Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация преподавания математики в подготовительный период




В пропедевтический период уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали пробуждению и привитию интере-са к математике. Поэтому форма организации занятий не должна быть однородной. Желательно, чтобы в этот период проводились экскурсии, во время которых учащимся представлялся бы широ-кий материал по сравнению предметов по размерам, пространст-венному расположению, форме и т. д. Организуются экскурсии в школьные мастерские, на пришкольный участок, в парк и т. д.

Какая-то часть урока математики может проводиться в комна­тах для игр, физкультурном зале. В играх учащиеся могли бы закрепить полученные знания, а также использовать их на прак-тике. На уроках следует создавать такие жизненные ситуации, в которых учащиеся показали бы и свою ориентировку в простран-стве, и умение различать предметы по размерам. Желательна организация игр со строительным конструктором. Такие игры спо-собствуют лучшей ориентации учащихся в пространстве.

При организации уроков необходимо помнить о тесной связи преподавания математики с жизнью. Материал, который подбира­ется для урока, должен иметь для ребенка жизненно-практическое значение. Ученик должен понять, что знания, которые он получа-


ет на уроке, необходимы ему в игровой и практической деятель-ности, т. е. необходимы в повседневной жизни.

Уроки математики в этот период должны быть оснащены доста-точным количеством наглядных пособий и дидактического мате-риала. Надо использовать красочный дидактический материал, на-стенные таблицы, иллюстративные наборные полотна с набором тра-фареток, изображающих фрукты, овощи, деревья, грибы, птиц, зве-рей и т. д., песочный ящик, разнообразные игрушки, особенно озву-ченные, наборы таких игр, как картинное лото, домино, мозаика, строительные конструкторы и др., а также предметы реальной дейст-вительности: учебные принадлежности, фрукты, овощи, природный материал (учащиеся собирают его во время экскурсий).

Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятель-ность детей являются основой осознанного усвоения знаний, луч-шим средством развития мышления детей.

Учитывая неустойчивость внимания, быструю утомляемость, расторможенность и возбудимость одних детей, пассивность и инертность других, лучшие учителя вспомогательной школы наря-ду с использованием средств наглядности стараются разнообра-зить методы обучения. Ученик 1-го класса вспомогательной школы не может долго слушать, наблюдать, рисовать, лепить, даже иг-рать. Поэтому чередование методов обучения, смена одного вида деятельности другим во время урока повышает эффективность обучения. В пропедевтический период на уроках математики учи-тель широко использует методы, применяемые в дошкольных уч-реждениях: работу по подражанию, а иногда и совместную дея-тельность ученика и учителя, работу по образцу, работу по сло­весной инструкции, дидактические и подвижные игры. Наряду с этими методами используется показ-демонстрация действий с по­яснением учителя, беседа, наблюдения, практические работы (об­водка, штриховка, раскрашивание, лепка и др.), работа с учебни­ком и др.

Содержание первых уроков должно быть доступным для всех учеников, вызывать у них интерес и доставлять радость.

Основным принципом при организации учебных занятий в пе­риод пропедевтики должно быть сочетание фронтальной работы учителя со всем коллективом класса и самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем ус­воения знаний, их общего развития.


Учитель должен проявлять максимум гуманного отношения к ребенку, все обучение строить на учете «успеха», замечать, поощ-рять. любые минимальные продвижения в развитии ребенка, чаще поощрять его учебную, игровую деятельность. Залогом успешного обучения детей на этом этапе является постоянное изучение ре­бенка, причем не только актуального уровня его развития, но главное — потенциальных возможностей, нужно опираться на по-ложительные качества личности, развивать их. В пропедевтический период учитель так строит урок, чтобы на нем выявлять знания учащихся, их готовность к обучению матема-тике и одновременно уточнять и формировать их представления о размepax предметов, пространственные и количественные пред-ставления.

Это возможно при условии тщательного планирования материала, Учитель ежедневно планирует, какие знания он должен проверить,

какие знания дать, какие умения и навыки сформировать. Приводим примерный план урока.

Тема урока: «Формирование представлений о размерах предметов: большоймаленький».

План урока

1. Выявление предела счета:

а) посчитай от 1 и дальше;

б) посчитай обратно;

в) посчитай эти карандаши;

г) считай обратно, убирая карандаши в коробку.

