Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти.




Монополия – это состояние рынка, при котором на нем действует один продавец (единственный производитель-гигант), а потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и тд. Несовершенство конкуренции достигает наивысшей степени.

К чертам монополии следует отнести:

· Уникальность и незаменимость продукции (электроэнергия, ж/д);

· Единственная фирма-гигант;

· Непреодолимые барьеры;

· Полная информация (монополист точно знает объемы рынка, может точно отследить объемы продаж, изменить цену).

Монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где защищена системой практически непреодолимых барьеров:

· Преимущества крупного производства (Большие размеры фирмы создают значительные преимущества в издержках. Чем крупнее компания, тем ближе она к 100% охвату рынка, тем значительнее ее преимущество в издержках). (это относится в основном к естественным монополиям)

· Легальные барьеры (Самый распространенный источник легальных барьеров – права собственности на ресурсы (земля с особыми свойствами, уникальные источники сырья), права интеллектуальной собственности (патент на 20 лет). Также легальные барьеры проявляются когда гос-во предоставляет исключительное право производства только одной фирме по соображениям национально безопасности (в некоторых странах продажа оружия, наркотических веществ для медицины, алкоголя осуществляется только 1 фирмой).

· Нечестная конкуренция (Крупный производитель обладает большим преимуществом перед мелкими конкурентами – обратиться к руководству фирм-партнеров с ультиматумом; демпинг – умышленная продажа продукции ниже себестоимости; реклама


 

 

Анализ рыночного поведения фирмы монополиста:

1) Объяснить график (палочки от суши, знак найк, над найком лодочка. Потом объясни названия и где с чем пересекается)). Данный график справедлив не только для отдельной фирмы, но и для всей отрасли, он отражает процесс выбора оптимального объема производства монополистом, процесс установления рыночного равновесия, а именно объем производства – Qm, соответствующем точки пересечения кривых предельного дохода и издержек (МС=МR). Проекция на кривую спроса (точка Qm) задаст равновесную цену Pm. Сама же точка Qm отражает не только ценовой и количественный оптиум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия.


2) Больная крутизна линии D характеризуется низкой эластичностью спроса из-за уникальности и незаменимости, а так же из-за отсутствия конкурирующих товаров. При монополии степень несовершенства достигает максимума. При этом наблюдается:

· Сильное недопроизводство товаров по (Qm<<Qo)

· Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (Pm>>Po)

· Тенденция к постоянному получению экономической прибыли


17. Виды монополий. Локальная монополия.

Монополия – это состояние рынка, при котором на нем действует один продавец (единственный производитель-гигант), а потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и тд.

Монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где защищена системой практически непреодолимых барьеров:

· Преимущества крупного производства (Большие размеры фирмы создают значительные преимущества в издержках. Чем крупнее компания, тем ближе она к 100% охвату рынка, тем значительнее ее преимущество в издержках).

· Легальные барьеры (Самый распространенный источник легальных барьеров – права собственности на ресурсы (земля с особыми свойствами, уникальные источники сырья), права интеллектуальной собственности (патент на 20 лет). Также легальные барьеры проявляются когда гос-во предоставляет исключительное право производства только одной фирме по соображениям национально безопасности (в некоторых странах продажа оружия, наркотических веществ для медицины, алкоголя осуществляется только 1 фирмой).

· Нечестная конкуренция (Крупный производитель обладает большим преимуществом перед мелкими конкурентами – обратиться к руководству фирм-партнеров с ультиматумом; демпинг – умышленная продажа продукции ниже себестоимости; реклам


 

Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий:

- чистая монополия – отрасль состоит из одной фирмы. В масштабах страны ситуация нереальная, но если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация будет типична (1 электростанция, 1 аэропорт, 1 банк)

- Естественная монополия - основана на положительной экономии от масштаба производства, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно. (РЖД)

Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

- административная монополия – базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Такой монополии гораздо в меньшей степени угрожает конкуренция, тк производство курируется прямо или косвенно данным министерством.

- локальные - обусловлен высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

Локальные монополии это отрасли, предприятия, где невозможна конкуренция по экономическим, технологическим, экологическим, естественно территориальным причинам. К ним относятся не только предприятия-поставщики (тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения), но нередко и организации, обслуживающие жилищное хозяйство.
18. Монопсония и ее роль в российской экономике.

Главная характеристика монопсонического рынка – наличие единственного возможного потребителя. Отсюда вытекают следующие признаки:

- единственный покупатель волен диктовать свою цену на закупаемую продукцию, и его ограничивает лишь риск межотраслевого перелива. Если у его поставщиков будет слишком низкая норма прибыли, они могут перепрофилировать производство. Исходя из этих соображений монопсонисту выгодно держать приемлемую для обеих сторон рыночного обмена цену;

- множество продавцов-производителей жестко конкурируют между собой, им выгодно стремиться максимально снизить издержки производства, поскольку для них это единственный путь повышения рентабельности; рынок монопсониста стимулирует рост эффективности производства.

Чистая монопсония встречается достаточно редко.

Примерами чистых монопсоний выступают государственные структуры – единственные покупатели определенных товаров и услуг. Например, в России – Министерство обороны (для рынка вооружений) или Федеральное космическое агентство (для рынка ракетостроения).

Достаточно часто встречается монопсония на рынке труда. Например, если экономика небольшого города завязана на единственное предприятие,

Монопсония на рынке труда означает наличие единственного покупателя трудовых ресурсов.

Основные признаки:

- сосредоточение основной части занятых отрасли на одной фирме

- полное отсутствие мобильности работников не имеющих реальной возможности сменить работодателя

- отстутствие профсоюзов или иных форм объединения занятых.

Результатом существования таких условий становится установление монопсонистом контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.

Активно содействовать ограничению монопсонии обязано государство, т.к. рынок не в силах справится с этой проблемой самостоятельно, тк конкуренции нет. В этом случае государственное вмешательство не является антирыночной мерой. Оно может установить минимальную заработную плату для монопсониста и тем самым заставить фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок.
19. Монопольная власть и ее измерение.

Монополия – это состояние рынка, при котором на нем действует один продавец (единственный производитель-гигант), а потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и тд.

Монопольная власть - это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией.

При определении концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших фирм: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным показателем с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, тк именно она показывает, какую часть общего предложения товара контролирует данная фирма.

Для измерения степени контроля рынка ведущими фирмами экономисты предложили ряд показателей:

Наиболее простым из них является уровень концентрации – concentration ratio, он отражает суммарную долю определенного числа крупнейших фирм на рынке. Например, CR3 равен сумме рыночных долей трех ведущих фирм, CR8 – доле 8 лидеров и тд.

Самым распространенным методом измерения является индекс Херфиндаля-Хиршмана. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются от наибольшей к наименьшей: Ihh=S12 +S22+…+Sn2, где S – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в %.

Чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так при чистой монополии, где 100% контролируются одной фирмой, индекс достигнет своего максимума = 10 000.

Обычно рынок считается безопасным, если Ihh < 1000.

Еще один из наиболее известных методов измерения монопольной власти является индекс Лернера. Основанный на утверждении, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

В условиях совершенной конкуренции MC=P, следовательно I=0. Если I >0, фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.


Pm – монопольная цена

MC – предельные издержки

Е – эластичность продукции


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...