Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Учение о бытии (онтология)




Универсальность и фундаментальность категории бытия, ее современное философское понимание. Становление понятия бытия в учении Парменида. Бытие, небытие, сущее в учении Парменида. Развитие представлений о бытии в истории философии: атомизм, Платон, Аристотель, Средневековая философия (развитие онтологической проблематики в теологии; различение сущности и существования), Новое время (центральная тема онтологии - проблема субстанции; дуализм, монизм, плюрализм; Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), немецкая классическая философия, философия ХХ века (Рассмотрение проблемы бытия через бытие человека; определение экзистенции в общей структуре сущего).

Основные формы бытия: бытие вещей, процессов и состояний, бытие человека, бытие духовного (идеального), бытие социального. Реальность объективная и субъективная. Виртуальное бытие. Бытие, субстанция, материя, природа.

Категория «материя» и проблемы ее определения. Философское определение материи с точки зрения всеобщего. Формирование представлений о материи в истории и философии науки. Революции в естествознании, их влияние на философскую категорию «материя». Философское и естественнонаучное представление о материи.

Материальное единство и многообразие мира. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи. Идея неисчерпаемости материи.

Атрибуты материальных систем. Движение как способ существования материи. История формирования категории «движение». Движение как «изменение вообще». Различение движения и развития. Движение и покой, изменчивость и устойчивость. Основные типы движения: качественное и количественное. Формы движения материи и их взаимодействие.

Пространство и время как формы бытия материи. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени. Метрические и топологические свойства пространства и времени. Представление о времени в культуре: время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Порядок и направление времени.

 

Тема 10. Учение о развитии

Диалектика как учение о развитии и универсальный метод. Структура диалектики (категории, законы и принципы), ее регулятивный характер и основные функции. Диалектика и метафизика.

Развитие, движение, изменение, эволюция, коэволюция, прогресс, регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей как источник развития. Универсальность закона, его неразрывная связь с развитием и самодвижением. Противоположности и противоречия. Взаимодействие противоположностей. Разрешение противоречий как источник развития. Типы противоречий.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера. Способы преобразования качества. Воздействие нового качества на количество. Количество и свойство. Скачок и его виды.

Закон отрицания отрицания. Процесс как результат двойного отрицания-снятия. Отрицание отрицания в природе. Деструктивное и конструктивное отрицание. Самоотрицание как момент развития.

Принципы диалектики: объективность, всесторонность, конкретность, историзм, противоречивость, единство качественной и количественной определенностей, детерминизм, причинность, преемственность.

Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Вероятность. Детерминизм и индетерминизм в природе.

 

Тема 11. Проблема сознания

Содержание и сущность категории «сознание». Многоаспектность сознания и многовариантность его определений. Сознание как отражение. Субъективный образ объективного мира. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры. Мозг, психика, интеллект, сознание.

Структура (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, воля) и функции (отражательная, преобразовательная, ориентировочная) сознания. Мышление как «ядро» сознания, его уровни (рассудок и разум) и формы. Роль самосознания в структуре сознания. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности. Язык как форма бытия сознания. Единство сознания, языка и общения. Проблема «искусственного интеллекта».

Идеальное и материальное. Проблема идеального в отечественной философии. Сущность концепций Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица.

Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его уровни и формы. Общественная психология. Идеология. Политика. Право. Мораль. Справедливость. Общественное и массовое сознание. Девиация и социальный контроль.

 

Тема 12. Философское учение о познании (гносеология)

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское.

Знание как процесс и результат познания. Основные проблемы гносеологии: рационализм, агностицизм, скептицизм.

Знание и вера. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Эмпирическое и теоретическое в познании. Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в познании. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины в философии. Истина как цель и содержание познания, субъективный образ объективного мира. Истина как процесс. Объективность, конкретность истины; абсолютность и относительность истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. Практика – основа, цель познания и критерий истины.

 


Тема 13. Научное познание

Многообразие форм знания: преднаучное, вненаучное (донаучное, паранаучное, псевдонаучное, антинаучное и т.д.), научное (естественнонаучное, социогуманитарное); явное и неявное; личностное (М. Полани). Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное.

Наука как своеобразная форма познания, вид духовного производства, социальный институт. Научное и вненаучное знание. Критерии научности, проблема верификации. Периодизация науки (классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука).

Закономерности развития науки в качестве социокультурного феномена. Сциентизм и антисциентизм. Общность закономерных элементов в развитии различных наук. Компоненты науки: субъект, объект, система методов и приемов, специальный язык. Наука и практика. Классификация наук.

Научное знание как система, его особенности и структура. Эмпирический и теоретический уровни научного познания; их структура и взаимосвязь. Понятие научного закона. Гипотетико-дедуктивный характер теории. Научная рациональность. Научная картина мира. Научные революции и смена типов рациональности.

Научный метод и научная методология. Классификация методов. Научные методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание). Научные методы теоретического исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, совпадение логического и исторического). Общелогические методы и приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование). Частнонаучная методология. Взаимодействие методов. Методологические функции философии в научном познании. Современная наука и новые методологические тенденции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...