Рынок: понятие, функции, основные черты. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения. Рынок выполняет несколько функций в экономике: 5. Санирующая. Рынок оздоравливает экономику, освобождая ее от убыточных предприятий. Происходит дифференциация производителей. Неконкурентоспособные предприятия вымываются рынком, устаревшие исчезают.
Основные черты: · конкуренция; 2многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);3полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;4свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;ориентированный на покупателя рынок. Классификация. По объектам обмена: 1. рынки средств производства2рынок товаров и услуг3финансовый рынок4рынок интеллектуальной собственности По территориальному признаку: 1. местный2региональный3национальный4мировой По степени насыщенности: 1. равновесный (спрос = предложение) 2. дефицитный (спрос > предложение) 3. избыточный (спрос < предложение) По характеру продаж: 1. оптовый 2. розничный По степени соблюдения законности: 1. легальный (официальный) 2. нелегальный (теневой) 3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный») По степени конкуренции: 1. конкурентный (совершенная конкуренция) 2. с монополистической конкуренцией 3. олигопольный(тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм) 4. монополия Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить: - обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов; - распределение товарных потоков по отраслям, регионам; - формирование рыночной конъюнктуры; - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- достижение сбалансированности рынка. Биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой. Кредитно-финансовая система. Эта система включает в себя банки и небанковские финансовые институты. Последние включают в себя: инвестиционные компании, сберегательные кассы, страховые компании, частные пенсионные фонды. Налоговая система государства. Ее основу составляют налоги – это абсолютная или процентная доля дохода физических или юридических лиц, которая перечисляется в бюджет государства. Цель государственных финансов как элемента рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики посредством перераспределения денег из одной ее части в другую. Рынком труда. Государство заинтересовано в создании специализированных учреждений, которые решают проблемы занятости. Такие учреждения называются биржами труда, они подыскивают работу официально зарегистрированным безработным, организуют их переобучение и переквалификацию. 11 Конкуренция в механизме рынка, ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Выделяют следующие функции конкуренции: § выявление или установление рыночной стоимости товара; § выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда; § регулирование перелива средств между отраслями и производствами. Виды конкуренции: 1. Функциональная конкуренция — различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность. 2. Видовая конкуренция — лучше удовлетворяет потребность в товаре с более высокими потребительскими качествами. 3. Межфирменная конкуренция — преимущество на рынке имеет тот, кто лучше овладел вниманием потенциальных потребителей. Успех на современном рынке имеет то предприятие, которое смогло обеспечить разнообразие ассортимента выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, увеличить ценности потребительских свойств продукции при одновременном незначительном повышении цены на нее, концентрацию своих усилий на создании новых сегментов и новых ниш рынка.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели. Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются: 1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства; 2. отсутствие ограничений на количество участников рынка; 3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке; 4. свободные цены; 5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство. Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка. Признаками несовершенной конкуренции являются: 1. демпинговые цены 2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров 3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам) 4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации 5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров 6. умалчивание важной для потребителя информации Потери от несовершенной конкуренции: 1. неоправданный рост цен 2. увеличение издержек обращения 3. замедление научно-технического прогресса 4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках 5. падение эффективности экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|