Условия существования, сущность, достоинства и недостатки холдинговых компаний.
Хо́лдинговая компа́ния (от англ. holding company «владеющая компания») — материнская компания, контролирующая все другие (дочерние) компании в холдинге, посредством доминирующего участия в их уставном капитале либо иным образом, имея возможность определять их хозяйственную деятельность.Контроль может осуществляться непосредственно, либо опосредованно, когда материнская компания контролирует другое (дочернее) хозяйственное общество, которое, в свою очередь, контролирует третье, дочернее по отношению к нему, хозяйственное общество и т.д. Хотя в российском законодательстве оба общества рассматриваются по отношению к холдинговой компании как дочерние, в экономической литературе иногда используется термин «внучатое общество» для определения такого, опосредованного, контроля. Холдинговая компания(холдинг) — по законодательству РФ предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. При этом под "контрольным пакетом" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия (отклонения) определенных решений на общем собрании его участников и в его органах управления. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с учетом особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий. Х.к. и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытых. Х.к. может быть дочерним предприятием другой компании. Холдинги кредитных организаций образуются путем получения кредитной организацией (основной кредитной организацией) в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договором, который дает возможность определять решения, принимаемые указанными кредитными организациями.
ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ - разновидность акционерных кампаний или корпора-ций. Суть этого предпринимательского образования сводится к владению одной основной (родительской) кампанией частью ценных бумаг дочерних кам паний, входящих в холдинг. Вхождение кампаний в холдинги не связано с контрактами или соглашениями между членами холдинга. В этом заключается главное отличие холдингов от концернов. В США подобные формы реализациипредпринимательской деятельности в настоящее время распространены в бан ковской сфере. Крупные банки путем приобретения акций и других ценных бумаг более мелких банков, а также промышленных предприятий получаютвозможность контролировать деятельность своих дочерних компаний. По законодательству РФ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИЕЙ является любое предприятие, не зависимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов ХОЛДИНГОВОЙКОМПАНИИ, называются "дочерними предприятиями". Понятие "контрольный па кет акций" означает любую форму участия в капитале предприятия, котораяобеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных ре шений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ и их дочерние предприятия в РФсоздаются в форме акционерных обществ открытого типа. ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ может быть дочерним предприятием другой компании. ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ имеет право осуществлять инвестиционную деятельность, в т.ч. поку пать и продавать любые ценные бумаги. ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ создаются длясодействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ или кому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим ли цам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ (за исключением экспортных операций), а также регулирование ХОЛДИНГОВОЙКОМПАНИЕЙ в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услу ги).Компания, головное предприятие, управляющая деятельностью или контролирующее деятельность других предприятий, компаний с целью управления, руководства ими и получения дивидендов. При этом сама холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
Преимущества и недостатки Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как правило, менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.Эффект объединения хозяйственных обществ в холдинг как синергетический эффект системы заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами: - реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала; - минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не входящими в него, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
- возможностью производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) вследствие создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки; - значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы предпринимательской деятельности в другую; - возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности; - объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства; - возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику; - имиджем крупной и влиятельной интегрированной структуры; - возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах. Так, с 1 января 2008 года при переводе прибыли из дочерней компании в материнскую в форме дивидендов налог на прибыль платить с них не надо, если материнская компания владеет контрольным пакетом "дочки" больше года, этот пакет стоит более 500 млн. рублей и "дочка" не зарегистрирована в офшоре. Принятие данного закона выгодно многим российским холдингам, так как достигается экономия на налоге на прибыль в сотни млн. рублей; - гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, определении степени их автономии; - облегченностью процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций); - устойчивостью и стабильностью (нельзя добровольно выйти из состава холдинга);
- ограниченным риском ответственности (основное общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами); - распределением коммерческих рисков (особенно для диверсифицированных холдингов); - возможностью спекуляций на акциях дочерних обществ; - эффективностью финансового и налогового планирования; - конфиденциальностью контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке холдинговой пирамиды.
- отсутствие внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом; - бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры; - неоптимальное налогообложение участников холдинга, отсутствие "налогового единства" холдинга; - сложность управления холдинговым объединением: а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы; б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот); - отсутствие адекватного нормативно-правового регулирования холдингов; - отсутствие особенностей правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью внутри холдинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|