Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему науку можно рассматривать и как социальный институт?




Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Социальное назначение науки заключается в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, увеличить разумную власть общества над природой, способствовать совершенствованию общественных отношений, гармонизации человеческой личности. Современная наука благодаря своим открытиям и изобретениям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Но сокровища науки пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям.

Что такое «этос науки»?

ЭТОС НАУКИ

— совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека? Э.н. предполагает наложение моратория на определенные исследования, если ученые понимают, что это чревато для человечества неожиданными последствиями. Многочисленные этические проблемы вызваны сегодня проблемой эвтаназии.

Почему наука рассматривается как часть историко-культурной среды общества?

Наука, является важнейшим элементом культуры. Науку характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Общекультурное предназначение техники — освобождение человека от “объятий” природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жёсткой природной необходимости, человек на её место, поставил жёсткую техническую необходимость. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них. Оказывая воздействие на интеллектуальную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд. Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию. Наука, в результате своего исторического развития, превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой.

Каковы особенности научного знания?

1)Системность - системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

2) Объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения.

3)Теоретичность - теории, гипотезы, законы и другие идеальные формы, закрепленные в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.

4) Доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Какова структура научного знания?

В структуре научного знания выделяют 3 уровня

1) Эмпирический. На этом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

2)Теоретический – объяснение объективной реальности. Но описывает он непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.

3)Метатеоретический - содержит общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.

В чем отличие современной науки от средневековой схоластики?

Средневековая схоластика превратила логику в простой инструмент ведения словесных диспутов, в орудие истолкования текстов «священного писания», в чисто формальный аппарат. Способ организации богословия — высокоразвитого метода представления материала, делающему тонкие различия и пытающемуся достичь исчерпывающего взгляда на богословие. Не разрешались любые научные эксперименты. В современной же науке любые исследования должны доказываться научными экспериментам.

Назовите нормы и идеалы научного познания.

Научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки выявлены: а) познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института. В их системе познавательных идеалов можно выделить: 1) идеалы и нормы объяснения и описания, 2) доказательности и обоснованности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

 

 

Чем отличаются гипотеза и научная теория?

Гипотеза – это недоказанная теория. То есть не были выполнены соответствующие эксперименты для доказательства гипотезы и превращения ее в научную теорию или ее опровержения. Гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений, и поэтому выглядит правдоподобно.

Научная теория – это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...