Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию. 2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена. 3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»; Петрарка - «Книга песен»). Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом. Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. · Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»). · Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя.
4. Натурфилософия Возрождения: * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм: · Центр мира Солнца; · Мир сферичен, неизмерим, бесконечен; · Все небесные тела движутся по круговым траекториям; · Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную; · Законы движения для планет и Земли едины. * Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н. Коперника. · Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет; · Солнце - центр только нашей планетной системы; · Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно; · Жизнь и разум есть на других планетах; · Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире. (Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»). * Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания. (Умер, оставаясь узником инквизиции). 5. Социальная философия Ренессанса. Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства. * Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Идеи: · Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни; · Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий. * Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи: · Уничтожение всех видов частной собственности; · Обязательный труд всех граждан; · Выборность государственных органов; · Семья - ячейка коммунистического быта. * Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия. Идеи: · Упразднение частной собственности и семьи; · Дети воспитываются государством; · Обязательный 4х часовой труд; · Распределение продуктов по потребностям; · Развитие наук, просвещения, трудового воспитания; · Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек; · Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами. Выводы: 1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она: · обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; · заложила основу философии, свободной от религии. Вопрос)
Вопрос)
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — период развития европейской философии, охватывающий период с 80-х гг. XVIII в. по 1831 г. (смерть Гегеля). Несмотря на сравнительно небольшую длительность, этот этап можно считать определенной вершиной развития классических форм мышления, представленной четырьмя крупнейшими философами — И. Кантом (1724—1804), И. Г. Фихте (1762—1814), Ф. В. Й. Шеллингом (1775—1854) и Г. В. Ф. Гегелем (1770—1831). Можно сказать, что проблематика классической философии, начиная с Платона и заканчивая философией Нового времени и Просвещения, нашла свое отражение и известное логическое завершение в трудах указанных мыслителей. Поэтому сам период получил название «классического». После Декарта, с его достоверностью самопознающего «Я», в европейской философии преобладала идеалистическая позиция. И.Кант, преодолевая ограниченность стихийного естественно-научного материализма «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона, делает акцент на субъект познания. Он указывает, что явление (феномен) столь же объективно, сколь и субъективно, поскольку напрямую зависит от структуры восприятия и мышления самого субъекта. Разрабатывая старую проблему о статусе всеобщего (невыводимого из ограниченного опыта), Кант приходит к выводу об априорном характере форм чувственного созерцания (время и пространство) и форм рассудка («сетки» категорий), которыми человек бессознательно пользуется, «накладывая» их на объективную действительность. Вопросу о характере познания Кант отдает предпочтение перед проблемой бытия. И. Г. Фихте доводит понятие объекта до своего логического завершения — в роли субъекта выступает уже некое Абсолютное «Я», освободившееся в акте самосознания от всех внешних определений. Вместе с самосознанием возникает и его противоположность «не-Я». Фихте пытается создать теорию деятельности «Я», его активного отношения к миру. Но при этом вся предметная сфера жизнедеятельности человека предстает перед нами как продукт собственной деятельности «Я». По существу, эта позиция означает шаг к преодолению субъективистской программы кантианства. Следующая в том же направлении — философия Ф. В. Й. Шеллинга, усиливающая принцип историзма и впервые после Спинозы и Лейбница пытающаяся снять разрушительную противоположность между субъектом и объектом. Шеллинг разделяет общую с Фихте идею о том, что как осознание внешнего мира, так и самосознание не могут быть объяснены лишь на основе ноэтических актов, но подлинное начало сознания состоит в действии относительно мира. Итак, мир природы оказывается миром неосознанной, спящей воли, на которую как бы «нанесены» потенциальные интеллекты. В лице человека природа, «просыпаясь», осознает самое себя, и объект смыкается с субъектом. Этот процесс был представлен Шеллингом в иррациональной, мистифицированной форме. Отношения природы, культурного мира и человеческого самосознания были в его системе завуалированы. Задачу логического прояснения взаимодействия субъекта и объекта стремился разрешить Г. В. Ф. Гегель, создавший стройную и четкую систему взаимопереходов, диалектики понятий. В его трактовке понятий ясно видно влияние теории идей Платона. Гегель говорит о Логике с большой буквы, а не только узкой логике человеческого мышления. Пытаясь воссоздать Логику действительности, Гегель приходит к целостной системе ее идеальных законов, лежащих в основе бытия. Эта структура обозначается им понятием Абсолютной Идеи. Здесь Гегель преодолевает Шеллинга — в отличие от бессознательной природы, в которой мистически скрыто чуждое ей идеальное, у Гегеля идеальная основа мира суть залог возможности познания, становления самосознания человека, залог перехода Абсолютной Идеи в свою конечную форму — стадию Абсолютного Духа. Так объект становится субъектом, сознательное и бессознательное встречаются на новом уровне. Однако открытое Гегелем диалектическое движение не может привести к последнему синтезу и последнему «снятию» противоположностей — мы остаемся в царстве субъект-объектной разделенности, отчуждения и вновь возвращаемся в стихию иррационального.
Вопрос)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|