Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии
Слово «диалектика» происходит от греческого dialektika (вести беседу, спор). Отсюда под диалектикой первоначально понимали искусство вести беседу, дискуссию в форме вопросов и ответов. Только у Г. Гегеля диалектика впервые выступает как философский метод исследования, представляющий осознание формы внутреннего самодвижения содержания предмета. В современной философии под диалектикой понимают учение о всеобщей связи и развитии в его всеобщих и необходимых формах. В таком понимании предмета диалектики различают диалектику стихийную (когда диалектические положения и идеи используются неосознанно, произвольно и бессистемно) и сознательную (в противоположность стихийной), материалистическую (основанную на принципе материального единства мира) и идеалистическую (основанную на принципе духовного единства мира, единства его как выражения предвечной идеи, сознания, разума, мышления или воли). Различают также диалектику объективную (принадлежащую самому объекту)и субъективную (которая принадлежит субъекту, будучи связанной с его познавательной и практической деятельностью). Первая исследует закономерности развития природы и общества как естественно-исторический процесс, независящий от воли и желания людей, т.е. совершающийся объективно. Вторая исследует закономерности процесса познания, логикумышления, закономерности практически-преобразовательной деятельности людей – реальных субъектов этих процессов. С точки зрения содержания диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий. Принципы являются отражением закономерностей развития природы, общества, мышления и практической деятельности людей. Законы диалектики выражают устойчивые, всеобщие (универсальные), существенныеинеобходимые связи реальной действительности. К ним относят: закон меры, закон противоречия и закон отрицания. Категориями называются основные понятия всякой науки. Каждая наука оперирует своими основными понятиями, т.е. категориями. Категории отражают всеобщие (универсальные) и существенные признаки (черты, качества и свойства), связи и отношения действительности. В философии такими категориями являются: бытие, материя, движение, сознание, пространство и время; качество, количество, мера; тождество, различие, противоположность, противоречие; отрицание; единичное, особенное и общее, содержание и форма, сущность, явления, закон, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность, вероятность, действительность и др.
Важнейшими составляющими диалектики являются учение о связи и учение о развитии. Философское учение о связи Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находятся во взаимной связи. Связью называется такое отношение между вещами и явлениями, когда изменение качеств и свойств одних вызывает соответствующие изменения качеств и свойств других вещей и явлений. В этом случае говорят, что эти вещи или явления связаны, и указывают, в каком отношении. Таким образом, понятие «связь» выражает отношение зависимостивещей и явлений. Например, химические свойства атомов связаны с ядром, изменение заряда ядра ведет к изменению химических свойств атомов; живой организм связан с внешней средой своего обитания, изменение которой вызывает определенные приспособительные реакции и т.д. Связи могут быть различными. Например, устойчивыми и неустойчивыми, повторяющимися и неповторимыми, внутренними и внешними, непосредственными и опосредованными, генетическими и актуальными, объективными и субъективными, материальными и идеальными и т.д. Классификацию связей можно дать по основным формам движения материи: физические, химические, биологические и социальные.
Характер связи зависит от особенностей взаимодействующих предметов и определяется их природой. Если понятие «связь»выражает зависимость и несамостоятельность бытия вещей, явлений, процессов, то понятие «раздельность» выражает, напротив, относительную самостоятельность и независимость их существования. Связь и зависимость абсолютны, всякая обособленность, раздельность — относительны. Понятие отношения выражает как момент связи (зависимости), так и момент раздельности (относительной обособленности, самостоятельности) бытия вещей, явлений, процессов. Отношения могут быть также самого различного свойства и вида. В их классификации правомерен такой же подход, как и в приведенной выше классификации связей. В диалектике наиболее важными типами отношений являются отношения тождества, различия, противоположностиипротиворечия. Философское учение о развитии Диалектика определяется также и как учение о развитии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «развитие»? Прежде всего, необходимо выяснить отношения понятия «развитие» к понятию «движение». Понятие «движение» по объему более широкое, чем понятие «развитие». Движение определяют как «всякое изменение». Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (законам развития). В этом смысле всякое изменение есть движение, но не всякое изменение есть развитие. Это не значит, что тем самым отрицается или ставится под сомнение всеобщность развития. Развитие так же всеобще, как и движение. Поэтому справедливо утверждение: все развивается. Несомненно, такой же всеобщностью обладает, например, такая форма движения, как изменение пространственно-временных отношений. Развитие – это всеобщая и наиболеесложная (из всех известных нам сегодня) формадвижения. Его можно определить как процесс необратимых, поступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам (т.е. в соответствии с законом меры, законом противоречия, законом отрицания). Поэтому оно характеризуется:
Особо может быть поставлен вопрос о том, имеет ли развитие цель. Обычно представление о цели развития бывает связано с религиозным мировоззрением того или иного философа. Например, известный русский философ Вл. Соловьев высказывал и обосновывал правомерность такого подхода в понимании развития. 20) Проблема истины в философии, науки и религии. Глава 2. Проблема истины в философской науке.
