Организация преподавания математики в подготовительный период
В пропедевтический период уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали пробуждению и привитию интере-са к математике. Поэтому форма организации занятий не должна быть однородной. Желательно, чтобы в этот период проводились экскурсии, во время которых учащимся представлялся бы широ-кий материал по сравнению предметов по размерам, пространст-венному расположению, форме и т. д. Организуются экскурсии в школьные мастерские, на пришкольный участок, в парк и т. д. Какая-то часть урока математики может проводиться в комнатах для игр, физкультурном зале. В играх учащиеся могли бы закрепить полученные знания, а также использовать их на прак-тике. На уроках следует создавать такие жизненные ситуации, в которых учащиеся показали бы и свою ориентировку в простран-стве, и умение различать предметы по размерам. Желательна организация игр со строительным конструктором. Такие игры спо-собствуют лучшей ориентации учащихся в пространстве. При организации уроков необходимо помнить о тесной связи преподавания математики с жизнью. Материал, который подбирается для урока, должен иметь для ребенка жизненно-практическое значение. Ученик должен понять, что знания, которые он получа- ет на уроке, необходимы ему в игровой и практической деятель-ности, т. е. необходимы в повседневной жизни. Уроки математики в этот период должны быть оснащены доста-точным количеством наглядных пособий и дидактического мате-риала. Надо использовать красочный дидактический материал, на-стенные таблицы, иллюстративные наборные полотна с набором тра-фареток, изображающих фрукты, овощи, деревья, грибы, птиц, зве-рей и т. д., песочный ящик, разнообразные игрушки, особенно озву-ченные, наборы таких игр, как картинное лото, домино, мозаика, строительные конструкторы и др., а также предметы реальной дейст-вительности: учебные принадлежности, фрукты, овощи, природный материал (учащиеся собирают его во время экскурсий).
Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятель-ность детей являются основой осознанного усвоения знаний, луч-шим средством развития мышления детей. Учитывая неустойчивость внимания, быструю утомляемость, расторможенность и возбудимость одних детей, пассивность и инертность других, лучшие учителя вспомогательной школы наря-ду с использованием средств наглядности стараются разнообра-зить методы обучения. Ученик 1-го класса вспомогательной школы не может долго слушать, наблюдать, рисовать, лепить, даже иг-рать. Поэтому чередование методов обучения, смена одного вида деятельности другим во время урока повышает эффективность обучения. В пропедевтический период на уроках математики учи-тель широко использует методы, применяемые в дошкольных уч-реждениях: работу по подражанию, а иногда и совместную дея-тельность ученика и учителя, работу по образцу, работу по словесной инструкции, дидактические и подвижные игры. Наряду с этими методами используется показ-демонстрация действий с пояснением учителя, беседа, наблюдения, практические работы (обводка, штриховка, раскрашивание, лепка и др.), работа с учебником и др. Содержание первых уроков должно быть доступным для всех учеников, вызывать у них интерес и доставлять радость. Основным принципом при организации учебных занятий в период пропедевтики должно быть сочетание фронтальной работы учителя со всем коллективом класса и самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем усвоения знаний, их общего развития.
