Философские традиции Индии.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Предмет,ст-ра,специфика философии Ф-я как мудрость означала определенное отношение к знанию и деят-ти чел-а в целом. Сущ-ет 2 типа знания: 1. частное, кот-е раскр-ет секреты ординарной деят-ти (знать как)2. вопросы зачем? для чего? с какой целью?Понять предмет ф-ии–означает выяснить:1. чем заним-ся и что изучает ф-я 2. для чего ф-я предназначена Однако на эти вопросы нет однозначного ответа. Современное понимание ф-ии: рациональное объяснение смысла жизни и назначение человека в мире, его возможности, смысл чел-го бытия в целом. Специфика фил-го знания: 1. рефлексивность. Рефлексивная позиция означает, что для ф-фа предметом размышлений явл-ся сам чел-к и его деят-ть в мире. 2. всеобщность. 3. абстрактность фил-их понятий и принципов, оторванность от реальных дел,4. мировоззренческий характер фил-го знания. Ф-я служит средством объяснения и ориентации чел-а в мире. 5. методологический характер. Методология – это система принципов и способов познават-ой и созидательной деят-ти, кот-я направлена не на объяснение реального мира, а на проектирование и создание новых объектов.6. Плюрализм – множественность различных решений одних и тех же проблем. Структура. Несомненно проблема человека явл. для Ф. центральной. В различных фил. направления и учениях система фил. знания структурируется весьма заметно различн. способами. Структура ф-ии:1)- онтология (учение о бытии) 2)- гносеология (о познании)3)- история ф-ии 4)- аксиология (о ценностях) 5)- идеология (о политике) 6)- мировоззрение (о деят-ти)7)- методология Основной вопрос Ф., кот имеет две сороны т.е. предполагает ответ на два взаимосвязанных вопроса: 1)что первично материя или сознание; 2)познаваем ли мир.. Согласно материализму первична материя, а сознание явл. высокоорганизованной материей. Идеологическое решение- первично сознание, кот. Явл. творческим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной материи. Утвердительный ответ на 2) вопрос, объединяет большую группу философов, кот называют философами признающими познаваемость мира (гносеологические рационалисты). Философы отрицающие ПМ – агностики, а их учение агностицизм (Юнговский и Кантовский)
2. Мировоззрение,его стр-ра и ф-ии. Ф-я выступает средством ориентации чел-а в мире. Различают 2 вида ориентации: актуальная – объясняющая; перспективная, связанная с буд-ей дет-ю чел-а. 1-ый тип представляет свое мировоззрение, кот-е склад-ся под возд-ем различных факторов освоения чел-ом мира. Наиболее значимы проф-я деят-ть и образование (усвоение чел-ом соц.-культ-го опыта). Проф-е знания и навыки спецта опред-ся не только мировоззрением, но и методологией. Именно миров-ое знание – культура, формир-ся в процессе изучения совр-ой ф-ии. Мировоззрение чел-а проявляется в деят-ти, регламентацию кот-ой осущ-ет методология, совокупность регулятивов деят-ти. Миров-е отвечает на вопрос что это?, метод-я – как это произошло? как это получилось?). Именно поэтому метод-я предст-ет собой перспективный тип ориентации чел-а. Формымировоззрения: мироощущение –относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональнопсихологических механизмах.; миропонимание – способ восприятия реальности,основанныйна интеллектуальных способностях чел-ка.; мировосприятие. 3. Историч.типы мировоззрения. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие. Исторические типы мировоззрения.
4. Философия Др. Востока (7-6 в.д.н.э.) Именно здесь разраб первые фил идеи. Миф и религия соедин с научнучениями.Предпос.возникн фил:1)зачатки ф.возникли в фольклоре,мифологии,религии2)общ разделени труда3)появлен.зачатковнаучн.знаний4)возникнов.духовной культуры в целом.В период перехода от первобытн.общ строя к классов.В Др.Египте ф. мысль начала путь от религиозного к логическому, фил. толкованию мифов В Др.Вавилоне зарождение ф.было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе.В сер. I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия - философия Древнего Востока. В этих странах в особых эконом., полит, соц и дух условиях существовала особая духовная атмосфера, кот.способствовала рождению философской мысли. Философские традиции Индии. Мыслители Индии отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма. Целью человека в учениях джайнизма и буддизма было достижение особого духовного состояния(нирваны) – слияния с «божественной сущностью» Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой. Неортодоксальные учения индийской философии: джайнизм, буддизм.