2. Формирование представлений о размерах предметов: боль­
шой — маленький:

а) выполнение практического задания в жизненной ситуа­
ции;

б) формирование представлений большой — маленький при
рассмотрении дидактического материала (пар предметов —
больших и маленьких).

Дифференциация картинок по размерам изображенных предме­тов: отобрать влево картинки с изображением больших предметов, вправо — маленьких.

Обводка в тетрадях больших и маленьких кругов. Закрашива­ние большой и маленькой репы.

3. Закрепление представлений о размерах предметов.
Лепка больших и маленьких шариков, яблок. Складывание
больших шариков и яблок в большую коробку, а маленьких шари-

ков и яблок — в маленькую коробку.


       
   
 
 


4. Игра «Угадай, в какой руке большой шарик».

Учитывая быструю утомляемость учащихся вспомогательной школы, невозможность удержать их внимание и работоспособ-ность в течение 45 мин, по решению педагогического совета школы урок в пропедевтический период может быть сокращен до 30—35 мин. В оставшиеся от урока 10—15 мин учитель органи-зует с учащимися подвижные игры на развитие количественных, пространственных и временных представлений, разучивает с уче­никами считалочки, песенки, связанные с движением, развитием чувства ритма, и т. д.

Большое внимание в пропедевтический период отводится рабо-те с тетрадью по математике. Учитель показывает ее отличие oт других тетрадей («Это тетрадь в клеточку»), рассказывает, как следует обращаться с этой тетрадью, прививает навыки бережного отношения к тетради, красивого расположения материала в ней.

Вначале учащиеся выполняют работу на тетрадных листочках В этот период выявляются графические возможности детей. В качестве поощрения учитель постепенно переводит учащихся на работу в тетради.

В период пропедевтики дети должны научиться владеть каран-дашом и ручкой, различать горизонтальные и вертикальные линей-ки, точки их пересечения, клеточку в тетради по математике.

Возможные упражнения.

1. Поставить точку; поставить точку на линейке.

2. Поставить точки на пересечении линеек.

3. Поставить точку в середине клеточки; поставить точку в левом (правом) верхнем (нижнем) углу клеточки.

4. Поставить точки по образцу, данному на доске (рис. 2).
Важно научить детей проводить линии по линейкам тетради.
1. Провести отрезок от точки до точки (направление линий и

отрезков должно быть различным).

Рис. 2

 

2. Сначала по линиям обвести клеточку, а затем выполнить про­стейшие орнаменты. Поставить одну и много точек внутри клетки.

3. Провести линию внутри клеточки.


Рис. 3 4.Сделать по образцу контурные рисунки по клеточкам

Наряду с расстановкой точек и проведением прямых линии по

линейкам в тетрадях необходимо уделить большое внимание об-

водке. С этой целью учитель подбирает шаблоны сначала круглые

(круги, овалы), а потом и более усложненной формы (яблоко,

груша, гриб). Шаблоны должны быть изготовлены из толстого

к

артона (можно использовать елочные игрушки), пластмассы или дерева. С целью научить учащихся обводить внутренние контуры используются прорезные трафареты.

Помимо обводки, надо научить детей заполнять (затушевывать)

контуры. Важно, чтобы учащиеся заполняли весь контур и не выхо-

дили за его пределы (рука при тушевке должна идти слева направо).

В пропедевтический период учащиеся учатся и штриховке, ко-

торая выполняется прямыми линиями в разных направлениях (го-

ризонтальными, вертикальными, наклонными), а также кривыми

(рис. 4). Они выполняют бордюры, позволяющие отделить одну

работу от другой, сделать расположение материала красивым.

Рис. 4 В этот период уделяется большое внимание формированию общеучебных умений и навыков учащихся, таким, как правильно сидеть, вставать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, выслу­шивать ответы товарищей, выполнять точно инструкции учителя, готовить учебные принадлежности к уроку, работать с учебником и раздаточным материалом и т. д. Предметом постоянного внима­ния учителя является: развитие речи учащихся, обогащение и уточнение их словаря, формирование умений рассказывать о соб-ственной деятельности и т. д.

Овладение пространственными и количественными представле­ниями, представлениями о размерах предметов, предусмотренны-


ми программой по математике, необходимыми навыками работы в коллективе учащихся класса позволит учителю доложить на педа-гогическом совете об окончании подготовительного периода и переходе к изучению систематического курса математики. Hа каждого ученика класса учитель составляет характеристику, в которой раскрывает состояние его общеучебных умений по про-грамме пропедевтического периода и состояние его математичес-ких знаний, моторно-двигательных возможностей, умений воспри-нимать помощь взрослых, хотя бы элементарно планировать пред-стоящие действия. Эти действия позволят правильно спланиро-вать фронтальную работу по математике с классом, правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с различной подготовкой к изучению систематического курса математики и разными способностями.

