Направления, законодательство и органы регулирования ВЭД.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕМА 2. Регулирование и управление ВЭД Цели регулирования ВЭД в РФ: - достижение равноправного положения РФ и национальных субъектов РФ в ВЭД; - обеспечение стабильности и сбалансированности во внешней торговле; - защита национальных экономических интересов, безопасности, экологии и т.д. Направления, законодательство и органы регулирования ВЭД.
Законодательство является основным инструментом проведения государственной политики в области ВЭД. Исторически выделяют три основных типа такой политики: - Протекционизм, заключающийся в создании специальных препятствий для ограничения импорта. Защищает национальных производителей, ухудшает конкурентные позиции в будущем. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые из-за рубежа товары, а также через систему нетарифных ограничений (количественные и валютные ограничения импорта товаров, сложная для них таможенная процедура — таможенная очистка, высокие требования к соответствию импортируемых товаров национальным техническим и санитарным стандартам, внутренние сборы и налоги на импортные товары, жесткое антидемпинговое законодательство и т.п.) - Свободная торговля, то есть максимальное снятие препятствий для импорта, въезда людей и движения капитала. - «Политика открытых дверей». В сентябре 1899 года глава госдепартамента США Джон Хэй разослал всем американским дипломатическим представительствам за рубежом циркулярное письмо. В нем ставилась задача «держать китайскую дверь открытой», то есть всем возможными средствами добиваться открытия рынка Китая для американских товаров. Все это украшалось рассуждениями о сохранении «неприкосновенности» (суверенитета) Китая. То есть это политика навязывания другим государствам выгодных для себя условий во внешней торговле. На практике все эти политики сочетаются.
Внешнеэкономическая политика проявляются в установлении торговых режимов. Их выделяют также три типа: - Режим наибольшего благоприятствования. То есть предоставление к.-либо стране таких же условий для торговли, как и любой третьей стране. Это нормальный торговый режим. - Преференциальные или льготные режимы. Для развивающихся и слаборазвитых стран, а также в чрезвычайных ситуациях. - Режимы адресных ограничений в торговле (для конкретных стран, компаний - эмбарго в США, санкции ООН и т.п.) Пример ограничений – поправка Джексона-Вэника, 1974 год, США, - ограничения в торговле со странами, препятствующими свободному перемещению граждан; введена в связи с препятствиями в СССР для эмиграции евреев, хотя формально относилась и к другим гражданам. Препятствия были во многом связаны с доступом выезжающих граждан к государственной тайне. Отменена только в декабре 2012). Законодательное регулирование ВЭД осуществляется в РФ в виде указов Президента, законов, принимаемых ГД и СФ и утверждаемых Президентом, Постановлений Правительства РФ. Основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: - внешнеторговые отношения; - движение капитала и товаров; - валютно-финансовые отношения; - движение рабочей силы.
Рисунок 1 – Основные направления регулирования ВЭД
Нормативные правовые акты, регулирующие ВЭД, включают:
- международные многосторонние и двухсторонние соглашения и - внутренние правовые акты.
Международные соглашения имеют приоритет перед национальным законодательством, - за исключением случая противоречия КОНСТИТУЦИИ РФ Непосредственно регулирование ведется административными и экономическими методами.
Внутренние НП акты. 1. Гражданский кодекс РФ. Раздел «Международное частное право» части III Гражданского кодекса РФ посвящён регулированию гражданско-правовых отношений, в которых стороной выступает иностранное лицо либо объект гражданских прав, который находится за границей. 2. Таможенный кодекс РФ. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ. Таможенный Кодекс РФ является кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по перемещению товаров через таможенную границу РФ. В Кодексе прописаны положения, касающихся основных принципов перемещения товаров, транспортных средств через таможенную территорию РФ, в том числе таможенное оформление и таможенный контроль. Отдельная глава посвящена определению страны происхождения товара и товарной номенклатуре ВЭД. Кодекс содержит описание действующих на территории РФ таможенных режимов, рассматривает процедуру таможенного оформления товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей. 3. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 08.12.2010 N 336-ФЗ и т.д.). Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности. В Законе устанавливаются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера), оговариваются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности и приводится перечень мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.
4. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 150-ФЗ). Закон определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля, устанавливает основные понятия: «иностранная валюта» и «валюта Российской Федерации», «резиденты» и «нерезиденты». В соответствии с настоящим Законом определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Резидентам разрешается без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в российской и иностранной валютах и осуществлять через эти счета валютные операции. Нерезидентам разрешается без ограничений осуществлять переводы в рублях и иностранной валюте на территории Российской Федерации, переводы со счетов в коммерческих банках РФ на счета в коммерческих банках иностранных государств и наоборот. 5. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ). Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. …………………………………………………..и др.
Создание таможенного союза основано на ряде нормативно-правовых актов. 1. "ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). 2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза и Единого Таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|