Учитель должен проявлять максимум гуманного отношения к ребенку, все обучение строить на учете «успеха», замечать, поощ-рять. любые минимальные продвижения в развитии ребенка, чаще поощрять его учебную, игровую деятельность. Залогом успешного обучения детей на этом этапе является постоянное изучение ребенка, причем не только актуального уровня его развития, но главное — потенциальных возможностей, нужно опираться на по-ложительные качества личности, развивать их. В пропедевтический период учитель так строит урок, чтобы на нем выявлять знания учащихся, их готовность к обучению матема-тике и одновременно уточнять и формировать их представления о размepax предметов, пространственные и количественные пред-ставления. Это возможно при условии тщательного планирования материала, Учитель ежедневно планирует, какие знания он должен проверить, какие знания дать, какие умения и навыки сформировать. Приводим примерный план урока. Тема урока: «Формирование представлений о размерах предметов: большой — маленький». План урока 1. Выявление предела счета: а) посчитай от 1 и дальше; б) посчитай обратно; в) посчитай эти карандаши; г) считай обратно, убирая карандаши в коробку. 2. Формирование представлений о размерах предметов: боль а) выполнение практического задания в жизненной ситуа б) формирование представлений большой — маленький при Дифференциация картинок по размерам изображенных предметов: отобрать влево картинки с изображением больших предметов, вправо — маленьких. Обводка в тетрадях больших и маленьких кругов. Закрашивание большой и маленькой репы. 3. Закрепление представлений о размерах предметов. ков и яблок — в маленькую коробку. 4. Игра «Угадай, в какой руке большой шарик». Учитывая быструю утомляемость учащихся вспомогательной школы, невозможность удержать их внимание и работоспособ-ность в течение 45 мин, по решению педагогического совета школы урок в пропедевтический период может быть сокращен до 30—35 мин. В оставшиеся от урока 10—15 мин учитель органи-зует с учащимися подвижные игры на развитие количественных, пространственных и временных представлений, разучивает с учениками считалочки, песенки, связанные с движением, развитием чувства ритма, и т. д.
Большое внимание в пропедевтический период отводится рабо-те с тетрадью по математике. Учитель показывает ее отличие oт других тетрадей («Это тетрадь в клеточку»), рассказывает, как следует обращаться с этой тетрадью, прививает навыки бережного отношения к тетради, красивого расположения материала в ней. Вначале учащиеся выполняют работу на тетрадных листочках В этот период выявляются графические возможности детей. В качестве поощрения учитель постепенно переводит учащихся на работу в тетради. В период пропедевтики дети должны научиться владеть каран-дашом и ручкой, различать горизонтальные и вертикальные линей-ки, точки их пересечения, клеточку в тетради по математике. Возможные упражнения. 1. Поставить точку; поставить точку на линейке. 2. Поставить точки на пересечении линеек. 3. Поставить точку в середине клеточки; поставить точку в левом (правом) верхнем (нижнем) углу клеточки. 4. Поставить точки по образцу, данному на доске (рис. 2). отрезков должно быть различным).
2. Сначала по линиям обвести клеточку, а затем выполнить простейшие орнаменты. Поставить одну и много точек внутри клетки. 3. Провести линию внутри клеточки. Рис. 3 4.Сделать по образцу контурные рисунки по клеточкам Наряду с расстановкой точек и проведением прямых линии по линейкам в тетрадях необходимо уделить большое внимание об- водке. С этой целью учитель подбирает шаблоны сначала круглые (круги, овалы), а потом и более усложненной формы (яблоко, груша, гриб). Шаблоны должны быть изготовлены из толстого
артона (можно использовать елочные игрушки), пластмассы или дерева. С целью научить учащихся обводить внутренние контуры используются прорезные трафареты.
Помимо обводки, надо научить детей заполнять (затушевывать) контуры. Важно, чтобы учащиеся заполняли весь контур и не выхо- дили за его пределы (рука при тушевке должна идти слева направо). В пропедевтический период учащиеся учатся и штриховке, ко- торая выполняется прямыми линиями в разных направлениях (го- ризонтальными, вертикальными, наклонными), а также кривыми (рис. 4). Они выполняют бордюры, позволяющие отделить одну работу от другой, сделать расположение материала красивым. Рис. 4 В этот период уделяется большое внимание формированию общеучебных умений и навыков учащихся, таким, как правильно сидеть, вставать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, выслушивать ответы товарищей, выполнять точно инструкции учителя, готовить учебные принадлежности к уроку, работать с учебником и раздаточным материалом и т. д. Предметом постоянного внимания учителя является: развитие речи учащихся, обогащение и уточнение их словаря, формирование умений рассказывать о соб-ственной деятельности и т. д. Овладение пространственными и количественными представлениями, представлениями о размерах предметов, предусмотренны- ми программой по математике, необходимыми навыками работы в коллективе учащихся класса позволит учителю доложить на педа-гогическом совете об окончании подготовительного периода и переходе к изучению систематического курса математики. Hа каждого ученика класса учитель составляет характеристику, в которой раскрывает состояние его общеучебных умений по про-грамме пропедевтического периода и состояние его математичес-ких знаний, моторно-двигательных возможностей, умений воспри-нимать помощь взрослых, хотя бы элементарно планировать пред-стоящие действия. Эти действия позволят правильно спланиро-вать фронтальную работу по математике с классом, правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с различной подготовкой к изучению систематического курса математики и разными способностями. Только постоянное внимание к ребенку, желание прийти ему на помощь в любую минуту, тщательное изучение индивидуаль-ных особенностей каждого ребенка и его возможностей к разви-тию, поиски путей коррекции и развития могут обеспечить успех в обучении математике, сформировать желание заниматься ею и позволят формировать интерес к этому учебному предмету. Вопросы и задания 1. Чем обусловлена необходимость пропедевтического периода при обуче-нии математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида?
