Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О б щ е е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы . Ф у н к ц и о н а л ь -




УДК 621.01 (075)

ББК 34.44я 73

Ф33

 

Рецензенты: А.В. Бородин, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой ТММ и ДМ

Омского государственного университета путей сообщения;

В.Н. Никитин, канд. техн. наук, проф. Сибирской автомобильно-

дорожной академии

 

Фёдоров Н.Н.

Ф33 Теория механизмов и машин: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 60с.

В конспекте лекций излагается основное содержание курса теории механизмов и машин, включающее структуру, кинематический, кинетостатический и динамический анализ механизмов, а также кинематику зубчатых механизмов и геометрию эвольвентного зубчатого зацепления. Предназначен для студентов дистанционной формы обучения.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

 

 

© Н.Н. Фёдоров, 2005

© Омский государственный

технический университет, 2005

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.…...…………………………………………………………………........4

Введение.……………………………………………………………………………......5

1. Структура плоских механизмов…………………………………………….…….6

1.1. Классификация плоских кинематических пар…………………………….…......6

1.2. Расчёт подвижности плоского механизма…………………………………..…....8

1.3. Структурная классификация механизмов………………………………….….....9

1.4. Замена высших пар в плоских механизмах…………………………………..…12

1.5. Избыточные (повторяющиеся) связи и местные подвижности в механизмах. 12

2. Кинематика зубчатых механизмов…………………………………………........14

2.1. Понятие о передаточном отношении………………………………………........14

2.2. Передаточное отношение простой зубчатой передачи………….……….…….15

2.3. Кинематика зубчатых механизмов с неподвижными осями колёс……………16

2.4. Кинематика механизмов планетарного типа.……………………………….…..18

3. Эвольвентное зубчатое зацепление..…………….………………………………22

3.1. Основной закон зацепления.………………………………………………….….22

3.2. Эвольвента окружности, её свойства и уравнение.………………………….…23

3.3. Элементы зубчатого колеса.……………………………………………………..25

3.4. Элементы и свойства эвольвентного зацепления.………………………….…..26

3.5. Методы изготовления зубчатых колёс…………………………………………..28

3.6. Геометрия реечного производящего исходного контура……………………....29

3.7. Подрез зуба колеса и его предотвращение………………………………….…..31

3.8. Качественные характеристики эвольвентного зацепления……………….…....33

3.9. Назначение коэффициентов смещения для нарезания зубчатых колёс….........37

3.10.Расчёт геометрических размеров зубчатых колёс……………………………...37

4. Кинематика механизмов с низшими кинематическими парами…………….....41

4.1. Задачи исследования; исходные данные; методы исследования...………….…41

4.2. Аналитический метод………………………………………………………….....42

4.3 Метод планов положений, скоростей и ускорений.…………………………...43

4.4.Метод кинематических диаграмм (метод графического дифференцирования)46

5. Кинетостатика механизмов. ……………………………………………….…….47

5.1. Расчёт сил инерции. ………………………………………………………….….47

5.2. Общие положения силового расчёта механизмов..………………………….…50

5.3. Метод планов сил для определения реакций в кинематических парах. ….….51

5.4. Определение уравновешивающей силы способом Н.Е.Жуковского.………....53

6. Динамика машин.…………………….…………………………………………...55

6.1. Вспомогательные задачи динамики машин.………………………….…………55

6.2. Характеристика режимов движения машин.………………………….………...57

6.3. Уравнения движения машин.……………………………….……………………59

6.4. Назначение и приближённое определение момента инерции маховика……...60

 

 

