Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вероятно, парадокс о тренинге может быть сформулирован следующим образом: путь к творческому самочувствию актера лежит через внешнюю технику (и даже через муштру).




Надо перестать бояться того, что работа над внешней техникой, элементами формы в актерском тренинге приведет к «штампам», «к чистому представлению». Скорее наоборот. С.В.Гиппиус в воображаемом диалоге с молодым актером говорит о технике «если ты не овладеешь ею, она овладеет тобой, закует в панцирь штампов – и тогда- мир праху твоему!» и цитирует К.С. Станиславского «Чем больше талант и тоньше мастерство, тем больше разработки и техники он требует» (2, с. 19)

 

№12.

Эстетическое сознание.

· Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности. Причиной появления эстетически ценных объектов выступает общественно-историческая, прежде всего производственная, практика людей. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание.

· Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены археологами при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Этот вывод подтверждается и исследованием жизни некоторых современных народов, оставшихся на уровне материальной и духовной культуры, сходной с периодом верхнего палеолита.

· Почему у первобытного человека зарождается эстетическое чувство, как способность воспринимать и наслаждаться красотой? Откуда у него возникает потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи и улучшение условий своего существования, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?

· Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом процессе их изготовления, в их технологии и назначении.

· Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной производственной практики формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, т. е. особую форму, соответствующую содержанию и назначению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности этой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядное представление о наиболее совершенном предмете.

· Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание — духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию — не только лучше выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал эстетической ценностью, красивым. Человек получил новую способность не просто видеть предметы, но и в процессе восприятия отличать красивые предметы от некрасивых, чувствовать красоту. У него сформировался чувствующий красоту формы глаз, зародилось, возникло эстетическое чувство.

· Одновременно с формированием эстетического чувства складывается эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает эстетическое отношение к этим предметам, направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности. Но для того чтобы создать красивые предметы, нужно знать, что делает их таковыми. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую деятельность, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек одновременно совершенствует, развивает точность руки, остроту глаза, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.

· 2. Структура эстетического сознания. Общественное сознание людей существует в различных формах и имеет различные уровни. Эстетическое сознание— одна из форм общественного сознания, отражающая явления действительности в эстетических чувствах и представлениях, вкусах и идеалах, взглядах и теориях. Эстетические чувства, представления, вкусы, идеалы и по- вседневные взгляды входят в обыденное сознание людей, а эстетические теории относятся к научному сознанию и идеологии.

· Далеко не всякое восприятие является эстетическим. Восприятие становится эстетическим, чувствующим красоту предмета, когда оно соответствует представлению о красоте предметов определенного вида, возникающему н сознании человека в процессе практики, и связано с мышлением. Совпадение восприятия красивого предмета с представлением и пониманием его красоты приводит к духовному наслаждению. Это единство восприятия и переживания образует эстетическое чувство, например, чувство прекрасного, возвышенного и т. д. В эстетическом чувстве человек отражает не только красоту предметов, созданных людьми, но и прекрасное в природе и обществе.

· Однако человек, у которого в практике общения с произведениями искусства сформировалась способность к эстетическому чувству, воспринимая те или иные явления действительности, может испытать духовное неудовольствие или отвращение. Человек на практике убеждается в том, что такое переживание возникает от восприятия некрасивого или безобразного. Тем самым на основе осознания своих переживаний человек приобретает способность отличать красивое от некрасивого, прекрасное от безобразного. Эта способность к эстетической оценке явлений действительности выступает как эстетический вкус человека. Следовательно, эстетические вкусы людей — это оценка действительности в соответствии с их эстетическими чувствами, потребностями и интересами, — оценка, связанная с их мировоззрением. Эстетические вкусы зависят от практики, от степени общения с произведениями искусства и другими эстетическими ценностями, а поэтому оказываются исторически преходящими, изменчивыми, относительными.

· Частью эстетического сознания является представление о прекрасном и возвышенном человеке. Это представление, связанное с мировоззрением, составляет эстетический идеал человека, класса, общества. Эстетические идеалы общества «материализуются» в произведениях искусства, в присущих им художественных образах. Они связаны с политическими, нравственными идеалами людей и являются частью общественных идеалов.

· Эстетическое сознание включает в себя взгляды на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в обществе, понимание красоты созданных людьми предметов, произведений искусства и явлений природы. Теоретическое объяснение эстетических явлений действительности и искусства дается в понятиях, категориях эстетики.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д. Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов. Уильям Моррис на теоретическом (работы Декоративные искусства, их отношение к современной жизни, 1878; Вести ниоткуда, или Эпоха счастья, 1891и др.) и практическом (создание художественно-промышленной компании) уровнях разрабатывал проблемы эстетики труда, статуса художественной промышленности, дизайна, декоративно-прикладного искусства, эстетической организации среды. Немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер в 1863 опубликовал «опыт практической эстетики», сочинение Стиль в технических и тектонических искусствах, где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Эстетическое сознание.

Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, потребности, идеалы, эстетические концепции, художественные оценки и критерии, формируемые эстетической мыслью.

Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе – способности отмечать эстетическую ценность чего-либо. Проблема вкуса занимает центральное место в эстетике Просвещения. Дидро, отрицая одно из важнейших положений картезианской эстетики о врожденности вкуса, считал, что вкус приобретается в повседневной практике. Вкус как эстетическая категория подробно рассматривается и у Вольтера. Он определяет его как способность распознавать прекрасное и уродливое. Идеалом художника является человек, гений которого сочетается со вкусом. Вкус – это не исключительно субъективное качество. Суждения вкуса общезначимы. Но если вкус имеет объективное содержание, то, следовательно, он поддается воспитанию. Разрешение антиномии хорошего и дурного вкуса Вольтер видел в просвещении общества.

Психологические особенности суждений вкуса исследовал английский философ Дэвид Юм. В большинстве своих сочинений (О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта и др.) он утверждал, что вкус зависит от природной, эмоциональной части живого организма. Он противопоставлял разум и вкус, считая, что разум дает знание истины и лжи, вкус дает понимание красоты и безобразия, греха и добродетели. Юм предполагал, что красота произведения заключается не в нем самом, а в чувстве или вкусе воспринимающего. И когда человек лишен этого чувства, он не способен понимать красоту, хотя бы и был всесторонне образован. Вкус отличается известной закономерностью, которая может быть изучена и видоизменена с помощью доводов и размышлений. Красота требует активности интеллектуальных способностей человека, который должен «прокладывать путь» для правильного чувства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...