2. Какие дочисловые представления необходимо сформировать у учащих-ся 1-го класса школы VIII вида? 3. Какие виды заданий, упражнений в учебнике по математике для 1-го класса, формирующие представления о размерах предметов, направлены на развитие и коррекцию внимания, наблюдательности школьников? 4. Используя учебник математики и программу, спланируйте систему уроков по теме «Длинный — короткий, длиннее — короче, равные». 5. Пользуясь материалом, данным на с. 88 методики, проведите изучение состояния знаний по математике учащихся, поступивших в 0—1-е классы школы VIII вида. Глава 8 METOДИKA ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определя- ется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, научаются их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда, решаются простые ариф-метические задачи на нахождение суммы и остатка, Сформировать представления числа, счета и дать некоторые первоначальные свойства натурального ряда чисел у умственно отсталых первоклассников — задача чрезвычайно сложная. Ее peшение возможно лишь при широком использовании средств нагляд-ности, учете индивидуальных возможностей каждого ребенка, его прошлого опыта, тех общих и индивидуальных трудностей, которые возникают у учащихся при изучении чисел первого десятка. Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблю- даемых явлений приводят к тому, что у школьников с нарушением интеллекта очень медленно формируются знание о числах, прак- тические умения счета (вербального, количественного, порядково- го, в прямом и обратном порядке числового ряда по единице и равными числами по 2, 3 и т. д.). Учащиеся, пришедшие в 1-й класс коррекционной школы, как правило, знают названия количественных числительных в определенном порядке в разных пределах, но называние числительных часто не совпадает с показом предметов: называние числительных отстает или опережает показ предметов. Например, называют пять, а показывают шестой предмет или третий. Учащиеся с нарушением интеллекта 1-го класса нередко отказываются считать или допускают много ошибок при счете предметов, которые ранее не использовались в их опыте в качестве объектов счета, особенно если объекты счета даны в непривычном для учащихся положении в пространстве или на плоскости (например, расположены вертикально, наклонно, вразброс). Ученики не знают, откуда надо начать счет. Многие умственно отсталые ученики полагают, что считать предметы в горизонтальном ряду можно только слева направо. Если их просят пересчитать предметы справа налево, то они их не считают, а просто произносят все числа от 10 до 1. Это свидетельствует о стереотипно заученном ряде числительных без понимания сущности счета. Следствием этого является и неумение считать от любого заданного числа. Как правило, умственно отсталые ученики, если их не обучить вариантам счета, могут считать только от единицы. Учащиеся с нарушением интеллекта, пришедшие в 1-й класс вспомогательной школы, затрудняются ответить на вопрос «Сколь- ко?». Они каждый раз начинают пересчитывать предметы снова и снова, но не могут назвать и показать результат счета. Большие затруднения испытывают учащиеся при определении общего количества разнородных предметов. Они отдельно пере-считывают каждую группу однородных предметов, не объединяя их в общую совокупность. Даже различие по цвету и размеру служит препятствием на пути объединения их в одну совокуп-ность. В коробке лежат пуговицы, наперстки, крючки. «Сколько всего вещей в коробке?» — спрашивает учитель. Ученик отклады-вает отдельно пуговицы, крючки, наперстки, раскладывает предме-ты в три ряда (в каждом из рядов только однородные предметы), отдельно их пересчитывает, но на вопрос не отвечает. Это свиде-тельствует о том, что у ребенка еще не сформировано понятие числа и счета. У большинства учащихся нет различия между количественным и порядковым счетом: в ответ на задание показать 5 предметов ученик показывает пятый по счету предмет. