Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
Обновление содержания образования (выбор программ и технологий) Современные технологии в развитии познавательной активности. Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: - использования ИКТ технологий, -экспериментирования, - проектной деятельности, -методами ТРИЗ, -знаково-символическими средствами- моделирование. Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста. Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.
Варианты интеграции: · Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы). · Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое). · Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружкой интегрируется в основной процесс) · Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема. Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей дошкольного возраста: — в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка; — исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские интересы; — содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и включает основные виды деятельности детей; — дети сами определяют и реализуют познавательные задачи; — познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер (презентация продуктов, как заключительный этап проекта). Типы проектов в ДОУ Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации. Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.). Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).
Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы. В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской. Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно-исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании.
Структура и примерное содержание информацнонно-исследовательских проектов Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой. Задачи 1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы). 2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определенной области знаний). 3. Формирование у детей познавательных умений: — наблюдать, проводить опыты; — сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на ОСНОРС установления причинно-следственных связей; — отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д. 4. Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области. Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители. Организация проекта включает в себя три основных этапа. Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы. Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования). На этом этапе организации проект определяются результаты исследования В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть: — коллекция; — альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц; — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта;
— придуманные и созданные детьми игры и пособия. Этап II Организация исследования в рамках проекта. На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей. 1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований. В рамках этого вида деятельности можно предложить: — чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями); — подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д-; — экскурсии; — экспериментирование; — познавательные беседы; — познавательные занятия. 2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена: — как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр; — подготовка спектаклей; — Организация викторин; — художественная деятельность; — аукционы; — самостоятельное экспериментирование и т.д. Этап III. Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей, Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации: — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют; — выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.); — презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок; — музейные экспозиции; — театрализованные представления, кукольные спектакли. Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.
Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. Моделирование— наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности, Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность. В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования. 1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель. Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.
2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности, Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант. 3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае — обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант. Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фее Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание, обосновывают выбор материала и конструкции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|