Предисловие

Теория механизмов и машин (ТММ) излагает научные основы создания новых машин и механизмов, методы их построения и методы теоретического и экспериментального исследования. Из-за недостатка времени, отводимого на изучение этого курса в настоящее время, и требуемого объёма материала основное внимание данного пособия сосредоточено на необходимых понятиях механики машин (другое название дисциплины) и методах теоретического исследования механизмов и машин. Основой данного конспекта является курс, который автор читал в течение многих лет на различных факультетах ОмГТУ. Основной целью преподавания курса ТММ в настоящее время автор считает дать минимально необходимый объём знаний по механике машин для того, чтобы студент - машиностроитель понимал и успешно усваивал материал специальных предметов, которые ему придётся изучать на последующих курсах университета. К сожалению, из-за вышеуказанных причин в данном конспекте мало затрагиваются разделы, посвящённые проблемам синтеза механизмов, однако автор надеется, что студент, прочитав и усвоив содержание предлагаемого материала, сумеет в случае необходимости с привлечением других источников справиться с решением возникших перед ним задач проектирования механизмов.

Для упорядочения изложения материал разбит на разделы, пронумерованные арабскими цифрами. Внутри разделов имеются более мелкие рубрики (параграфы), которые имеют двойную нумерацию – первая цифра обозначает номер раздела, а вторая – номер рубрики внутри раздела. Внутри этих рубрик могут быть ещё более мелкие подразделения. Такого порядка автор придерживается и при чтении курса.

В конце каждого раздела приводится перечень вопросов для самопроверки. Это должно помочь студенту проверить, насколько глубоко он усвоил материал, и не требуется ли его повторить, а может быть и не один раз. В случае стойкого непонимания каких-либо моментов студент может обратиться за консультацией к преподавателю.

В заключение автор выражает искреннюю благодарность студентке Любимцевой М.В., предоставившей ему свои записи лекций, и техническую помощь при оформлении материала.

 

 

Введение

Теория механизмов и машин (ТММ) изучает общие методы исследования и проектирования механизмов и машин.

Проблемы, которыми занимается ТММ, – это проблемы анализа и синтеза механизмов и машин. Анализ заключается в определении свойств существующих механизмов и машин. Это прямая задача механики машин. Обратная задачасинтез механизмов, т. е. создание новых механизмов, которые должны обладать улучшенными свойствами по сравнению с существующими с точки зрения производительности, надежности, долговечности и др.

О б щ е е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы. Ф у н к ц и о н а л ь -

н а я к л а с с и ф и к а ц и я м а ш и н. Машина есть устройство, создаваемое человеком для использования законов природы с целью облегчения физического и умственного труда, увеличения его производительности путем частичной или полной замены человека в его трудовых и физиологических функциях.

Все существующие машины можно разделить на следующие группы:

I. Энергетические. В них происходит преобразование энергии из одного вида в другой (например, электрогенераторы, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания любого типа, паровые и газовые турбины и т. д.).

II. Технологические. Они предназначены для изменения формы, размеров и физических свойств материалов (металлорежущие станки, деревообрабатывающие, дорожные, строительные, полиграфические машины, машины пищевых производств, машины текстильной и лёгкой промышленности и др.). Эти машины составляют самую многочисленную группу.

III. Транспортные. Эти машины служат для перемещения всевозможных изделий, материалов и людей (автомобили, самолёты, локомотивы, суда, подъемные краны, конвейеры, манипуляторы).

IV. Логические (информационные). Машины, составляющие эту группу, служат для хранения, переработки и передачи информации (различные вычислительные устройства, ЭВМ, компьютеры в том числе ПК).

V. Кибернетические. Для замены человека в его трудовых, и физиологических функциях (аппараты искусственное сердце, искусственные почки, робот-домохозяйка и др.).

ТММ изучает те машины и механизмы, которые функционируют на основе законов механики, отсюда другое название ТММ – механика машин.

У з к о е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы. Машина есть устройство, действующее на основе законов механики и предназначенное для преобразования энергии, материалов и информации и перемещения изделий.

Машина, как правило, состоит из одного или нескольких механизмов, основное назначение которых – преобразование движения (с одновременным преобразованием сил). Механизмом называется искусственно созданная система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.

Твердые тела в составе механизма – звенья. Неподвижное звено механизма называется стойкой. Подвижное соединение двух звеньев, допускающее их относительное движение, называется кинематической парой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...