Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра и труд как условия самореализации личности




Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле—это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» — Г. Гессе; «Человек-играющйй» — Й. Хайзенги) свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смысла) в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

• Функции игры в жизнедеятельности человека:

— предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

— моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;

— создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;

— сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;

— выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.;

— создание пространства для фантазии, импровизации, чего-то нового;

— удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.

Игры бывают подвижные и интеллектуальные; индивидуальные, парные и групповые; состязательные и ролевые.

Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.

• Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными.

• Игры для детей являются особенно важной формой жизнедеятельности, поскольку обеспечивают возможность овладения общественным опытом, а также физические, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, манипуляциях предметами. В этих играх, которые Ж. Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с мифы.

В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя, их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков — слов, букв, математических символов.

В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных— восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многим и сложностями в воспитании и обучении, так как в ней присутствуют юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.

Многие дидактические игры используются для упражнений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, выработки соответствующих умений. При изучении экономических дисциплин — это «дельта», «Презентаця», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.

Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе все большее количество поклонников. Однако, наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них, механизм образования которой основан на потребности человека ухода от реальности и принятия роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, удовлетворение потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.

В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностною развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости.

Развитие личности в трудовой деятельности

Трудовая деятельность, или просто труд (работа) — это процесс производства материальных либо духовных ценностей.

Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:

1) физический труд - производство ценностей материального содержания (труд токаря, тракториста, повара и т.д.);

2) интеллектуальный, или умственный, труд — производство ценностей духовного содержания (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).

• Выделяют также следующие виды труда: учебный, труд по самообслуживанию, семейно-бытовой, профессиональный, производительный, общественно-полезный и др.

В структуре жизнедеятельности человека труд занимает особое место. Благодаря труду сформировалось современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, какой он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, психический и социальный, то есть трудовая деятельность способствует разностороннему его развитию.

Согласно Конституции Республики Беларусь, труд определяется как «наиболее достойный способ самоутверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, общественно полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей.

‘Основные требования к учебно-воспитательному труду:

— сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся;

— доступность и посильность трудовой деятельности;

добросовестность и обязательность трудовой деятельности;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.

• Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими социальными функциями:

1) организационная — коллектив является субъектом управления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;

2) воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;

З) стимулирующая — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует трудовые взаимоотношения.

Для выполнения перечисленных функций коллектив должен пройти все стадии становления:

1) первая стадия — связана с взаимным принятием сотрудниками друг друга; совместно вырабатываются нормы делового взаимодействия, однако в личных отношениях сотрудники руководствуются собственными нормами и правилами;

2) вторая стадия — все принимают участие в выработке и принятии коллективных решений; формируется актив трудового коллектива и общие нормы поведения его членов;

З) третья стадия — усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождествление себя с коллективом;

4) четвертая стадия — внешний контроль работы членов коллектива превращается в самоконтроль; коллектив становится зрелой естественной формой социальной жизнедеятельности его членов.

 

60. Профессиональная самореализация личности

Профессиональная самореализации личности начинается с профессионального самоопределения, то есть выбора профессии.

• На выбор профессии влияют следующие факторы:

— позиция родителей и родственников;

— позиция учителей и классных руководителей;

— профессиональные личные и жизненные планы;

— способности и их проявления;

— информированность о той или иной профессии;

— интересы и склонности.

В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту ИЛИ иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой специальности, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий:

1) человек — человек;

2) человек — природа,

З) человек — техника,

4) человек — знаковая система,

5) человек — художественный образ.

Например, экономические специальности по данной классификации относятся к типу «человек— знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистичёский, предпринимательский или конвенциональный. для наглядности более подробно рассмотрим два последних типа личности:

— предпринимательский — рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения; избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом; в профессиональном выборе — все виды предпринимательства;

— конвенциональный — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку; в профессиональном выборе — банковская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со способом поучения соответствующей специальности, места работы и должности.

Дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, ею стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время связано с непрерывным образованием, которое вклю4ает в себя организационное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью.

Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

— овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

— профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.;

— осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

• На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:

1) этап роста (от рождения до 15 лет). Уже к 15 годам начинает развиваться профессиональная «Я-концепцию». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях; у них проявляется интерес к определенным профессиям;

2) этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей прикидывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать;

З) этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если

в первой половине этого этапа возможна перемена места работы

и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма;

4) этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее; продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени;

5) этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...