Индивид. и обществ. сознание.
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общество есть материально-идеальная реальность. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность.Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Гносеология и эпистемоглогия. "Гносеология" дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". Эпистемология – так в англоязычной литературе называется Гносеология. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний, в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; Задача гносеологии уловить сознание, рассмотреть его во взаимосвязи с миром материальных вещей, предметов и явлений, сделать его предметом своего рассмотрения и изучения. Излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая философская проблема. Следовательно проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии.
Чувств и рациональное познание. В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня – уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, опирающиеся на логику, интеллект и мышление. В чувственном познании, выделяют три основные формы: 1)Ощущения – наиболее элементарные чувственные данные (представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д) 2)Восприятия – комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени. 3) Представления - объединяет в себе множество восприятий в пространстве и времени. Ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от его воли. Общими характеристиками ч п: Конкретность – сильная сторона ч п, оно сообщает нам уникальную информацию о нашем материальном мире в отдельном месте и времени. Конечность – слабая сторона, в ч п мы можем получить информацию только о конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени. В то же время в научном познании очень важна информация о бесконечном, и эту информацию чувственное познание дать не в состоянии. И в рациональном познании выделяют три основные формы:1) Понятия – формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов, событий. 4) Суждение – представлет из себя определенную связь понятий. 3) умозаключение - связь множества суждений. Основные характеристики р п: Бесконечность–очень сильная сторона и Абстрактность – слабая.
Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности. Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Познаваемость Мира - понятие, выражающее способность обществен, человека, опирающегося на историч. развивающуюся практику, правильно отразить в сознании все многообразие видов материи, их свойств, взаимосвязей, форм и законов движения. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето- и цветоощущением. Конц ист.Истина и критерии достоверности знаний И́стина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизв его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии. До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи. Истина есть адекватное отображение действительности в сознании. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Научные знания носят относительный характер. Относ. знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления.
Ф.науки,её структ.и функц. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это система знаний, включающаяв себя: 1) онтологию науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; 2) гносеологию науки – учение об особенностях познания научной деятельности; 3) методологию науки – учение о принципах и методах получения знаний; 4) логику науки – учение о логических средствах научного познания; 5) аксиологию науки – учение о ценностных основах научного познания; 6) социологию науки – учение об особенностях взаимоотношений социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке. Функции философии:1) онтологическая: философия строит общую картину мира, систематизируя данные частных наук;2) гносеологическая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|