Н. Голубовская «Искусство педализации». Педализация в произведениях Л. Бетховена.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Музыка Б. – переломный момент фортепианной фактуры и тем самым педализации. Начав с гайдновской манеры письма, он раздвигает рамки фортепиано, предваряя в ср. и поздний периоды романтич. эпоху. Он первый начинает обозначать педаль. Первые пед. указания в сонате ор. 26 объединяют тремоло в траурном марше и сливают, растворяют последние такты первой части и финала. Но в сонате ор. 27 №2, Лунной, совершается подлинный переворот в использовании педали. Впервые появившийся в fp фактуре эффект мелодии, окутанной растворенным гарм. фоном. Этой частью Б. ввел бездемферный рояль. К этой звучности рояля он часто прибегает в последних сонатах. В той же лунной предписывает педаль на заключительных аккордах арпеджированных взлетов финала. Начальные арпеджио не слигованы, их можно играть либо без пед, либо на незначительной и меняющейся. Педальные указания Б. редки, это не означает, что в остальных случаях следует играть без пед. он указывает ее в противоречивых случаях, так, где она изменяет фактурную запись. В финале 1 сонаты и в п.п. и в закл. п. педаль выполняет лишь ритмическую и красочную функции, она не должна смазывать ритм. активность триолей, написанных автором без лиг. Бетховенские паузы и стаккато реальны, не стоит смазывать штрихи педалью. Он обращается с роялем как с оркестром. В начале 17 сонаты педаль на всю гармонию, а не только на аккорд. Обилие речевых, диалогических пауз, противопоставление штрихов не допускают педального обволакивания как основного выр. средства. Бетховен широко пользуется штрихом staccato. Допустима лишь педаль staccato, снимающаяся вместе с отрывом руки и иногда коротко подчеркивающая ритм-е опорные пункты. Свойство бетховенской мелодии, преимущественно в медленных частях, закл. в том, что каждая нота живет собственным гарм. смыслом. Мелодия настолько тесно сопряжена со своими басами, что сыгранная в отрыве от них, лишается содержания. Линия басов диктует педализацию. Часто басовый ход на октаву допускает гарм. чистое, но противное смыслу объединение пед-ю (басовые ходы в Adagio 8-й сонаты). Привыкшее к слитности позднейшей музыки ухо часто страдает «паузобоязнью». В 5-й сонате часто сливают педалью первый аккорд и одног. ответ, пауза между ними необходима. Никогда не следует забывать о прозрачности бетховенской фактуры — полифонической, полиритмической и полирегистровой. Излишняя педаль может утoпить много мыслей и звучаний. Но там, где педаль поддерживает разбушевавшуюся стихию, ее не надо бояться. В гарм. бурях Аппассионаты красочно-дин. роль педали существенна. Она нажимается до конца. В упомянутых выше примерах и везде, где Она создает ритмические пятна, возможна лишь неполная педаль. В концертах Б., начиная с 3-го, пед. играет большую роль. Обилие гарм. фигураций, арпеджио, иногда мощные унисоны, как в V концерте, восьмиголосные аккорды, более насыщенная по сравнению с первыми 2-мя концертами фактура оркестра требуют полнозвучия от рояля.
Педаль, предписанную Б-м, следует стараться исполнять. Однако это требует мастерства: чисто формального выполнения недостаточно. 19. Методика проведения урока. Педагог должен готовиться к уроку (учить, редактировать, анализировать, уточнять) - артикуляция, аппликатура, редакции, желательно меньше давать произв., которые сам проходил. Создание дружелюбной, доброжелательной и творческой атмосферы на уроке(зависит от увлечённости и интереса педагога к пьесам). Распределение времени на уроке. Разделение времени зависит от одарённости ученика. Младшие: проигрывать и беседовать о сочинении, знакомиться со всем новым через муз. словарь тут же или вместе, или самого ученика отправлять(жанры, термины). Выслушать задание от начала до конца (прерывать в редких случаях), а самому - анализ исполнения, наметить приёмы их преодоления. Воспит. навыки самостоятельности, если на уроке что-то проработали и чего-то добились, то дома закрепить. Не копировать педагога, любая трактовка приемлема, но соответствие авторскому тексту. Не стараться сделать всё на уроке, решается одна задача. Количество в качество. Ученики свои и чужие – одинаковое отношение. Начинать урок с полифонии. Урок может быть выстроен в 2ух направлениях.1-прослушивать репертуар - даются указания, 2-прослушать только 1-2 произвед., проработать подробно. Методика проведения урока зависит от возраста ученика. Нужно давать и трудные, и лёгкие произведения, как можно больше выпускать на эстраду, важно уметь дать задание (грамотно), вести дневник на каждого ученика.
