Тема 4. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин, Василий Великий), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное, вера и знание. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе общих понятий (универсалий) – номинализм и реализм. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Философия истории в Средние века. Характерные черты эпохи Возрождения: гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, секуляризация. Естественнонаучная революция: гелиоцентрическая картина мира, эксперимент как метод научного исследования, натурфилософия. Николай Кузанский, Джордано Бруно. Социальная философия: Никколо Макиавелли (политический реализм). Утопия: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация и контрреформация.
Тема 5. Философия Нового времени (ХVII–ХVIII вв.) Общая характеристика философии Нового времени: преемственность основ античного философствования; возникновение опытной науки. Обоснование эмпирического метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон); разработка научной методологии и введение новых методов – индукции, дедукции (Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон, Дж. Локк); формирование основ механистической картины мира (ньютоно-картезианской) и связанного с ней деизма (Р. Декарт, И. Ньютон). Роль чувств и разума в познании. Появление эмпиризма (Ф. Бэкон) и рационализма (Р. Декарт) в философии. «Идолы» («призраки») познания (Ф. Бэкон) и преодоление заблуждений. Правила для руководства ума (Р. Декарт). Интуиция и дедукция. Дуализм Р. Декарта. Понятие субстанции: мыслящая и протяженная субстанции.
Зарождение идеологии Просвещения (Дж. Локк); зарождение учения о двух стадиях развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк): зарождение учения о «договорном» происхождении государства (теория «общественного договора»). Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.; «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Материализм эпохи Просвещения и его природа. Идеалистическое направление философии, его субъективный характер (Дж. Беркли, Д. Юм). Вера в мощь и силу человеческого разума; религиозный скептицизм и вольнодумство, деизм, агностицизм, географический детерминизм, развитие теории «общественного договора».
Тема 6. Классический этап философии Нового времени Немецкая классическая философия: рационализм, диалектика, системность, вера в способности и возможности разума постичь мироздание, противоречивость. Пересмотр прежних представлений о познавательных способностях. Исследование природы философского знания и возможности познания. И. Кант: исследование познавательной способности субъекта. Пространство и время как априорные формы созерцания; рассудок и разум; категории; вещь в себе (ноумен), явление (феномен); трансцендентальный субъект, трансцендентальная идея, антиномия, категорический императив. Агностицизм, отрыв сущности от явления, трансцендентность сущности. Г.В.Ф. Гегель: панлогизм, системность, диалектика. Революционность и консервативность философии Гегеля. Противоречие между системой и методом. Старогегельянство и младогегельянство.
Философия Л. Фейербаха. Влияние идей Гегеля. Сенсуализм в теории познания. Антропологический подход к природе и сущности религии. К. Маркс и Ф. Энгельс: предметно-практическое направление философии, новое понимание человеческой деятельности в аспекте отношения человека как субъекта к природе как к объекту. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания. Материалистическое понимание истории. Способ производства как единство производительных сил и производственных отношений. Индивид и общество. Понятие общественно-экономической формации.
Тема 7. Современная западная философия Проблема знания и языка науки в философии XX-XXI вв.: неопозитивизм, постпозитивизм, критический рационализм, структурализм, герменевтика. Постановка проблемы человека и ее решения в современной философии: экзистенциализм, фрейдизм (неофрейдизм), персонализм, философская антропология, неомарксизм. Социокультурологическая направленность современной философии истории. НТР, научно-технический прогресс и их интерпретация в мировой философии. Технократические и антитехнократические, сциентистские и антисциентистские тенденции и социальные проекты современной философско-социологической мысли. Современная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм). Постмодернистские тенденции в современной мировой философии. Место марксистской философии в системе современной мировой философии. Современная западная философия как неклассическая. Основные характеристики современной западной философии: практицизм, эволюционизм, релятивизм, сциентизм, иррационализм.
Тема 8. Русская философия Особенности русской философии: ярко выраженный национальный характер; религиозная направленность; проблема отношения к Востоку и к Западу; своеобразие русских философских систем по сравнению с западными; социально-политическая окрашенность философии; связь рационализма и эмоционально-чувственных сторон освоения и объяснения действительности; нравственная направленность философских построений; феномен целостности, системности, всеобщности.
Проблема возникновения русской философии. Философские направления, оказавшие существенное влияние на русскую философию. Противоречие славянофильства и западничества, идеологически определивших содержание социально-политического консерватизма и радикализма. Важнейшая идея славянофильства – самобытность русского духовно-исторического и культурного процесса (А.С. Хомяков, Ф.Д. Самарин, И.В. Кириевский, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев и др.). «Почвенничество» (А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов): самобытность России, дальнейшее развитие которой возможно на основе осмысления народной жизни, национального духа. Западничество: России необходимо следовать западному пути развития (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.И. Огарев, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев и др.). Разновидности западничества: либеральное и радикальное направления. Народничество в русской философии как совокупность теорий самобытности русского пути общественного развития. Проблема несовместимости внутренней свободы и внешней необходимости. Русская религиозная философия. Ее специфические взаимоотношения с русской православной церковью. Представители русской религиозной философии: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, Н.А. Ильин. Философия В.С. Соловьева. Его философско-этическая концепция, предполагающая синтез рациональных и мистических способов познания. Софийность, Всеединство, Богочеловечество. Русская идея как универсалистская концепция преображения русской жизни, совершенствования и углубления православно-христианской сущности нации (разумное самоограничение, развитие социальной свободы, построенной на началах истины, добра, справедливости и красоты, служение общечеловеческим ценностям). Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Русский космизм: Н.Я. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Космос как единый универсум, объединяющий в себе природу, человека и общество. Понятие ноосферы. Философия марксизма в русской философии: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.И. Аксельрод); философия большевизма (В.И. Ленин). Марксистско-ленинская философия. Три этапа в ее развитии: 1) 20-е гг. ХХ в.: дискуссии между механицистами и диалектиками; 2) 1929-1953 гг.: догматизация и идеологизация философии марксизма; 3) 1953-1991 гг.: развитие философской мысли в рамках диалектико-материалистической традиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|