства интересов групп интересов основана на признании: 1. искажения реальной структуры социальных интересов в процессах их политического представительства; 2. существования множества свободно образуемых политических, экономических, религиозных, и пр. групп интересов, конкурирующих друг с другом и борющихся за общественное и политическое влияние. 7. «Родоначальником» более молодой традиции, делающей акцент на необходимости «свободной игры» социальных интересов был: 1. А. Бентли; 2. Д. Трумен; 3. М. Олсон. Тема 2. 1. Лоббизм как полноценный политический институт появляется тогда, когда уже существуют: 1. наличие большого разнообразия интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения. 2. расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма. 2. Развитость и востребованность института лоббизма непосредственно отражает: 1. развитость гражданского общества; 2. развитость политической системы; 3. развитость как институтов гражданского общества, так и политической системы. 3. К «плюсам» лоббизма можно отнести следующие свойства: 1. Лоббизм как инструментом самоорганизации гражданского общества; 2. Лоббизм создает возможность для отстаивания интересов меньшинства, выступая в качестве формы проявления политического плюрализма, способствуя более полному и адекватному включению интересов населения в политико-управленческий процесс; 3. Как средство отстаивания узкокорпоративных интересов; 4. Позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений; 5. Воплощает принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и пр.; 6. Лоббизм как инструмент обогащения отдельных слоев элит и пр. 4. Потребность в лоббизме как типе социальной деятельности по отстаиванию партикулярных интересов в ХХ веке обусловлена: 1. усложнением социальной структуры общества; 2. усилением государственного вмешательства во все сферы, расширением законодательной и административной активности правительства. 5. С точки зрения методов воздействия на политико-административный процесс для эффективного отстаивания группами давления принципиальными являются: 1. информирование; 2. создание коалиций; 3. вовлечение широкой общественности. 6. Особый статус официально признанных корпораций в обществе по сравнению с другими группами интересов определяется параметрами: 1. ресурсный статус (т.е. тот объем, в каком государство снабжает ее ресурсами (например, прямые субсидии, налоговые льготы, государственный заказ и пр.); 2. представительский ранг как размер влияния корпораций на политические решения; 3. организационный ранг, т.е. объем государственного регулирования организационных связей между обычными членами корпорации и ее лидерами; 4. процедурный статус, т.е. тем, как государство регулирует ее взаимоотношения с другими участниками политического процесса (например, участие корпорации в законодательных органах, юридической системе, планирование конкретной политики и пр.).
Тема 3. 1. Сетевая эффективность будет наибольшей, когда: 1. сеть интегрирована вокруг властного центра; 2. когда механизмы контроля государства будут прямыми, а не опосредованными; 3. ресурсная обеспеченность – не главная; 4. сеть контролируется центром. 2. Можно ли бюрократию рассматривать как корпоративную группу, которая будет лоббировать свои интересы: 1. да; 2. нет. Положение бюрократа всегда нейтрально. 3. Предпочтительность исполнительной ветви власти как адресата лоббистской деятельности, объясняется не только тем, что исполнительная власть обладает большими информационными, техническими, материальными и пр. ресурсами по сравнению с законодательной и судебной ветвями властей, но и тем, что 70% «нашей жизни» регулируется решениями исполнительной власти: 1. да; 2. нет. 4. В литературе выделяют следующие идеально-типические модели представительства интересов: 1. партикуляризм; 2. плюрализм; 3. коллективизм; 4. корпоративизм. 5.Институционализированные формы корпоративного лоббизма в Российской Федерации нашли свое отражение в: 1.участии крупного бизнеса в экспертных советах при Администрации Президента РФ и Правительстве РФ; 2. заключении соглашений о сотрудничестве; 3. во взаимодействии с институтами политического представительства; 4. формальном (GR)и неформальном взаимодействии с представителями государственных органов власти и управления. Тема 4. 1. Прямые способы регулирования лоббизма характерны для: 1. США; 2. Великобритании; 3. Франции; 4. ФРГ; 5. Японии; 5. Российской Федерации. 2.Англосаксонская модель регулирования лоббизма: 1 предполагает обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение допустимых рамок деятельности групп интересов; 2. подразумевает, что группы интересов могут воздействовать на органы государственной власти посредством официального участи в работе специально созданных при данных органах власти совещательных структурах. 3. К прямым методам лоббизма относятся: 1. Открытые слушания в представительных органах; 2. покровительство; 3. Через помощников тех, кто принимает решения; 4. Через чиновников среднего уровня. 4. Регулирование лоббизма предполагает: 1. прямое регулирование; 2. косвенное регулирование; 3. саморегулирование. 5. К способам саморегулирования можно отнести: 1. Этические кодексы; 2. Закон ы о регулировании лоббистской деятельности; 3. Законы о финансировании избирательных кампаний. Ключи к тесту: Тема 1: 1 (1), 2 (2), 3 (1 – 3), 4 (1 – 6), 5 (1-3), 6 (1,2), 7 (1); Тема 2: 1 (1,2), 2 (1-3), 3 (1, 2, 4, 5), 4 (1.2), 5 (1-3), 6 (1-4); Тема 3: 1 (1-4), 2(10, 3(1), 4 (2,4), 5(1-4). Тема 4: 1 (1), 2(1), 3(1), 4 (1-3), 5(1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|