6.Философия традиции Китай. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – инь, мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:I.Протофилософский II. Натурфилософский III. «золотой век китайской философии». IV.Период кризиса V.Возрождение древнекитайской философии Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. 1)Даосизм.Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели". рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного"тела.2) Конфуцианство. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. 3)Легизм («Школа почитателей или любителей закона») В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.
7. Античная философияАнтичная ф. – это ф. рабовлад (7-6 вв до н.э.). Характерная особенность – противопоставление фил. размышлений практической деятельности, своеобразное отношение к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Начало др.-гр. Связывают с 7 мудрецами. Фалес был родоначальником ф. Он первоначалом считал воду, в основе всего сущего нах. мн-во богов, кот. управляют миром. Гераклит считал первовеществом огонь. Пифагор развивает мистику чисел. В основе мира лежит число. Постепенно в ф. возникает 2 основных типа фил. мировоззрения – материализм и идеализм. Одновременно возникает противоположность 2-х основных методов мышления – диалектики и метафизики. Идеализм. Основная проблема – человек. Функция – познание добра и зла. Сократ отождествлял знание с добром, невежество со лом. Аристотель разработал все важнейшие направления ф-ии. Древнегреч. философы заложили начало и разработали осноные идеи всей последующей философии. 8. Философия Средневековья.Фил. мысль ср. веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление: реальностью для него является не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе онтологии (учение о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. В патрист. период основу составляли произведения отцов церкви. Схоластика – направление ф., кот. занимается абстрактными, оторванными от реальной жизни, надуманными проблемами. споры-споры о понятиях, а не онтологии.. Реализм считает, что реальносущ. не только единичные предметы, но и общие понятия. Номинализм считает, что общие понятия – это только имена, они не обладают самостоятельным сущ-ем, помимо единичности вещей. Фома Аквинский: его учения сост. Обоснование принципов христ. теологии. Он в качестве основы брал ф. Аристотеля, выдвинул принцип гармонии, веры и разума.
9.Философия Возрождения 14-15 вв возрождение античной культуры, античного образа жизни, спооба мышления, Хотя Возр. и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития среднев. культуры, а потому несет на себе такие черты, кот. не были свойственны античности. Отличительная черта эп. Возр. – ориентация на искусство, В центре внимания оказывается человек. Поэтому фил. мышление этого времени можно назвать антропоцентричным. Антропоцентризм – воззрение, согласно кот. человек есть центр вселено и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм –имеет своим объектом ценность человека, призрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стримлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире. Гуманизм проявляется в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в утверждении веры человека в себя. Новое время 17 в. начался процесс распада феодального общ-ва и появление буржуазного. Важнейшим фактором изменения общ-ого сознания явилась наука. Разделение труда в пр-ве вызывает потребность в рационализации пр-ных процессов. Бэкон разрабатывал проблему метода в науке и практике. Ставил задачу разработать методы практ. преобразования реальности. Он призывает искать открытия не в книгах, а в процессе пр-ва и совершенствования. В последующем это направление получило название «конструктивной методологии». Р. Декарт делает упор на дедукцию, кот. требует строгой последовательности обоснования и док-ва по принципу математики. Особую роль Декарт отводил фил. анализу проблем познания и развития самосознания. Ему принадлежат слова «мыслю, следовательно существую». Ф. нового времени хар-ся развитием эмпиризма и рационализма. Эмпиризм(Бэкон, Локк) – ф. направление, кот. считает источником знания ощущения, опыт. Рационализм (Декарт, Спиноза) абсолютизировал роль разума и принижал роль чувственного познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|