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в 1-м классе 1. Предметные пособия: а) предметы окружающей действительности: классная мебель, б) специально изготовленные предметы для счета: палочки, в) геометрические фигуры; г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т. д. 2. Иллюстративные пособия: а) набор предметных картинок с изображением овощей, фрук б) изображения предметов от 1 до 10; в) картины с изображением как однородных, так и разнород г) таблица «Числовая лесенка»; д) набор подвижных цифр и знаков (демонстрационные и инди- видуальные), фланелевые и наждачные цифры; е) резиновые штампы цифр; ж) таблицы правильного начертания цифр; з) монетные кассы с набором монет в 1,5, 10 к., 1, 5, 10 р.; и) серия таблиц по теме «Нумерация чисел первого десятка» (авторы серии М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская). Для демонстрации пособий используются песочный ящик, на-борные полотна, демонстрационный стол, магнитные и фланеле-вые доски, экран и иллюстративные ленты с изображением объек-тов для счета. Учитель школы VIII вида должен постоянно помнить, что толь- ко демонстрация наглядных пособий не может обеспечить созна-тельного усвоения математических знаний. Необходимо использо-ваниe материала в предметно-практической деятельности. Изучение каждого числа первого десятка происходит в следующей последовательности. На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением коли- чества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рас-смотреть количественные и порядковые отношения уже известно-го учащимся отрезка натурального ряда. На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно). На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа. Количество таких уроков зависит от величины изучаемого числа и состава класса. Рассмотрим подробно каждый этап работы над любым из чисел первого десятка. Получение чисел Покажем, например, получение числа 4. Учитель предлагает сосчитать листья. «Сколько здесь желтых листьев?» — спрашива-ет учитель, указывая на 3 листочка. Ученики пересчитывают и отвечают: «Здесь 3 листочка». «С дерева упал еще 1 красный лист. Посчитаем, сколько всего листьев стало. Как получилось 4 листочка? Сколько желтых листочков лежало? Сколько упало красных листочков? Сколько же стало листочков?» Затем рассмат-ривается получение числа 4 на других пособиях (счетных подстав-ках, счетах и т. д.). «Так как же получить число 4? К какому числу нужно прибавить единицу?» — этими вопросами учитель подводит учащихся на основе рассмотрения конкретных случаев получения числа 4 к обобщению: «Число 4 получится, если к трем прибавить один». Такой вывод могут сделать самостоятельно не все ученики 1-го класса, но некоторым он уже доступен. Затем учитель показывает, что если из четырех листочков «улетит» один листочек, то останется 3 листочка. Учащиеся убедились в новом способе получения числа 3. При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся и с получе-нием числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной единицы. К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Получение числа закрепляется различными упражнениями. Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 3 красные косточки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 4. Наклейте или раскрасьте 3 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 3 клеточки синим карандашом. Сколько клеточек надо еще обвести, чтобы их стало 4? Положите 3 копейки. Сколько денег надо прибавить, чтобы получилось 4 копейки?» Учитель раздает каждому по 3 шарика: «Сосчитайте шарики и вылепите еще столько шариков, чтобы их стало 4». Учащимся, которые сами не справляются с таким заданием, учитель оказывает помощь. Далее учащиеся учатся считать элементы предметных совокупностей из 4 элементов. Учащиеся школы VIII вида должны по-нимать, что числа по-лучаются не только в результате счета, но и в результате изме- Рис. 5 рения. Поэтому при получении чисел полезны и упражнения на укладывание мерки в полоске или отрезке и подсчет числа мерок сначала в полоске (рис. 5), а затем в мерной (масштабной) линей-ке. Линейка с нанесенной на ней сантиметровой шкалой является хорошим наглядным пособием при рассмотрении вопросов нумера-ции (в частности, получения чисел).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|