Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что означает принцип «богооткровенности» в средневековом философском понимании?




Принцип осмысления и переработки мыслительного материала в христианской теологии - ревеляционизм, или принцип богооткровенности.

48. Что является источником Добра и Зла для средневековой схоластики? Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости окружающий мир всецело сотворен Богом, следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром. Зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога, поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей. В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

49. Как рассматривалась проблема соотношения свободы воли человека и божественного предопределения в эпоху средневековья? В средневековой философии воля в человеке выступала на первый план, по аналогии с тем что Бог имеет свободную волю. Центр этики становиться в вере, которая переноситься из античного разума в средневековую философию. Без Божественного предопределения человек не может преодолеть греховных влечений. Человеческая воля с помощью божественной благодати приобретает способность хотеть добра и творить его, а потому продвигаться по пути праведности при помощи добрых дел.

50. Как соотноситься «вера» и «разум» в схоластике? Схоластом Фомой Аквинским была пред­принята попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, со­гласно утверждению Фомы Аквинского, не должны противо­речить друг другу, ибо исходят из одной и той же основы -Божественного Разума, как первоисточника высших истин.

51. Как понимается проблема Бытия в средневековой философии? Средневековая философия не противопоставляет материю и идею, материализм и идеализм. То, что древнегреческие философы считали единой сущностью — бытием, средневековая философия разделяет на: бытие (существование) – показывает, есть ли вещь вообще и сущность — характеризует вещь. Сущность может иметь место и без бытия. Чтобы стать бытием, сущность должна быть сотворена Богом. Бестелесная сущность витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Только в Боге сущность и существование совпадают.

52. Какой смысл был заложен в понятии «град божий» и «град земной» Августином? Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, содержанием которых является противостояние «градов» - божьего и земного. «Божий град» представляет меньшую часть человечества - это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в «земном граде», напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью.

53. Назовите смысл дискуссии между сторонниками «номинализма» и «реализма» в эпоху средневековья? Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего. Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности, мысль и бытие тождественны. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы. Считали, что существует не один, а три Бога.

54. Кто был автором и сторонником теории «двух истин» (истины веры и истины разума) в схоластике? И в чем смысл этой теории? Фома Аквинский, а сторонники Сигера Брабантского, Уильяма Оккама. Он выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Веры, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, познающую истину силой человеческого интеллекта. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, со­гласно утверждению Фомы Аквинского, не должны противо­речить друг другу, ибо исходят из одной и той же основы - Божественного Разума, как первоисточника высших истин.

55. Каким образом Ф.Аквинский пытался рационально обосновать бытие Бога? • движение: все, что движется, движимо кем-то другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

56. Назовите специфические черты и основных представителей средневековой исламской философии и культуры? Специфические черты исламского типа культуры: религиозный характер, строгий запрет на изображения Бога, новаторство не свойственно, как правило, используются приемы и темы искусства завоеванных народов, отсутствие единого стиля, не характерен реализм, так как ислам запрещает изображать живых существ. В средневековый период возникают и получают развитие пять основных философских направ­лений и школ. Философия состояла из двух основных разделов: теоретического и практического. Теоретическая философия включала в себя три части: наука о природе (состоящая из медицины и химии), наука о Боге и математические науки. Практическая философия разделялась на этику, экономику и политику. Средневековую исламскую философию отличает полемический дух и систематизм.Представители Аль- Газали, Ибн Рушд, Ибн Сина

57. Что означает термин «Возрождение», когда и где он появился? Эпоха Возрождения (Ренессанс) возникла в XV-XVIв.в. в Европе, означала кризис феодального строя и зарождение капитализма. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом - от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства.

58. Назовите основные черты философии и мировоззрения эпохи Возрождения? К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания) • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству • широкое распространение идеи социального равенства. Искусство и гуманитарные знания занимают ведущее место в мировоззрении этой эпохи.

59. Назовите основные черты философии и мировоззрения Нового времени? Наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Социальные преобразования, связанные с ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Философия уже опирается на науку, общество идёт по пути научно-технического прогресса, проходит своё становление экспериментально-математическое естествознание. Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы удовлетворяла новая теория познании в философии. Продолжается полемика между двумя направлениями – эмпиризм и рационализм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...