Игра и труд как условия самореализации личности
Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле—это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» — Г. Гессе; «Человек-играющйй» — Й. Хайзенги) свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смысла) в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. • Функции игры в жизнедеятельности человека: — предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах; — моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.; — создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи; — сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению; — выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.; — создание пространства для фантазии, импровизации, чего-то нового; — удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей. Игры бывают подвижные и интеллектуальные; индивидуальные, парные и групповые; состязательные и ролевые. Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.
• Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными. • Игры для детей являются особенно важной формой жизнедеятельности, поскольку обеспечивают возможность овладения общественным опытом, а также физические, интеллектуальное, нравственное развитие личности. В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, манипуляциях предметами. В этих играх, которые Ж. Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с мифы. В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя, их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков — слов, букв, математических символов. В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных— восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многим и сложностями в воспитании и обучении, так как в ней присутствуют юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию. Многие дидактические игры используются для упражнений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, выработки соответствующих умений. При изучении экономических дисциплин — это «дельта», «Презентаця», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.
Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе все большее количество поклонников. Однако, наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них, механизм образования которой основан на потребности человека ухода от реальности и принятия роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, удовлетворение потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем. В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностною развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости. Развитие личности в трудовой деятельности Трудовая деятельность, или просто труд (работа) — это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида: 1) физический труд - производство ценностей материального содержания (труд токаря, тракториста, повара и т.д.); 2) интеллектуальный, или умственный, труд — производство ценностей духовного содержания (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.). • Выделяют также следующие виды труда: учебный, труд по самообслуживанию, семейно-бытовой, профессиональный, производительный, общественно-полезный и др. В структуре жизнедеятельности человека труд занимает особое место. Благодаря труду сформировалось современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, какой он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, психический и социальный, то есть трудовая деятельность способствует разностороннему его развитию.
Согласно Конституции Республики Беларусь, труд определяется как «наиболее достойный способ самоутверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, общественно полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей. ‘Основные требования к учебно-воспитательному труду: — сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся; — доступность и посильность трудовой деятельности; добросовестность и обязательность трудовой деятельности; — сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности. • Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими социальными функциями: 1) организационная — коллектив является субъектом управления своей общественно-полезной трудовой деятельностью; 2) воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду; З) стимулирующая — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует трудовые взаимоотношения. Для выполнения перечисленных функций коллектив должен пройти все стадии становления: 1) первая стадия — связана с взаимным принятием сотрудниками друг друга; совместно вырабатываются нормы делового взаимодействия, однако в личных отношениях сотрудники руководствуются собственными нормами и правилами; 2) вторая стадия — все принимают участие в выработке и принятии коллективных решений; формируется актив трудового коллектива и общие нормы поведения его членов; З) третья стадия — усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождествление себя с коллективом; 4) четвертая стадия — внешний контроль работы членов коллектива превращается в самоконтроль; коллектив становится зрелой естественной формой социальной жизнедеятельности его членов.
60. Профессиональная самореализация личности Профессиональная самореализации личности начинается с профессионального самоопределения, то есть выбора профессии. • На выбор профессии влияют следующие факторы: — позиция родителей и родственников; — позиция учителей и классных руководителей; — профессиональные личные и жизненные планы; — способности и их проявления; — информированность о той или иной профессии; — интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту ИЛИ иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой специальности, ее материальную и социальную значимость. Согласно теории российского психолога Е. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: 1) человек — человек; 2) человек — природа, З) человек — техника, 4) человек — знаковая система, 5) человек — художественный образ. Например, экономические специальности по данной классификации относятся к типу «человек— знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистичёский, предпринимательский или конвенциональный. для наглядности более подробно рассмотрим два последних типа личности: — предпринимательский — рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения; избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом; в профессиональном выборе — все виды предпринимательства; — конвенциональный — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку; в профессиональном выборе — банковская служба, статистика, программирование, экономика. После выбора профессии человек определяется со способом поучения соответствующей специальности, места работы и должности.
Дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, ею стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Профессиональное самосовершенствование в наше время связано с непрерывным образованием, которое вклю4ает в себя организационное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает: — овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности; — профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.; — осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы. • На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов: 1) этап роста (от рождения до 15 лет). Уже к 15 годам начинает развиваться профессиональная «Я-концепцию». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях; у них проявляется интерес к определенным профессиям; 2) этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей прикидывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать; З) этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма; 4) этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее; продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени; 5) этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|