Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.




Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучение современных подходов к проблемам познавательного развития дошкольников;
  2. создание условий, способствующих, реализации познавательного развития воспитанников, их творческого потенциала;
  3. использование современных технологий по познавательному развитию детей.

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для познавательного развития(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)

Современные технологии в развитии познавательной активности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

- использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.


Варианты интеграции:

· Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы).

· Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).

· Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружкой интегрируется в основной процесс)

· Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема.

Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

— в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка;

— исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские интересы;

— содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и включает основные виды деятельности детей;

— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер (презентация продуктов, как заключительный этап проекта).

Типы проектов в ДОУ

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно-исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании.

 

Структура и примерное содержание информацнонно-исследовательских проектов

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.

Задачи

1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определенной области знаний).

3. Формирование у детей познавательных умений:

— наблюдать, проводить опыты;

— сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на ОСНОРС установления причинно-следственных связей;

— отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.

4. Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области.

Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования).

На этом этапе организации проект определяются результаты исследования В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

— коллекция;

— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта;

— придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап II Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

В рамках этого вида деятельности можно предложить:

— чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);

— подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д-;

— экскурсии;

— экспериментирование;

— познавательные беседы;

— познавательные занятия.

2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена:

— как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

— подготовка спектаклей;

— Организация викторин;

— художественная деятельность;

— аукционы;

— самостоятельное экспериментирование и т.д.

Этап III. Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей,

Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации:

— познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;

— выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

— презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;

— музейные экспозиции;

— театрализованные представления, кукольные спектакли.

Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Моделирование— наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности,

Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности,

Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае — обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фее Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание, обосновывают выбор материала и конструкции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...