Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития крупного бизнеса. Современные подходы к теории крупной корпорации




Современная фирма. особенности фирменной структуры российской экономики

Современная фирма – это организационная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, выживание и процветание которой зависит как от внутренней координации, так и от эффективности взаимодействия с внешней средой.

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики..

На эффективность деятельности фирмы оказывает большое влияние ее организационная структура, которую можно представить в виде двух субструктур – организационной структуры производства и организационной структуры управления и обслуживания.

Организационная структура производства – это внутрифирменный состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих функции по производству продуктов и услуг потребительского или производственно-технического характера. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. Между ними в одном случае могут существовать, а в другом – нет, связи, построенные на принципах технологических отношений. Если таковые присутствуют, то их реализация осуществляется путем согласования экономических отношений.

Организационная структура управления и обслуживания – это состав органов управления фирмой, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также установлены методы их выполнения.

Организационная структура фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому ее схема должна отражать направления хозяйственной деятельности, состав технического капитала, кадровый состав, распределение производства между предприятиями фирмы, целевую ориентацию сбыта продукции и др. В организационной структуре фирмы должны быть отражены условия, обеспечивающие не только хозяйственную миссию, но и выработку долгосрочной стратегии достижения целей фирмы, а также образование управленческих механизмов осуществления этой стратегии через систему планов.

Эффективность действующей организационной структуры фирмы определяется результатом ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе же проектирования новой или реорганизации прежней структуры приходится прибегать к критериям, которые можно разбить на четыре группы.

Первая группа – критерии статистической эффективности, т. е. показатели эффективности производства. Организационная структура при этом рассматривается в условиях относительно стабильного спроса со стороны постоянного круга потребителей на продукцию, мало изменяющуюся во времени.

Критерии второй группы измеряют организационную структуру с позиции маневренности производства. Следовательно, они оценивают способность фирмы быстро и эффективно изменять параметры производства в рамках выбранного направления деятельности (изменения уровня спроса или действий конкурентов, имеющих для фирмы ряд последствий: снижение цен на товары, падение доли на рынке и обусловленное этим упадком снижение рентабельности капитала).

Критерии третьей группы позволяют судить о гибкости фирмы в решении вопросов стратегии или о ее способности реагировать на изменения характера деятельности, а не ее величины. (Сфера применения – те направления предпринимательской деятельности, в которых происходит быстрое устаревание изделий, изменение технологий, появляются новые возможности, связанные с выходом на международные рынки)

Четвертая группа – критерии динамики структуры, которые также позволяют оценивать способность фирмы изменять свои организационные формы, приспосабливать организационную структуру к существующим условиям. В идеальном варианте способность к изменениям должна быть заложена в самой природе структуры. В этом случае приспособление будет быстрым и пройдет без снижения эффективности работы фирмы. Как показывает практика, наиболее динамичными являются организационные структуры, в которых в максимальной степени децентрализовано принятие решений по принципу «каждому исполнителю предоставлено право самостоятельно организовывать свою деятельность».


Тенденции развития крупного бизнеса. Современные подходы к теории крупной корпорации

 

Экономический рост и технологический прогресс в развитых странах в основном происходят ЗА СЧЕТ деятельности крупных корпораций. В особенности их позиции сильны в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.

Можно выделить четыре основных причины, стимулирующих рост корпораций:

1. Технологическую экономию, т.е. стремление к получению прибыли на масштабе производства. В результате автоматизации и усиления специализации, рост производства приводит к сокращению средних издержек на единицу продукции.

2. Экономию на росте, т. е. на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Такая экономия образуется в результате несбалансированности роста фирмы, что приводит к постоянному возникновению новых неиспользуемых в данный момент времени производственных и финансовых ресурсов. Экономия от их использования становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Благодаря этому образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.

3. Экономия на транзакционных издержках. Это расходы, связанные с функционированием рыночной системы, сократить их можно путем ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, а также диверсификации.

4. Стремление к получению конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных или мировых рынках, которые включают в себя:

‑ общий объем операций фирмы;

‑ рыночные квоты;

‑ выгоды от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм;

‑ возможности внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов в зависимости от особенностей национального государственного регулирования, изменения валютных паритетов, национальных систем цен, тарифов;

‑ возможность оперативного реагирования на изменение обстановки на мировых рынках.

Однако, несмотря на то, что крупные промышленные концерны продолжают играть решающую роль в экономике, со временем (с учетом изменяющихся условий хозяйствования) такая концентрация производства достигает пределов эффективности и целесообразности, что соответственно ведет к неуправляемости, бюрократизации управления, падению производительности труда. В результате этого технологически обусловленная экономия на масштабе производства при дальнейшем росте компании поглощается издержками на содержание аппарата управления, на поддержание контроля над деятельностью всех подразделений.

Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо уметь приспосабливаться к изменяющейся ситуации, обладать гибкостью, быстротой реакции, возможностью быстро внедрять и осваивать новые технологии. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению размеров создаваемых предприятий, а крупные промышленные гиганты приступили к реорганизации своих предприятий.

Современная теория корпорации должна рассматривать корпорации во взаимосвязи с ее внешней и внутренней средой, которые постоянно усложняются, что обусловливает использование в отношении корпорации понятия сложноорганизованной системы, а в какой-то мере и самоорганизующейся, поскольку современные организационные формы корпорации (например, сети) предполагают отсутствие строгой иерархической подчиненности и единоначалия в управлении, которая заменяется механизмом координации и регулирования деятельности составных частей корпорации (сети). В этой связи представляется возможным использование методологии синергетического подхода для исследования и объяснения сущности и эволюции развития корпорации.

В соответствии с синергетическим подходом корпорация является сложной открытой самоорганизующейся системой, эволюция которой связана с кооперативным поведением ее составных частей, которое определяет вектор развития корпорации. Открытость корпорации как системы предполагает наличие тесных обратных связей со средой. Для корпорации, как самоорганизующейся системы, характерно нелинейное развитие, обусловленное взаимным влиянием корпорации и ее внешней среды (социума) на будущее состояние системы (корпорации). Таким образом, корпорации и общество неразрывно связаны, представляя разные уровни одной сложной нелинейной системы. Все это позволяет говорить о необходимости развития теории социально-ориентированной корпорации, объединяющей неоклассический, когнитивный, институциональный, эволюционный и сетевой подходы на базе синергетической парадигмы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...