Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свобода и ответсвенность личности




Человек живет и развивается в рамках свободного выбора своего пути.

Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной деятельности он добивается целей и реализует себя.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайности в решении этого вопроса сводились к волюнтаризму и фатализму. Согласно первому подходу – человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится. Это его родовое качество. С позиции фатализма в мире все предопределено, и каждое действие человека – есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно—следственной связи.

Но в повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места рождения, объективный условий жизнедеятельности, наличности своего конкретного бытия. Но с другой стороны, бытие человека – это не одномерная линия из прошлого в будущее. Это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Понятие свободы зачастую сводится к осознанной необходимости. Но свобода всегда есть выбор в конкретных условиях или возможность такого выбора. Абсолютной свободы не существует, она всегда относительна. Это определяется хотя бы в том, что социум своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Не меньшую роль в жизнедеятельности человека играет и такой социальный и личностный фактор как ответственность. Ответственность – социальное понятие, характеризующее объективный, исторически—конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность формируется у индивида как диалектическое единство внутренних и внешних требований.

Формирование личности предполагает воспитание в ней чувства ответственности. Ответственное поведение может выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, организованности, умения предвидеть результаты собственных действий, умения критически относится к самому себе.

 

 

Вопрос)

Философия является не только сферой осмысления бытия, но и духовной силой, которая оказывает влияние на мировые процессы. Примечательным является факт, что древнейшие философии восточного и западного мира возникли примерно в одно и то же время - в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира. В целом зарождение философии привело к вытеснению мифологии из культуры, развитию логической мысли, переосмыслению прежних установок. Философия Древнего Востока старше европейской. Именно здесь сложились первые мировоззренческие концепции, в которых мифы и религия соединились с научными учениями. Самые известные и влиятельные философские учения были в Китае и Индии. Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. В отличие от западной, которой свойственен скепсис в ее поисках истины, философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций. Первые философские учения возникли в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. Здесь на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже появилась письменность, что означало появление зачатков абстрактной мысли. Народы Древнего Востока в этот период еще не имели упорядоченных философских систем, но уровень развития наук и искусства был уже очень высок. В Древнем Египте философская мысль начала путь от религиозного к логическому, философскому толкованию мифов В Древнем Вавилоне зарождение философии было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе. В середине I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия - философия Древнего Востока. В этих странах в особых экономических, политических, социальных и духовных условиях существовала особая духовная атмосфера, которая способствовала рождению философской мысли. Философия Древнего Востока возникла как разрешение противоречий, которые существовали между мифологическим истолкованием мироздания и новым мышлением и знаниями. Однако возникла философия Древнего Востока не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, которые можно трактовать как предфилософию. На этом уровне развития знаний наряду с мифами существуют и особые «философемы», то есть неразвитые зачатки философской мысли. Закономерности развития философии Древнего Китая и Древней Индии имеют общие закономерности. Прежде всего, самосознание обоих древних народов конструировалось на основе родовых генетическо-субстанциальных связей. В первых мировоззренческих концепциях природа и человек трактовались как части единого целого. Виды познания в философии этих стран были очень схожи. Кроме этого, род был движущей силой трансформации сознания людей. Также для индийской и китайской культуры было характерна оппозиция духовного и телесного. Поэтому в этих странах в качестве предфилософской мысли появились мифы, табу и ритуалы как основы развития философии. Первая собственно философия Древнего Востока закладывает фундаментальные основания культурного традиционализма глубоко в сознание человека. По сути, философия начинает обслуживать интересы социально-экономической системы, которые в этих двух странах просуществовали до ХХ в. Естественно, философия Китая и Индии имела свои индивидуальные особенности. В Индии философские школы соотносились с брахманизмом и буддизмом, в Китае – с конфуцианством. В Индии ни одна из школ не смогла приобрести официальный приоритет, в Китае же конфуцианство добилось статуса официальной идеологии государства.

