Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая ступень общего образования (1-4 кл.)




Введение

В соответствии с конкурсом, объявленным Министерством образования и науки Российской Федерации «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения», определена структура компонентов государственных стандартов общего образования. Выделен тот пакет документов» которые наиболее важны для представления качественных нормативов. Весь пакет нормативных и рекомендательных документов -собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов - разрабатывается комплексно и представляет единое целое.

Одним из документов, обеспечивающих реализацию в образовательном процессе государственных образовательных стандартов общего образования, является Федеральный Базисный учебный план.

Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:

а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.

Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированных на ступени общего образования: начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Предлагаемые варианты Базисного учебного плана соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции образовательных стандартов общего образования (2005-2010 г.г.) - переход к разработке важнейших компонентов, обеспечивающих нормативное сопровождение и механизмы реализации стандартов общего образования второго поколения.

В настоящее время общеобразовательные учреждения Российской Федерации работают по двум Базисным учебным планам, которые явились основой разработки настоящих вариантов БУПа:

Базисный учебный план общеобразовательный учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 г. № 322).

Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федераг^ии, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Базисный учебный план 1998 года состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть Базисного учебного плана полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Федеральный Базисный учебный план 2004 года устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

В федеральном компоненте Федерального Базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится менее 10 процентов. Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В IX классе часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

Принципы построения Федерального Базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Федеральный Базисный учебный план 2004 года осуществляет переход к профильному обучению, что позволяет:

· создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

· обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

· установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

· обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.


1. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации

Пояснительная записка

Предлагаемый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных стандартов в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на 'освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный план представлен несколькими моделями, отражающими последовательность перехода от действующих нормативов к проектируемым, разработан с расчетом на 12-летнюю школу с учетом обязательного среднего образования, с началом обучения в 6,5 лет и одногодичной подготовкой детей в школе.

Предшкольное обучение

Предшкольное обучение является подготовкой детей к обучению в школе, но не годом школьного обучения.

Задача родителей, воспитателей и учителей, осуществляющих подготовку дошкольников к обучению, осуществлять все меры по всестороннему физическому, психическому и умственному развитию детей.

Задачи работы с детьми:

I. Охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

а) содействовать полноценному физическому развитию детей;

б) формировать привычку к здоровому образу жизни;

в) приобщать детей к миру физической культуры.

II. Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей.

1.. Деятельность:

а) создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия;

б) начать формирование способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности;

в) закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на конструктивное преодоление его;

г) формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в школе: развивать способность принимать учебную задачу, поставленную взрослым, учить детей предварительно планировать собственную деятельность и осуществлять ее пошаговый и итоговый контроль, совершенствовать произвольный контроль речевого и двигательного поведения, совершенствовать коммуникативные навыки, осуществлять специальную подготовку к школе;

д) формировать предпосылки трудовой деятельности.

2. Способствовать становлению сознания:

а) развивать речь детей, проводить подготовку к обучению грамоте;

б) способствовать познавательному развитию детей;

в) способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) формировать доверие ребенка к взрослому как к партнеру по внеситуативно-личностному общению;

в) формировать предпосылки морального развития ребенка;

г) продолжать формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения;

д) продолжать работу по формированию гуманистической направленности поведения у детей;

е) укреплять познавательное отношение к миру: формировать бережное и созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;

закладывать основы уважительного, заинтересованного отношения к другим культурам; укреплять детей в позиции созидателя и творца;

ж) продолжать развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

III. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Варианты БУПов в зависимости от продолжительности обучения по ступеням

Ступень обучения   Вариант БУПа I (начальное общее образование) II (основное общее образование) III (среднее (полное) общее образование)
1. 2. 3. 1-4 КЛ. 1-4кл. 1-6 кл. 5-9 кл. 5-10 кл. 7-10 кл. 10-12кл. 11-12кл. 11-12кл.

 

Базисные учебные планы состоят из двух разделов: федеральный и региональный компоненты, а также в них отведены часы на внеклассную учебно-познавательную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Эти часы не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования.

1.2.1. Вариант № 1 Базисного учебного плана.