Только постоянное внимание к ребенку, желание прийти ему на помощь в любую минуту, тщательное изучение индивидуаль-ных особенностей каждого ребенка и его возможностей к разви-тию, поиски путей коррекции и развития могут обеспечить успех в обучении математике, сформировать желание заниматься ею и позволят формировать интерес к этому учебному предмету.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлена необходимость пропедевтического периода при обуче-нии математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида?

2. Какие дочисловые представления необходимо сформировать у учащих-ся 1-го класса школы VIII вида?

3. Какие виды заданий, упражнений в учебнике по математике для 1-го класса, формирующие представления о размерах предметов, направлены на развитие и коррекцию внимания, наблюдательности школьников?

4. Используя учебник математики и программу, спланируйте систему уроков по теме «Длинный — короткий, длиннее — короче, равные».

5. Пользуясь материалом, данным на с. 88 методики, проведите изучение состояния знаний по математике учащихся, поступивших в 0—1-е классы школы VIII вида.

Глава 8 METOДИKA ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определя-


ется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, научаются их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда, решаются простые ариф-метические задачи на нахождение суммы и остатка, Сформировать представления числа, счета и дать некоторые первоначальные свойства натурального ряда чисел у умственно отсталых первоклассников — задача чрезвычайно сложная. Ее pe­шение возможно лишь при широком использовании средств нагляд-ности, учете индивидуальных возможностей каждого ребенка, его прошлого опыта, тех общих и индивидуальных трудностей, которые возникают у учащихся при изучении чисел первого десятка.

Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблю-

даемых явлений приводят к тому, что у школьников с нарушением

интеллекта очень медленно формируются знание о числах, прак-

тические умения счета (вербального, количественного, порядково-

го, в прямом и обратном порядке числового ряда по единице и

равными числами по 2, 3 и т. д.).

Учащиеся, пришедшие в 1-й класс коррекционной школы, как правило, знают названия количественных числительных в опреде­ленном порядке в разных пределах, но называние числительных часто не совпадает с показом предметов: называние числительных отстает или опережает показ предметов. Например, называют пять, а показывают шестой предмет или третий.

Учащиеся с нарушением интеллекта 1-го класса нередко отка­зываются считать или допускают много ошибок при счете предме­тов, которые ранее не использовались в их опыте в качестве объектов счета, особенно если объекты счета даны в непривычном для учащихся положении в пространстве или на плоскости (на­пример, расположены вертикально, наклонно, вразброс).

Ученики не знают, откуда надо начать счет. Многие умственно отсталые ученики полагают, что считать предметы в горизонталь­ном ряду можно только слева направо. Если их просят пересчи­тать предметы справа налево, то они их не считают, а просто произносят все числа от 10 до 1. Это свидетельствует о стерео­типно заученном ряде числительных без понимания сущности счета. Следствием этого является и неумение считать от любого заданного числа. Как правило, умственно отсталые ученики, если их не обучить вариантам счета, могут считать только от единицы. Учащиеся с нарушением интеллекта, пришедшие в 1-й класс вспомогательной школы, затрудняются ответить на вопрос «Сколь-


ко?». Они каждый раз начинают пересчитывать предметы снова и снова, но не могут назвать и показать результат счета.

Большие затруднения испытывают учащиеся при определении общего количества разнородных предметов. Они отдельно пере-считывают каждую группу однородных предметов, не объединяя их в общую совокупность. Даже различие по цвету и размеру служит препятствием на пути объединения их в одну совокуп-ность. В коробке лежат пуговицы, наперстки, крючки. «Сколько всего вещей в коробке?» — спрашивает учитель. Ученик отклады-вает отдельно пуговицы, крючки, наперстки, раскладывает предме-ты в три ряда (в каждом из рядов только однородные предметы), отдельно их пересчитывает, но на вопрос не отвечает. Это свиде-тельствует о том, что у ребенка еще не сформировано понятие числа и счета.

У большинства учащихся нет различия между количественным и порядковым счетом: в ответ на задание показать 5 предметов ученик показывает пятый по счету предмет.

