Причины неправильного воспитания в семье
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Условия успешного воспитания в семье Выдающийся русский педагог ХIХ—ХХ вв. П. Лесгафт определил следующие у с л о в и я, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью»: 1) атмосфера взаимного уважения. Человек, лишенный такой атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, слепая, неразумная материнская любовь делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом; 2) наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выполняет мать, но это может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей; 3)регулярный, общественно полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель; 4) исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие раздражители, не вырабатывается способность к целеустремленной деятельности; 5) гармоническое развитие способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду; игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой и т.д. Ведь неизвестно, в какой области деятельности может проявиться особый талант ребенка; б) соблюдение принципа постепенности и последовательности. 110 мере роста и развития ребенка задания должны становится все более сложными, но должны быть посильными, иначе он потеряет к ним интерес
7) ограничение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строю контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить примером безнравственного поведения. • С точки зрения современной педагогики, для успешного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты — взаимоотношения между супруга14гI культура их общения — определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми; — контакт глаз между родителями и детьми — очень важен не только дня установления хорошего взаимопонимания, но и для удовлетворения эмоциональной потребности ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд; — физический контакт (поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и т.д.) является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений; —пристальное внимание — позволяет ребенку чувствовать себя значимой личностью, поскольку ею не только замечают, но и вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместным делом, играют в различные игры; — дисциплина — последовательность требований, соответствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку. Причины неправильного воспитания в семье Неправильное воспитание в семье уродует характер ребенка, обрекает ею на невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого воспитания в семье различны: — безнадзорность, или бесконтрольность — родители излишне заняты своими делами, не уделяют должного внимания ребенку, —в итоге, предоставленный самому себе, он проводят время в поиске увеселений, попадает под негативное влияние уличных компаний;
— гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты, — в результате, становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах; — воспитание по типу 3олугакщ, то есть в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности или озлоблению детей; — жестокое воспитание — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. Ушинский указывал, что страх - самый сильный источник таких пороков, как жестокость, озлобленность, приспособленчество и угодничество; — воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагают недетские заботы, — в итоге появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за свое благополучие и благополучие близких; — физическое наказание — педагоги-ученые называют его синдромом «опасного обращения» с детьми, поскольку оно может наносить ребенку не только физические, но и психические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко становятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и тяжело адаптируются в трудовых коллективах; • Причиной неправильного воспитания в семье является также ложный авторитет родителей: -авторитет подавления—родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказанием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость; — авторитет чванства — строится на высокомерном стремлении к славе, почитанию и превосходству, на кичливом демонстрировании своих достоинств, в том числе и своим детям. Все это формирует у ребенка аналогичный стиль поведения;
— авторитет педантизма — родители ведут себя с детьми как бюрократы, всегда настаивают на своем, даже в мелочах. Такой авторитет убивает детскую инициативу и самостоятельность; — авторитет резонерства — родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуждениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма; — авторитет любви — сентиментальные родительские признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так воспитываются интриганы — люди, склонные к неблаговидным, скрытным действиям против кого-нибудь; — авторитет доброты — детям все разрешается за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний; авторитет дружбы — родители не соблюдают необходимую дистанцию, и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их требований; — авторитет подкупа — послушание детей покупается подарками или обещаниями, что делает их меркантильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хорошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|