Сложение и вычитание в пределах 1000
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 В изучении действий сложения и вычитания в пределах 1000 можно выделить следующие этапы: I. Сложение и вычитание без перехода через разряд (устно). 1. Сложение и вычитание круглых сотен.
200+100 300+200 Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся по существу к действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся так:200 — это 2 сотни, 100 — это 1 сотня. 2 сот. + l сот. = 3 сот. 3 сотни — это 300. 200+100=300 500-200=? 5 сот.—2 сот. = 3 сот.=300 500-200 = 300 Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использова-нии средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 палочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметичес- кого ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, абак, счеты. Полезно решение и составление троек примеров вида 4+ 2= 7- 5= 40+ 20= 70- 50= 400+200= 700-500= с последующим сопоставлением компонентов и результатов дейст- вий. 2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых а) 300+ 5 305- 5 б) 300+ 40 340- 40 5+300 305-300 40+300 340-300 в) 300+ 45 345- 45 45+300 345-300 3. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых а) 430+ 20 450- 20 б) 430+200 При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 — это 4 сот. и 3 дес, 20 — это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес. = 5 дес. 4 сот.+ 5 дес.=450». Разряды, которые складываются или вычитаются, можно рекомендовать подчеркивать: 4 30+ 2 00=630 6 30- 2 00=430 7 Перова М. Н. При решении примеров вида в) рассуждения проводятся так «120=100+20, 430+100=530, 530+20=550», т. е. этот случай сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся слу-чаям сложения (вычитания) а), б). 4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным и
а) 540+5 545-5 б) 545+40 в) 350+23 373-23 543+2 545-2 585-40 356+23 379-23 г) 350+123 673-123 356+123 679-123 Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выпол-нении действий пользуются теми же приемами, какими они пользо-вались при изучении действий сложения и вычитания в пределах 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагае-мое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их складывают или вычитают из первого компонента. Например: 350+123 ______ 673-123 _______ 123=100+20+3 123=100+20+3 350+100=450 673-100=573 450+ 20=470 573- 20=553 470+ 3=473 553- 3=550 5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся а) 308+121 б) 402-201 в) 736-504 308+100=408 402-200=202 736-500=236 408+ 20=428 202- 1=201 236- 4=232 428+ 1=429 г) 0+436 700-0 725-725 Устные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного анализа чисел по их десятичному составу, понимания места цифры в числе, понимания того, что действия можно производить только над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомо-гательной школы это становится понятным одновременно. Перед выполнением действий необходимо добиваться от уча- щихся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учи-тель чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложе- ние? Какие разряды складываем?» В противном случае учащиеся допускают ошибки при вычисле- ниях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают либо в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 400+10=500, 30+400=70, 30+400=4 7 0, 30+400=3 4 0,
670+2=6 9 0, 670-3=6 4 0. Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного значения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он записал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490—280=110. Проверка. 110+280=490. Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отсталыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике. Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320. Проверка. 320+150=470. В данном случае проверка выступает как самостоятельное действие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет. Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьников с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?» Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обобщенных способов выполнения действий служит постоянное внима-
7* ние к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудности случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся видеть общее и особенное в тех примерах, которые они решают. Например, сравнить примеры и объяснить их решение: 30+5, 300+40, 300+45, 300+140, 300+145, 300+105. 305-5, 340-40, 345-45, 340-300, 345-300, 345-200. Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (по-хожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьте пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»; «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое -трехзначное число, а вычитаемое — круглые десятки» и т. д.1 Для закрепления действий сложения и вычитания в пределах 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с неизвестными компонентами.
II. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Сложение и вычитание с переходом через разряд — это наибо-лее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каж-дым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20. Но в этом случае возникают у умственно отсталых школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом. Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть, влево или вправо и поэтому допускают ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допускают при записи чисел в столбик, если действие производится над трехзначным и двузначным или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или десятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях. Например: 375 375 _238 +6+3818 975 775 58 Наибольшие трудности вызывает действие вычитания. Ошибки в вычислениях носят различный характер. Причиной некоторых из Слабоуспевающим учащимся разрешается выполнение всех случаев в столбик. них является слабое усвоение табличного сложения и вычитания сделах 20. 238 _275 + 77 246 266 Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить получившийся в уме десяток или сотню, а также забывают, что «занимали» сотню или десяток. Например:
345 '218 292 137 Особенно трудны случаи, при решении которых: 1) переход Через разряд происходит в двух разрядах; 2) получается нуль в одном из разрядов; 3) содержится нуль в уменьшаемом; 4) в середине уменьшаемого стоит единица. Например: Нередко при вычитании можно встретить и такую ошибку: вместо того чтобы «занять» единицу высшего разряда, раздробить се, ученик начинает вычитать из большей цифры вычитаемого меньшую цифру соответствующего разряда уменьшаемого.
Например: _375 _529 8145
373 424 При этом рассуждение проводится так: вычесть нельзя, вычитаем из 8 единиц 5, сносим, разность 373».
Учитывая трудности изучения данной темы, необходимо повторить с учащимися сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20 и 100, обратить внимание на решение примеров, в которых компонентом является нуль, или нуль получается в одном из разрядов суммы или разности (17+3, 25+15, 36—6, 36—27), или нуль содержится в одном из разрядов уменьшаемого или вычитаемого (60—45, 75—40).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|