Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления




Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: «Логический поезд»

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

Экспериментирование.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Источником познавательной активности становятся преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.


Создание условий для познавательного развития дошкольников:

Кадровое обеспечение.

Педагоги детского сада, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них предметно-развивающую среду, - это решающий фактор в работе по познавательному развитию дошкольников.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства должна осуществляться в нескольких направлениях:

  • повышение квалификации в рамках курсовой подготовки;
  • повышение квалификации педагогов по познавательному развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, смотры – конкурсы
  • работа педагогов в творческих группах, занимающихся разработкой различных направлений данного раздела
  • участие педагогов ДОУ в районных и городских методических объединениях, представление своего опыта.

. Перед руководством ДОУ встают следующие задачи:

  • совершенствовать у педагогов навыки и умения самостоятельной работы над нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию воспитательно-образовательного процесса;
  • повышать уровень аналитико-прогностической деятельности педагогов, рефлексивной культуры;
  • формировать у педагогов потребность в изменении технологии образовательного процесса (переход от занятий – к организации непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми и проектной деятельности с детьми и родителями);
  • углубить теоретические знания по организации и проведению работы по познавательному развитию с детьми
  • улучшить развивающую среду в группах, в соответствии с федеральными государственными стандартами ДО.

Ниже мы приводим пример планирования работы с кадрами по теме «Система работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследования и экспериментирования»

1. На основе анализа литературы знакомство воспитателей с основными направлениями работы по реализации проектной деятельности. Провести консультации по темам: «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах» и другие.

2. Работа на мини семинарах — практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения» и др.

3. Проведение взаимопосещений непосредственно образовательной деятельности у педагогов с целью соблюдения ФГОС, обмена опытом.

4. Проведение педагогического совета «Метод проекта и его влияние на развитие познавательных способностей у дошкольника» с обсуждением использования проектной деятельности в работе с детьми.

5. На мини-семинарах, с педагогами обсуждение роли семьи в развитии познавательной активности ребенка. Планирование и организация ряда совместных проектов «Генеалогическое древо моей семьи», «Богатыри земли Русской», «Новогодняя елочка» и др

В Приложении 1 приведен пример планирования методических мероприятий на год по теме «Познавательное развитие ребенка через экологическое воспитание»

Здесь же можно найти планирование по созданию развивающей среды по данной теме.

Учебно-методическое обеспечение:

  • программы познавательного развития воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы кружковой работы
  • картотека НОД (Приложение 10),
  • картотеки дидактических игр по познавательному развитию;
  • фонотека, медиатека по данному направлению;
  • создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с окружающим миром.
  • Картотека Mimio проектов по различным темам

Одним из важных условий реализации системы познавательного развития в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

  • В каждой возрастной группе создаются условия для познавательного развития: уголки экспериментирования, игровые уголки, минимузей, книжные уголки, Уголки содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения.
  • Для реализации поставленных задач в ДОУ должны быть помещения для работы по познавательному развитию («Петербургская гостиная», «Развивающий центр» и др.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения по теме «Познавательное развитие, работающего по образовательной программе «От рождения до школы» с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.)

Организация образовательного процесса.

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на познавательное развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • организованная деятельность (образовательная деятельность, экскурсии,, индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к познавательной деятельности и развитие творческих способностей (игры,, продуктивная деятельность).

Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов интереса

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...