Вопрос)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Античная культура по праву считается одной из величайших в мире. Именно в Древней Греции зародились многие современные науки, несмотря на рабовладельческий устрой, древние греки были крайне прогрессивными и существенно опередили в развитии все цивилизации, существовавшие параллельно с ними. Античная философия, если вкратце, охватывает весь период существования Древней Греции и Древнего Рима. Первым античным философом считается Фалес, а последним – Боэций. Именно греки ввели термин «философия». Буквальный перевод его с древнегреческого — «любовь к мудрости». Философия отделялась и от мифов и от науки. Она была чем-то средним, одновременно объединяющим эти понятия и полностью отторгающим их. Принято выделять такие основные периоды в античной философии:

Натурфилософский период. Основная проблематика это проблема первоначала, устройства мира. В этот период существовало несколько философских школ, которые соперничали между собой в попытках доказать свою точку зрения, как единственно верную. Позже произошёл так называемый «гуманистический поворот». Внимание философов переключилось от основ мироздания к теме более приземленной – к человеку и обществу. Главной школой этого периода были софисты с Сократом. Они разработали концепцию действующего человека. Он был центром культуры, а главной целью его существования было познание и творение добра. Третий период – классический. Именно тогда были сформированы первые философские системы, которые охватывали весь круг философских проблем. Этот период подарил нам таких выдающихся философов, как Аристотель и Платон. Эллинистический период перенес центр философской мысли из Греции в Рим. Основными школами того времени были стоики, последователи Эпикура и скептики. Религиозный период понемногу начинает подводить философскую мысль античности к христианской. Здесь активно развивается неоплатонизм и проблема религии потихоньку выходит на первый план. Последним периодом античной философии является зарождение христианской мысли. Античная философия вкратце – это бесконечный спор. Когда одна школа не могла более противостоять другой, появлялась новая проблема, а где проблема, там и разные мнения. Именно разница мнений породила столь обширный круг различных школ и направлений. Античные системы философии стали основой, породившей многие последующие концепции. Главное противостояние на арене философии – борьба идеализма с материализмом. Хорошее изучение позиций древнегреческих и древнеримских философов касательно этих крайностей дает очень насыщенную картину мира. Философия античного периода более прямолинейна и непосредственна, чем более поздние школы. Здесь гораздо ярче показано противостояние точек зрения. Философия была неотъемлемой частью жизни античного общества. Она пронизывала всю жизнь античного социума, именно философия была интегральным фактором античной культуры. Античная философия – неисчерпаемый источник философской мысли. Богатство мышления, постановка проблематики и бесконечные поиски лучших путей их решения – кладезь, который не опустеет ещё очень долго.

30 вопрос)

Средние века – эпоха интересная и крайне увлекательная для современного человека. Она охватывает 12 веков – более тысячи лет. И философия средневековья, кратко рассказанная, играет не последнюю роль в формировании мировоззрения средневекового человека.

Средневековая философия не просто тесно связана с античной, она является ее непосредственным продолжением на протяжении многих веков. Беря за основу философскую мысль античного мира, она долгое время заимствовала многое из трудов древних мыслителей.

Одновременно она была теснейшим образом связана со Священным Писанием и позднее оказывается в подчинении у теологии (богословии), учении о Боге, рассказывающем и объясняющем его деяния.

Философия средневековья, кратко изложенная – это засилье религии и теологии. Средневековый человек был крайне религиозен. Для него непреложной истиной было существование мира божественного и противоположного ему, населенного духами, бесами и прочей нечистью. Никто не ставил под сомнение существование Рая или Ада. Поэтому главной чертой средневековья был теоцентризм. Theos в переводе с греческого — Бог. Эта концепция ставила божественное начало во главу всего. Для философов средневековья Бог – это основа и первопричина всего. Все учения той эпохи, так или иначе, были связаны с ним.

Средневековая философия основывалась на нескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм.

Основные философские учения и концепции средневековья:

1. Схоластика – представляла собой единство логики Аристотеля и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога.

2. Патристика – это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.

3. Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности.

Наиболее яркими средневековыми философами были епископ Блаженный Августин, святой Фома Аквинский и Григорий Палама. Это представители Запада. На Востоке философскую мысль успешно развивали великий ученый и врач Ибн-Сина и философ и математик Аль-Фараби.

Философия средневековья, используя знания античного мира, успешно развивалась и сформировала такие науки, как формальную логику и гносеологию.

Вопрос)

Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...