Религиозный смысл истины Истина в индуизме По убеждению сторонников индуизма, истина познается только через целостный опыт восприятия. Причем не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание "Я" внешнего "Я" внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности. [9] Истина в конфуцианстве Одним из базовых понятий в конфуцианстве является дао: 道 (dào) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность. Истина в даосизме Из высказываний Лао-Цзы: «Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает». Истина в буддизме Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы (исключение составляют буддисты восточно-азиатских школ, уделяющие внимание Сутре сердца, в которой отрицаются Четыре благородные истины [10]). Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах [11]. Профессор философии Д. Т. Судзуки выразил процесс нахождения истины в традиции дзэн следующим образом: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и всё, чего вы ещё хотите?» [12]. Истина в иудаизме В иудаизме истина − это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Гемару. · А Господь Бог есть ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный. Книга пророка Иеремии 10.10 Истина в исламе Во многом аналогичной позиции придерживались сторонники ислама, убежденные в том, что слова, донесенные до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана, − это ключ к блаженному существованию после смерти тела. Отступление от данных слов неминуемо ведет к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина − это спасительный Закон [13]. Истина в христианстве Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо материальное явление (формирование), а основополагающую живую личностьИисуса Христа, который изрёк: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). В этом смысле примечательно поведение Пилата, скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отецдиавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Этим подчеркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи − вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек − ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина − это спасительная Личность [14]. В христианстве истина − это Свобода во Христе, ибо Закон − есть удел лишь рабов и наёмников. Христианское понимание истины − есть освобождение от невежества через познания принесённые Благой Вестью Евангелия.
21) Глобальные проблемы характеризуются тем, что: · затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества; · вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений; · они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты; · их решение будет способствовать социальному прогрессу. Выделяют три группы глобальных проблем: 1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности. 2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса. 3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности. Учёные полагают, что решение этих проблем имеет определённые предпосылки. 1. Развёртывание информационной, биотехнической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации вымирания. Эта революция создаёт основу, которая позволяет отвести термоядерную экологическую угрозу. Человечеству необходимо выработать новое видение мира. 2. Возможность утверждения в качестве доминирующего нового типа мирового хозяйства, смешанной рыночной, социально-защищенной экономики. Эти экономические отношения будут увязывать интересы хозяйственных субъектов, способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. 3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Ненасилие должно стать регулятором человеческих отношений. 4. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и светском вариантах. Необходим поиск того, что может сближать либералов и социалистов, католицизм и православие, коммунистов и консерваторов. Очень важно находить то, что объединяет всех людей планеты. 5. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Очень важно, чтобы расширялись международные, экономические и культурные контакты, или широкие миграционные потоки, направленные к взаимопроникновению к взаимопроникновению культур. «Диалог» культур должен превращаться в «полилог». Учёные говорят о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Таковы основания для выхода из кризиса, в который погружено человечество. Философия рефлексирует над конкретным знанием и даёт возможность прогнозировать будущее. Заинтересованность в будущем продиктована потребностями и надеждами, которые люди на него возлагают. Будущее - это вероятностное состояние реальности. Оно существует как идеальная реальность в целях, планах, идеалах, теориях. Знание о будущем - прогноз. Выделяют поисковый прогноз и нормативный. Поисковый прогноз показывает, каким может быть будущее, если сохранятся существующие тенденции общественного развития. Нормативный прогноз направлен на поиск альтернативных путей оптимального решения, он ориентирован на конкретные цели и задачи. В современных условиях будущее оценивают двояко: в нём есть страхи, но есть и надежды. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние, её нестабильность усугубляется. Необходимым условием выхода из кризисной ситуации является выдвижение новых идеалов, подъём массового пафоса, отвергающего пессимизм и упадок. Сейчас остро ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения нагревших глобальных проблем. В заключение подчеркнём те тенденции в развитии философии, которые увлекают её в будущее. Философия есть рефлексия творчества по обретению человеком свободы. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу её идей, стремясь выявить и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, облечённого в языковые, культурные, технические и другие символические формы. Очень часто эти смыслы значительно опережали своё время и в ранних вариантах воспроизводились в науке, политическом и правовом сознании. Есть надежда, что в будущем философия сохранит себя как источник духовных новаций, поскольку, как и прежде, она будет своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы. 22) СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Познание делит мир на две части: – на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе); – на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе). Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности. Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. В современной гносеологии различается объект и предмет познания: – объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию; – предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. Объективизм – направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей. Субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|