Первая ступень общего образования (1-4 кл.)

Учебный план для первого звена школы является частью базисного учебного плана для 12-летней общеобразовательной школы РФ и ориентирован на общеобразовательные учреждения, в которых, обучение идет на русском языке. БУП выполняет функции нормативного документа федерального значения и обеспечивает:

1) реализацию права каждого гражданина РФ, достигшего шести с половиной лет, начать образование в школе,

2) возможность достижения Требований стандарта начального образования;

3) вариативность образования на его первой ступени.

БУП отражает следующие необходимые условия современного начального образования:

- срок обучения в начальном звене (не менее 4 лет);

- состав учебных предметов, обязательных для изучения;

- распределение учебного времени по учебным предметам;

- максимально допустимую недельную нагрузку учащихся. Базисный учебный план представлен двумя компонентами: федеральным и региональным.

Федеральный компонент Базисного учебного плана отражает инвариантное содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: приобщение школьников к общекультурным и национальным ценностям; готовность к продолжению образования в основной школе; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Вариативная часть БУП представлена региональным компонентом и дает возможность учесть особенности, образовательные потребности и интересы данного субъекта Российской Федерации. Этот компонент составляет не менее 8 % отводимого БУП учебного времени. Существенной частью регионального компонента является компонент образовательного учреждения (школьный компонент). Часы на школьный компонент определяют региональные органы управления образования. Региональный компонент может быть использован для увеличения часов на изучение отдельных предметов Федерального компонента БУП, на введение в учебный план курсов, в изучении которых заинтересован субъект РФ, а также конкретное образовательное учреждение. Использование регионального компонента осуществляется в рамках шестидневной учебной недели. В первом классе в соответствии с нормами СанПиНа, определяющими максимально допустимую нагрузку учащихся, региональный компонент отсутствует.

Вариант БУП может быть использован образовательным учреждением, осуществляющим обучение на русском языке.

Первый вариант БУП имеет следующие особенности. Образование осуществляется в структуре четырехлетнего срока (1-4) обучения при длительности уроков 35 минут (1 класс), 45 минут (2-4 классы). Обучение может быть организовано в рамках пятидневной и шестидневной учебной недели. В соответствии с нормами СанПиНа обучение в первом классе проходит только в рамках пятидневной недели.

Набор учебных предметов, предлагаемых в первом классе, отражает специфику целей и содержания первого года обучения. Так, в первом классе осуществляется обучение детей чтению и письму, а изучение систематических курсов русского языка и литературного чтения начинается со второго класса. Предусматривается изучение интегрированных предметов: «Грамота» (первый класс), который объединяет обучение чтению и письму. Обучение ведется по учебнику «Букварь». Изучение курса «Грамота» обеспечивает плавную адаптацию детей к школе, независимо от уровня их готовности к обучению.

Предмет «Окружающий мир» интегрирует естественнонаучные и обществоведческие знания, а в 1-2 классах включает и трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Предмет «Искусство» объединяет музыкальную, изобразительную деятельность детей и художественный труд.

Предмет «Физическая культура» не включается в аудиторные занятия, но учитывается как обязательный при определении предельно допустимой недельной нагрузки школьника.

Изучение иностранного языка осуществляется со второго класса (два часа в неделю), предмет «Информатика» изучается в третьем-четвертом классах по 1 часу в неделю.

В БУП выделена специальная графа - нормы времени, отводимые для домашних заданий, что обеспечивает предпосылки уменьшения учебной нагрузки младших школьников и является одним из условий здоровьесберегающего образования.

Базисный учебный план для общеобразовательной четырехлетней начальной школы*

Учебные предметы Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего
Федеральный компонент
Грамота    
Русский язык -        
Литературное чтение -        
Иностранный язык -        
Математика          
Окружающий мир          
Искусство (музыка, изо, художественный труд)          
Информатика      
Аудиторная нагрузка          
Физическая культура          
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка (пятидневная учебная неделя)          
Региональный компонент
         
Недельная учебная нагрузка (шестидневная учебная неделя)   .25    
Нормы времени, отводимые на домашние задания        

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...