20. Развитие навыков педализации. У клавес. нет педалей. 1ая - левая, т.к. звучание первого инструмента было резким. Кроме этого появлялись педали, которые несли колористическую функцию: п. – фагот, мандолина, турецкая, нежный колокол, тарелки, барабан. 1ые педальные обознач. – Гайдн Соната C-dur. Вопрос– с какого вида педали нужно обучать ребенка педализации – является одним из важнейших в методике. В книге Святозаровой-Крименштейн рекомендуется начинать с запаздывающей педали. Авторы аргументируют это тем, что такое обучение активизирует слуховую сферу учащегося. Также существует мнение, что целесообразно обучать с прямой педали, и оно является доминирующим. Ребенку нужно объяснить, что такое прямая и запаздывающая педаль, объяснить, что она продлевает звук и делает его богаче. Прежде, чем педализировать в музыкальном произведении, предложить специальные упражнения для формирования простейших навыков педализации. 1.Сначала нужно научить правильно нажимать педаль, с правильной опорой (опираться нужно на пятку, вес равномерно распределяется на 2 ноги), нужно следить за правильным положением ноги (нажимать только ½, 1/3 педальной лапки), нажатие и отпускание педали должно быть бесшумным (нельзя стучать и бить по педали), также не следует допускать высокого задирания ноги и отрыва ее от педальной лапки.
2. Сыграть звукоряд одним пальцем на нон легато с употреблением прямой педали (на «раз» нажимаем, на «и» отпускаем и т.д.), движения руки и ноги в этом случае совпадают. 3. Сыграть звукоряд на нон легато с использованием запаздывающей педали (на «раз» пальцем, на «и» нажимаем педаль) и таким образом отработать координацию между рукой и ногой. У Гнесиной существует целый сборник педальных упражнений, от самых простейших до сложных. После этих упражнений прямую педаль можно использовать в любом произведении на заключительной гармонии и достаточно скупую на протяжении произведения, для подчеркивания гармонической опоры. Вся педализация на начальном периоде обучения должна точно выписываться и браться в ритме. После освоения прямой педали, можно брать кантиленные пьесы, в которых встречается запаздывающая педаль (например, «болезнь куклы» Чайковского). Левую педаль нужно использовать только после того, как ученик уверенно овладеет правой. Нужно объяснить, что лев.педаль используется для изменения тембра, а не для достижения рр, которое может не получаться. Педаль – душа фортепиано. Применяя педаль, необходимо учитывать стилистические особенности исполняемого произведения. Учащемуся нужно объяснить, что в барочной и классической музыке педализация должна быть прозрачной и скупой. В романтической музыке без нее никак не обойтись, а в современной огромную роль играют педальные звуковые наплывы. Необходимо помнить, что использование педали связано со слухом и приучать к чистой педализации, учить слушать себя и не допускать неоправданного смешения гармоний. Виды педали по времени: прямая, запаздывающая, преждевременная. По глубине нажатия: полная, полупедаль, ¼ педали, 1/8 педали, тремолирующая. Функции: темброво-колористическая, динамическая (продлевает, усиливает звук), связующая, формообразующая (подчеркивает интонации, мотивы, фразы), ритмическая. Длинная педаль: яркий, глубокий бас, рельефная мелодия, на третий план - фигурации. Игумнов: «часть моего фортепианного звука - педаль».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|