Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетические теории 20 века.




Эстетическая проблематика 20 в. разрабатывается не столько в специальных исследованиях, сколько в контексте других наук: психологии, социологии, семиотики, лингвистики.

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций выделяется феноменологическая эстетика, опирающаяся на философское учение Эдмунда Гуссерля. Основоположником феноменологической эстетики можно считать польского философа Романа Ингардена (1893–1970). Ключевым понятием феноменологии выступает интенциональность (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность), которая понимается как конструирование объекта познания сознанием.

Феноменология рассматривает произведение искусства как самодостаточный феномен интенционального созерцания вне какого-либо контекста, исходя из него самого. Все, что можно выяснить о произведении, заключено в нем самом, оно имеет свою самостоятельную ценность, автономное существование и построено по собственным законам.

С феноменологических позиций выступал Николай Гартман (1882–1950). Основная категория эстетики – прекрасное – постигается в состоянии экстаза и мечтательности. Рассудок же, напротив, не позволяет приобщиться к сфере прекрасного. Поэтому познавательный акт с эстетическим созерцанием несовместимы.

Мишель Дюфренн (1910–1995) критиковал современную западную цивилизацию, отчуждающую человека от природы, собственной сущности и высших ценностей бытия. Он стремится выявить фундаментальные основания культуры, которые позволили бы установить гармонические отношения человека с миром. Восприняв пафос хайдеггеровской концепции искусства как «истины бытия», Дюфренн ищет такие основания в богатстве эстетического опыта, трактуемого с позиций феноменологической онтологии.

Феноменологический метод исследования лежит в основе методологии русского формализма, французского структурализма и англо-американской «новой критики», возникшей как оппозиция позитивизму. В трудах Дж.К. Рэнсома (Новая критика, 1941), А.Тейта (Реакционные очерки, 1936), К.Брукса и Р.П.Уоррена (Понимание поэзии, 1938; Понимание прозы, 1943) были заложены основные принципы неокритической теории: за основу исследования берется изолированно взятый текст, существующий как объект независимо от художника-создателя. Этот текст имеет органическую и целостную структуру, которая может существовать как особая организация образов, символов, мифов. С помощью такой органической формы осуществляется познание действительности (неокритическая концепция «поэзии как знания»).

К другим важнейшим направлениям эстетической мысли 20 в. относятся психоаналитические концепции З.Фрейда и Г.Юнга, эстетика экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Хайдегер), эстетика персонализма (Ш.Пеги, Э.Мунье, П.Рикер), эстетика структурализма и постструктурализма (К.Леви Стросс, Р.Барт, Ж.Деррида), социологические эстетические концепции Т.Адорно и Г.Маркузе.

Современная эстетическая мысль развивается и в русле постмодернизма (И.Хассан, Ж.Ф.Лиотар). Для эстетики постмодернизма характерно сознательное игнорирование всяких правил и ограничений, выработанных предшествующей культурной традицией, и, как следствие этого, ироническое отношение к этой традиции.

Понятийный аппарат эстетики претерпевает значительные изменения, основные категории эстетики подвергаются содержательной переоценке, например возвышенное вытесняется удивительным, безобразное получила свой статус как эстетическая категория наряду с прекрасным и т.д. То, что традиционно рассматривалось как неэстетическое становится эстетическим или определяется эстетически. Эта определяет и две линии развития современной культуры: одна линия направлена на продолжение традиционной эстетики (эстетизация повседневности рассматривается как ее крайнее проявление, отсюда проистекают, например, гиперреализм, поп-арт и т.д.), другая – более соответствует эпистемологической эстетизации (кубизм, сюрреализм, concept art).

Особое место в современной эстетике отводится традиции нарушения, выхода во «вне эстетических и художественных нормы», т.е. маргинальному или наивному творчеству, которое часто приобретает статус эстетического спустя долгое время (примерами такого творчества художников, музыкантов, литераторов история культуры изобилует).

Многообразие эстетических теорий и концепций современной эстетической науки свидетельствует о качественно новом, по сравнению с классическим периодом, развитии эстетической мысли. Использование опыта многих гуманитарных наук в современной эстетике свидетельствует о большой перспективе этой науки.

Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.[источник не указан 186 дней] Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

Китч (нем. Kitsch) — 1. Псевдоискусство, лишенное художественно-эстетической ценности; безвкусица, вульгарная подделка. 2. Форма утверждения некоей композиции нарочитого беспорядка (эксцентрики), употребляемого в музыке, литературе (например, в современном "новом" романе) как средство отражения определенных жизненных концепций.

 

№18.

Экологическая эстетика.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА (от греч. oikos — дом, жилище, ме­стопребывание) — область эстетичес­кой науки' изучение взаимосвязей человека и его техносферы с окру­жающей природой, биосферой, а так­же и с заново созданной средой оби­тания человека. Э. э. и ее проблемы проявились и привлекли к себе вни­мание в 1970—1980-х гг., в период углубившегося экологического кризи­са, роста промышленных зон, хищ­нического использования природных ресурсов и угрозы существованию че­ловека, памятников культуры и жиз­ни на земле (см. Экология культуры). Цель Э. э. — выработка оправ­данных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм поведения, рекомен­даций и предпочтений, касающихся природы и человека как органиче­ской его части. Задачи Э. э. форму­лируются и реализуются в процессе комплексного художественного про­ектирования среды с учетом эколо­гических факторов — сохранения баланса между живым миром, при­родой и историко-культурными обще­человеческими и национальными ценностями. Это вносит новые чер­ты в программу эстетической органи­зации среды и синтеза природы, на­уки и искусства: основополагающим в Э. э. является гармоническое, ком­плексное представление о среде, ин­теграция всех ее равноправных элементов. Планетарный характер воздействия человека на окружаю тую среду побуждает оценивать че­ловеческую деятельность, исходя из критериев органической целостно­сти и эстетической значимости ор­ганизуемой среды.

Экологизация жизни и сознания человека, отражается в развитии различных направлений гуманитарно-экологического подхода: экофилософии, экопсихологии, экологической эстетике. Эти и другие направления изучают взаимодействие человека и окружающей среды с разных позиций и в настоящее время комплексно – с позиций проблемно-ориентированного подхода.
Вторая половина XX века отмечена всплеском интереса к миру природы, развитием новой отрасли знания — экологической эстетики, исследующей глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Возникшая на пересечении экологии как специальной научной дисциплины и эстетики она обретает свой статус как эстетика окружающей среды. Подлинным предметом экологической эстетики является живая и неживая, естественная и технизированная природа. Задача экологической эстетики - концептуальное исследование окружающей среды в ее универсальной, динамической целостности.
Экологическая эстетика — о бласть эстетической науки, изучающая взаимосвязи человека и его техносферы с окружающей природой, биосферой, а также и с заново созданной средой обитания человека.
Экологическая эстетика и ее проблемы проявились и привлекли к себе внимание в 1970—1980-х гг., в период углубившегося экологического кризиса, роста промышленных зон, хищнического использования природных ресурсов и угрозы существованию человека, памятников культуры и жизни на земле. Цель экологической эстетики — выработка оправданных в экологическом, социальном, культурологическом и эстетическом отношении норм поведения, рекомендаций и предпочтений, касающихся природы и человека как органической его части. Задачи экологической эстетики формулируются и реализуются в процессе комплексного художественного проектирования среды с учетом экологических факторов — сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными обще-человеческими и национальными ценностями.
Таким образом, экологическая эстетика исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Современный этап ее развития выходит далеко за рамки традиционного рассмотрения темы природы в искусстве и связан, прежде всего, с попытками построения концептуальной философской модели эстетики природы. При этом выделяются три круга вопросов: онтологический, критический и прикладной. Онтологическая проблематика включает в себя теоретическое изучение окружающей среды как эстетического объекта, соотношения экологической эстетики и философии искусства, специфики прекрасного, эстетического, художественного в природе и искусстве. В центре экологической метакритики оказываются категории эстетического идеала, эстетической ценности, гармонии, связанные с эмпирическим описанием, интерпретацией и оценкой эстетических феноменов в окружающей среде. Практическая эстетика природы рассматривает эстетическое, экологическое, правовое воспитание личности как комплексную проблему. На первый план здесь выдвигаются категория эстетического вкуса, вопросы взаимосвязей эстетики и этики, эстетики и научно-технического прогресса.
Для современной экоэстетики в целом характерен этический пафос, направленный на поиск транскультурных ценностей в природе, технике, искусстве, общественной жизни. Гуманизм и научность как общие принципы исследования противопоставляются технокритизму мышления, утилитаризму и эстетизму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...