Основные теоретические положения
Генерирование электрической энергии осуществляется на электрической станции, где напряжение поддерживается постоянным и передается по двухпроводной линии к приемникам электроэнергии, имеющим сопротивление R п. Линия электропередач имеет сопротивление r л, на котором часть передаваемого от генератора напряжения теряется (рис. 5). В условиях действующей электрической установки напряжение U 1 и сопротивление линии r л практически остаются неизменными, поэтому ток I зависит только от нагрузки, подключенной в конце линии, определяемой сопротивлением приемника электроэнергии R п. Кривые зависимостей потребляемой Р 2 и подведенной Р 1 мощностей, напряжения U 2 на зажимах приемника и коэффициента полезного действия η от силы тока показаны на рис. 6. При двух предельных значениях сопротивления R п – ∞ и 0 – потребляемая мощность равна нулю, так как в первом случае, когда линия разомкнута, ток в ней равен нулю, а во втором – напряжение U 2 равно нулю. Следовательно, некоторому определенному значению R п соответствует наибольшее (при данных U 1 и r л) значение мощности Р 2.
а б в Рис. 6. Кривые зависимостей P = f (I) (а), U 2 = f (I) (б) и η = f (I) (в)
Потребляемая мощность Р 2 максимальна, когда значение сопротивления нагрузки равно сумме значений сопротивлений устройств, передающих энергию. Выполнение условия R п = r л называется согласованием сопротивлений и применяется в устройствах электросвязи, автоматики и других, при этом η = 0,5, т. е. половина энергии теряется в линии. Такой низкий КПД совершенно неприемлем для электроэнергетических систем, где потеря энергии при передаче не должна превышать 10 %. В режиме холостого хода, когда линия разомкнута (R п = ∞), ток в ней равен нулю. В режиме нагрузки при уменьшении R п ток будет возрастать. В режиме короткого замыкания, когда R п = 0, ток достигнет максимального значения и при неизменном напряжении будет определяться только сопротивлением линии электропередачи r л, т. е. .Значение тока короткого замыкания значительно превышает значение номинального тока и является опасным для всех элементов электрической цепи, поэтому в цепях предусматривают защиту от режима короткого замыкания плавкими предохранителями и другими специальными автоматическими устройствами.
В нормальных условиях работы происходит падение напряжения на омическом сопротивлении r л при протекании тока I в линии: . Падение напряжения пропорционально току и сопротивлению линии. При постоянном напряжении U 1 на шинах линии напряжение на зажимах электроприемника будет меняться:
. (20)
Экспериментально падение напряжения может быть определено как разность напряжений: . Сопротивление проводов электрической линии также определяется опытным путем на основании закона Ома:
. (21)
Подведенная мощность источника электрической энергии
, (22)
где P 2 – мощность приемника; Δ P – потери мощности в линии,
. (23)
Зная подведенную Р 1 и потребляемую Р 2 мощности, можно определить коэффициент полезного действия линии передачи по формуле:
, (24) где ; , или (24а)
Для сокращения потерь в линии и увеличения КПД следует уменьшать ток в проводах, что при неизменной передаваемой мощности вызывает необходимость применения более высокого напряжения для передачи электрической энергии на значительные расстояния. Рассмотрим пример, подтверждающий это положение. Пусть мощность Р 1 передавалась при напряжении U 1. Затем напряжение в линии повысили в 10 раз: . Подсчитаем потери в линии для такого напряжения при условии, что мощность P 1 осталась неизменной, а сопротивление линии равно r л.
Ток в линии при напряжении U 1
(25)
Ток в линии при напряжении
(26)
Потери в линии при напряжении U 1
(27)
Потери в линии при напряжении
(28)
т. е. потери в линии при повышении напряжения в 10 раз уменьшились в 100 раз.
Схема установки Для проведения исследований необходимо собрать схему установки (рис. 7), питание которой осуществляется постоянным током. Двухпроводная линия электропередачи в схеме имитируется двумя одинаковыми сопротивлениями.
Читайте также: C - Мазхабы «итикади» (теоретические направления) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|