О б щ е е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы . Ф у н к ц и о н а л ь -
Стр 1 из 11Следующая ⇒ УДК 621.01 (075) ББК 34.44я 73 Ф33
Рецензенты: А.В. Бородин, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой ТММ и ДМ Омского государственного университета путей сообщения; В.Н. Никитин, канд. техн. наук, проф. Сибирской автомобильно- дорожной академии
Фёдоров Н.Н. Ф33 Теория механизмов и машин: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. 60с. В конспекте лекций излагается основное содержание курса теории механизмов и машин, включающее структуру, кинематический, кинетостатический и динамический анализ механизмов, а также кинематику зубчатых механизмов и геометрию эвольвентного зубчатого зацепления. Предназначен для студентов дистанционной формы обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
© Н.Н. Фёдоров, 2005 © Омский государственный технический университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.…...…………………………………………………………………........4 Введение.……………………………………………………………………………......5 1. Структура плоских механизмов…………………………………………….…….6 1.1. Классификация плоских кинематических пар…………………………….…......6 1.2. Расчёт подвижности плоского механизма…………………………………..…....8 1.3. Структурная классификация механизмов………………………………….….....9 1.4. Замена высших пар в плоских механизмах…………………………………..…12 1.5. Избыточные (повторяющиеся) связи и местные подвижности в механизмах. 12 2. Кинематика зубчатых механизмов…………………………………………........14 2.1. Понятие о передаточном отношении………………………………………........14 2.2. Передаточное отношение простой зубчатой передачи………….……….…….15 2.3. Кинематика зубчатых механизмов с неподвижными осями колёс……………16
2.4. Кинематика механизмов планетарного типа.……………………………….…..18 3. Эвольвентное зубчатое зацепление..…………….………………………………22 3.1. Основной закон зацепления.………………………………………………….….22 3.2. Эвольвента окружности, её свойства и уравнение.………………………….…23 3.3. Элементы зубчатого колеса.……………………………………………………..25 3.4. Элементы и свойства эвольвентного зацепления.………………………….…..26 3.5. Методы изготовления зубчатых колёс…………………………………………..28 3.6. Геометрия реечного производящего исходного контура……………………....29 3.7. Подрез зуба колеса и его предотвращение………………………………….…..31 3.8. Качественные характеристики эвольвентного зацепления……………….…....33 3.9. Назначение коэффициентов смещения для нарезания зубчатых колёс….........37 3.10.Расчёт геометрических размеров зубчатых колёс……………………………...37 4. Кинематика механизмов с низшими кинематическими парами…………….....41 4.1. Задачи исследования; исходные данные; методы исследования...………….…41 4.2. Аналитический метод………………………………………………………….....42 4.3 Метод планов положений, скоростей и ускорений.…………………………...43 4.4.Метод кинематических диаграмм (метод графического дифференцирования)46 5. Кинетостатика механизмов. ……………………………………………….…….47 5.1. Расчёт сил инерции. ………………………………………………………….….47 5.2. Общие положения силового расчёта механизмов..………………………….…50 5.3. Метод планов сил для определения реакций в кинематических парах. ….….51 5.4. Определение уравновешивающей силы способом Н.Е.Жуковского.………....53 6. Динамика машин.…………………….…………………………………………...55 6.1. Вспомогательные задачи динамики машин.………………………….…………55 6.2. Характеристика режимов движения машин.………………………….………...57 6.3. Уравнения движения машин.……………………………….……………………59
6.4. Назначение и приближённое определение момента инерции маховика……...60
Предисловие Теория механизмов и машин (ТММ) излагает научные основы создания новых машин и механизмов, методы их построения и методы теоретического и экспериментального исследования. Из-за недостатка времени, отводимого на изучение этого курса в настоящее время, и требуемого объёма материала основное внимание данного пособия сосредоточено на необходимых понятиях механики машин (другое название дисциплины) и методах теоретического исследования механизмов и машин. Основой данного конспекта является курс, который автор читал в течение многих лет на различных факультетах ОмГТУ. Основной целью преподавания курса ТММ в настоящее время автор считает дать минимально необходимый объём знаний по механике машин для того, чтобы студент - машиностроитель понимал и успешно усваивал