Наглядные пособия,

используемые при изучении чисел

первого десятка в 1-м классе

1. Предметные пособия:

а) предметы окружающей действительности: классная мебель,
учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи,
пуговицы, крючки, наперстки, игрушки (пуговицы и другие мел­
кие предметы объединяются в цепочки, нашиваются на картон);

б) специально изготовленные предметы для счета: палочки,
арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, счет­
ные подставки с вертикальными проволочками, рама с подвешен­
ными на шнурках шариками (таких шнурков с шариками 10);

в) геометрические фигуры;

г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т. д.

2. Иллюстративные пособия:

а) набор предметных картинок с изображением овощей, фрук­
тов, зверей, самолетов, машин;

б) изображения предметов от 1 до 10;

в) картины с изображением как однородных, так и разнород­
ных предметов, объединенных каким-нибудь сюжетом;

г) таблица «Числовая лесенка»;


д) набор подвижных цифр и знаков (демонстрационные и инди-

видуальные), фланелевые и наждачные цифры;

е) резиновые штампы цифр;

ж) таблицы правильного начертания цифр;

з) монетные кассы с набором монет в 1,5, 10 к., 1, 5, 10 р.;

и) серия таблиц по теме «Нумерация чисел первого десятка» (авторы серии М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская).

Для демонстрации пособий используются песочный ящик, на-борные полотна, демонстрационный стол, магнитные и фланеле-вые доски, экран и иллюстративные ленты с изображением объек-тов для счета.

Учитель школы VIII вида должен постоянно помнить, что толь-

ко демонстрация наглядных пособий не может обеспечить созна-тельного усвоения математических знаний. Необходимо использо-ваниe материала в предметно-практической деятельности.

Изучение каждого числа первого десятка происходит в следую­щей последовательности.

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого

урока — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), назва­нием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением коли-

чества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рас-смотреть количественные и порядковые отношения уже известно-го учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов пред­метных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).

На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пре­делах данного числа. Количество таких уроков зависит от величи­ны изучаемого числа и состава класса.

Рассмотрим подробно каждый этап работы над любым из чисел первого десятка.


           
   
 
 
 
   

Получение чисел

Покажем, например, получение числа 4. Учитель предлагает сосчитать листья. «Сколько здесь желтых листьев?» — спрашива-ет учитель, указывая на 3 листочка. Ученики пересчитывают и отвечают: «Здесь 3 листочка». «С дерева упал еще 1 красный лист. Посчитаем, сколько всего листьев стало. Как получилось 4 листочка? Сколько желтых листочков лежало? Сколько упало красных листочков? Сколько же стало листочков?» Затем рассмат-ривается получение числа 4 на других пособиях (счетных подстав-ках, счетах и т. д.). «Так как же получить число 4? К какому числу нужно прибавить единицу?» — этими вопросами учитель подводит учащихся на основе рассмотрения конкретных случаев получения числа 4 к обобщению: «Число 4 получится, если к трем прибавить один». Такой вывод могут сделать самостоятельно не все ученики 1-го класса, но некоторым он уже доступен. Затем учитель показывает, что если из четырех листочков «улетит» один листочек, то останется 3 листочка. Учащиеся убедились в новом способе получения числа 3.

При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся и с получе-нием числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной единицы.

К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем при­бавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Получение числа закрепляется различными упражнениями. Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 3 красные косточ­ки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 4. Наклейте или раскрасьте 3 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 3 клеточки синим каранда­шом. Сколько клеточек надо еще обвести, чтобы их стало 4? Положите 3 копейки. Сколько денег надо прибавить, чтобы полу­чилось 4 копейки?»

Учитель раздает каждому по 3 шарика: «Сосчитайте шарики и вылепите еще столько шариков, чтобы их стало 4». Учащимся, которые сами не справляются с таким заданием, учитель оказыва­ет помощь.

Далее учащиеся учатся считать элементы предметных совокуп­ностей из 4 элементов.


Учащиеся школы VIII вида должны по-нимать, что числа по-лучаются не только в результате счета, но и в результате изме-

Рис. 5

рения. Поэтому при получении чисел полезны и упражнения на укладывание мерки в полоске или отрезке и подсчет числа мерок сначала в полоске (рис. 5), а затем в мерной (масштабной) линей-ке. Линейка с нанесенной на ней сантиметровой шкалой является хорошим наглядным пособием при рассмотрении вопросов нумера-ции (в частности, получения чисел).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...