Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок: понятие, функции, основные черты. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.




Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения.

Рынок выполняет несколько функций в экономике:
1. Регулирующая. Рынок является регулятором производства, всей экономики. Например, с увеличением спроса на товар цены растут, и ресурсы устремляются в соответствующую сферу экономики.
2. Стимулирующая. Через механизм ценообразования и конкуренции рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на единицу продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента благ и услуг.
3. Информационная. Рынок выдает ценовые сигналы, что надо производить и в каком количестве. Рост цены дает потребителям сигнал, что нужно экономить данный товар, а производители начинают производить больше этого товара. Через цены рынок сообщает о наличии или отсутствии товаров, об издержках производства и полезности благ.
4. Посредническая. Рынок соединяет производство с потреблением. Он фиксирует признание (или непризнание) обществом созданного блага. Если продано, значит, обществу это нужно. Таким образом, рынок уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики.

5. Санирующая. Рынок оздоравливает экономику, освобождая ее от убыточных предприятий. Происходит дифференциация производителей. Неконкурентоспособные предприятия вымываются рынком, устаревшие исчезают.
6. Социальная. В процессе санирования происходит увеличение удельного веса эффективно работающих предприятий и экономический рост в целом. В результате растут доходы населения, растет жизненный уровень. Рынок предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.

Основные черты:

· конкуренция; 2многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);3полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;4свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;ориентированный на покупателя рынок.

Классификация.

По объектам обмена:

1. рынки средств производства2рынок товаров и услуг3финансовый рынок4рынок интеллектуальной собственности

По территориальному признаку:

1. местный2региональный3национальный4мировой

По степени насыщенности:

1. равновесный (спрос = предложение)

2. дефицитный (спрос > предложение)

3. избыточный (спрос < предложение)

По характеру продаж:

1. оптовый

2. розничный

По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный)

2. нелегальный (теневой)

3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени конкуренции:

1. конкурентный (совершенная конкуренция)

2. с монополистической конкуренцией

3. олигопольный(тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм)

4. монополия

Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:

- обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;

- распределение товарных потоков по отраслям, регионам;

- формирование рыночной конъюнктуры;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- достижение сбалансированности рынка.

Биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой.

Кредитно-финансовая система. Эта система включает в себя банки и небанковские финансовые институты. Последние включают в себя: инвестиционные компании, сберегательные кассы, страховые компании, частные пенсионные фонды.

Налоговая система государства. Ее основу составляют налоги – это абсолютная или процентная

доля дохода физических или юридических лиц, которая перечисляется в бюджет государства.

Цель государственных финансов как элемента рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики посредством перераспределения денег из одной ее части в другую.

Рынком труда. Государство заинтересовано в создании специализированных учреждений, которые решают проблемы занятости. Такие учреждения называются биржами труда, они подыскивают работу официально зарегистрированным безработным, организуют их переобучение и переквалификацию. 11 Конкуренция в механизме рынка, ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция.

 

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Виды конкуренции:

1. Функциональная конкуренция — различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность.

2. Видовая конкуренция — лучше удовлетворяет потребность в товаре с более высокими потребительскими качествами.

3. Межфирменная конкуренция — преимущество на рынке имеет тот, кто лучше овладел вниманием потенциальных потребителей. Успех на современном рынке имеет то предприятие, которое смогло обеспечить разнообразие ассортимента выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, увеличить ценности потребительских свойств продукции при одновременном незначительном повышении цены на нее, концентрацию своих усилий на создании новых сегментов и новых ниш рынка.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4. свободные цены;

5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. умалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...