материал специальных предметов, которые ему придётся изучать на последующих курсах университета. К сожалению, из-за вышеуказанных причин в данном конспекте мало затрагиваются разделы, посвящённые проблемам синтеза механизмов, однако автор надеется, что студент, прочитав и усвоив содержание предлагаемого материала, сумеет в случае необходимости с привлечением других источников справиться с решением возникших перед ним задач проектирования механизмов. Для упорядочения изложения материал разбит на разделы, пронумерованные арабскими цифрами. Внутри разделов имеются более мелкие рубрики (параграфы), которые имеют двойную нумерацию – первая цифра обозначает номер раздела, а вторая – номер рубрики внутри раздела. Внутри этих рубрик могут быть ещё более мелкие подразделения. Такого порядка автор придерживается и при чтении курса. В конце каждого раздела приводится перечень вопросов для самопроверки. Это должно помочь студенту проверить, насколько глубоко он усвоил материал, и не требуется ли его повторить, а может быть и не один раз. В случае стойкого непонимания каких-либо моментов студент может обратиться за консультацией к преподавателю. В заключение автор выражает искреннюю благодарность студентке Любимцевой М.В., предоставившей ему свои записи лекций, и техническую помощь при оформлении материала.
Введение Теория механизмов и машин (ТММ) изучает общие методы исследования и проектирования механизмов и машин. Проблемы, которыми занимается ТММ, – это проблемы анализа и синтеза механизмов и машин. Анализ заключается в определении свойств существующих механизмов и машин. Это прямая задача механики машин. Обратная задача – синтез механизмов, т. е. создание новых механизмов, которые должны обладать улучшенными свойствами по сравнению с существующими с точки зрения производительности, надежности, долговечности и др. О б щ е е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы. Ф у н к ц и о н а л ь - н а я к л а с с и ф и к а ц и я м а ш и н. Машина есть устройство, создаваемое человеком для использования законов природы с целью облегчения физического и умственного труда, увеличения его производительности путем частичной или полной замены человека в его трудовых и физиологических функциях. Все существующие машины можно разделить на следующие группы: I. Энергетические. В них происходит преобразование энергии из одного вида в другой (например, электрогенераторы, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания любого типа, паровые и газовые турбины и т. д.). II. Технологические. Они предназначены для изменения формы, размеров и физических свойств материалов (металлорежущие станки, деревообрабатывающие, дорожные, строительные, полиграфические машины, машины пищевых производств, машины текстильной и лёгкой промышленности и др.). Эти машины составляют самую многочисленную группу. III. Транспортные. Эти машины служат для перемещения всевозможных изделий, материалов и людей (автомобили, самолёты, локомотивы, суда, подъемные краны, конвейеры, манипуляторы). IV. Логические (информационные). Машины, составляющие эту группу, служат для хранения, переработки и передачи информации (различные вычислительные устройства, ЭВМ, компьютеры в том числе ПК). V. Кибернетические. Для замены человека в его трудовых, и физиологических функциях (аппараты искусственное сердце, искусственные почки, робот-домохозяйка и др.).
ТММ изучает те машины и механизмы, которые функционируют на основе законов механики, отсюда другое название ТММ – механика машин. У з к о е о п р е д е л е н и е м а ш и н ы. Машина есть устройство, действующее на основе законов механики и предназначенное для преобразования энергии, материалов и информации и перемещения изделий. Машина, как правило, состоит из одного или нескольких механизмов, основное назначение которых – преобразование движения (с одновременным преобразованием сил). Механизмом называется искусственно созданная система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел. Твердые тела в составе механизма – звенья. Неподвижное звено механизма называется стойкой. Подвижное соединение двух звеньев, допускающее их относительное движение, называется кинематической парой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|